Трасса М-11 стала испытательным полигоном для беспилотных грузоперевозок

ЭкспертАвто

Дальнобойщики смогут расслабиться

Трасса М-11 (Москва — Санкт-Петербург) стала испытательным полигоном для беспилотных грузоперевозок. И соревнованием «СтарЛайна», КамАЗа и «Сберавтотеха» на лучшую систему робовождения

Александр Астапов

Тягачи КамАЗ оснащены собственным робопилотом четвертого уровня, подразумевающим вмешательство водителя в экстренных ситуациях. И при движении на нероботизированных участках трассы, само собой — например, на объезде Твери по участку М-10. TASS

На трассе М-11 «Нева» (Москва — Санкт-Петербург) дан старт автономным грузоперевозкам беспилотными автомобилями. М-11 назначена «цифровой песочницей» для проекта «Беспилотные логистические коридоры». До 2024 года перевозки будут осуществляться в рамках экспериментального правового режима (ЭПР). Расходы на реализацию программы из федерального бюджета на этот срок — 5,2 млрд рублей, включая создание перегрузочных хабов в подмосковных Химках и в поселке Шушары (Ленинградская область) и «роботизацию» самой магистрали. До сих пор не закончен северный обход Твери, поэтому пока, до конца следующего года, придется выезжать на участок «неинтеллектуальной» трассы М-10 в ручном режиме. Запланированный же Минтрансом на этот год объем автоматизированных грузоперевозок по М-11 шестью машинами — 32,7 млн тонно-километров за 2500 проездов. В 2024-м намечается увеличить объемы более чем вчетверо вдвое большим количеством роботраков.

О том, что представляет собой «грузовая» беспилотность, «Эксперт» уже писал (см. «Киберпанк на дорогах», № 25 за 2021 год). Напомним кратко. В отличие от беспилотных такси, опирающихся в основном на собственный интеллект и лишь отчасти на треки спутниковой навигации, роботраки обладают относительно урезанной бортовой системой в пользу внешней. Вовне же умная дорога включает в себя центр управления, отслеживающий изменения на дороге в режиме реального времени (автоматически, но под контролем диспетчеров) и вносящий их в высокоточную цифровую карту трассы, а также координирующий между собой транспортные средства посредством 5G-связи. Разработка, к слову, отечественная: цифровой двойник магистрали создан РосдорНИИ и компанией «СофтТелематика».

Таким образом, лидаров и радаров машине требуется меньше, бортовой компьютер не столь мощный — зато обмен информацией на всем протяжении дороги с диспетчерской и «внешним мозгом» более плотный. Водитель при этом сидит в кабине, но занят только на въезде и съезде с трассы, а также в качестве экспедитора.

Такой робопилот дешевле «городского», а вот умная дорога, по разным оценкам, стоит от 5 до 20 млн рублей за каждый километр. Главное же преимущество «радиоуправления» в возможной скорости движения, намного большей, чем 60 км/ч, по сей день непреодолимого барьера для беспилотных такси. Кроме того, на магистрали, проходящей вне городской застройки, куда меньше возможных опасных ситуаций, что требует меньшего времени на обучение машины ездить, а потому меньший «вступительный взнос» для желающих войти в тему, которая впоследствии может стать серьезным бизнесом для производителей робокомплектов.

Робопилот «СтарЛайна» установлен на тягач Mercedes, но, как и аналогичная система «Сберавтотеха», может быть приспособлен к любому «дальнобойному» грузовику. TASS

Ожидается, что беспилотность повысит эффективность перевозок. Уже на первом этапе оптимизированный ИИ-режим движения позволит экономить топливо, увеличит среднюю скорость, а главное — кардинально сократит аварийность. В дальнейшем же это даст возможность круглосуточного движения с минимумом остановок на дозаправку. Пока же об экономической эффективности говорить рано: по официальным данным на конец 2021 года, расчетная цена беспилотного КамАЗа-54907 с четвертым уровнем автономности составляла порядка 19 млн рублей (в два с лишним раза больше обычного тягача). Сейчас же, по данным неофициальным, — около 20 млн, это тоже вдвое больше цены грузовика-носителя (но уже более простого, модели 54901).

Очень дорого, но эффект масштаба должен многократно снизить цену «беспилотной» части. И не только благодаря внедрению тысяч «дальнобойных» тягачей. Аналогично устроены «автопилоты» автомобилей для технологических (внутризаводских, складских, портальных, карьерных) и арктических перевозок, работу над которыми ведут КамАЗ, «Урал», «Эвокарго» и другие. А эти сегменты представляются едва ли не более перспективными в экономическом плане. Технологическому транспорту, движущемуся по закрытым территориям, дешевле обустроить умную дорогу, арктическим же она и вовсе не нужна: диспетчерский пульт и «внешний мозг» обустраиваются в машине, ведущей караван. Даже при нынешней относительно низкой зарплате водителей (но уже проступившем дефиците кадров и малой популярности профессии у молодых) такие системы могут окупаться быстрее «дальнобойных», а подавно роботакси и рободоставщиков.

В «дальнобойном» же эксперименте на М-11 участвуют КамАЗ, «СтарЛайн», «Глобалтрак лоджистик», «Магнит», «Газпромнефть-снабжение», ПЭК и оператор дороги «Автодор». В ближайшем будущем к ним присоединится «Сберавтотех».

Итак, четыре логистические компании, оператор умной дороги и три разработчика робота-дальнобойщика. Кто первый из троицы? КамАЗ первый получил одобрение типа транспортного средства, а 14 июня три его тягача перевезли первый груз с максимальной скоростью 90 км/ч. Поездка прошла успешно и даже с опережением графика на час, стационарные системы сопровождения тоже показали себя как надо. Вот только к этому моменту тягачи «СтарЛайна» и «Сберавтотеха» не первый месяц ездили по трассе («СтарЛайн» так и вовсе заявил о начале испытаний на М-11 в октябре 2021 года). А 13 июня грузовик «СтарЛайна» был продемонстрирован прессе (компания назвала мероприятие «открытыми испытаниями», пройдя под наблюдением журналистов участок от Зеленограда до Твери. Всего же в тот день машина прошла 684 км со средней скоростью 65 км/ч. КамАЗ же тестировал технику на своих площадках и полигоне НАМИ. В основном на своей закрытой площадке тестировали технику и в «Сберавтотехе», официально включившемся в «гонку грузовиков» позже других, осенью прошлого года. И вслед за КамАЗом сертифицировали свою технику. Чей робот совершеннее — покажет только практика грузоперевозок, в процессе которых будет и совершенствоваться софт, а возможно, и меняться конфигурация харда — лидаров, радаров, инерционных датчиков…

В планах правительства — создать к 2030 году сеть из 19,5 тыс. километров «беспилотных» федеральных дорог, включая грузовой коридор, соединяющий Москву и Санкт-Петербург с Западным Китаем. На протяжении которого «дальнобойщикам» придется лишь изредка контролировать матчасть и дозаправлять автомобили. По дороге попивая кофе да раскуривая сигару, а может, и макая ее в стакан с коньяком.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Разгрузи потихоньку помойку Разгрузи потихоньку помойку

Гибридный «Урал» — лучшая альтернатива и дымящим-рычащим мусоровозам

Эксперт
Весна приходит не одна: как бороться с аллергией на пыльцу? Весна приходит не одна: как бороться с аллергией на пыльцу?

Что важно знать о поллинозе, чтобы пережить период активного цветения растений

Maxim
Гана и другие: снова в долгах Гана и другие: снова в долгах

Как и 30 лет назад, неуправляемые долги африканских стран — это головная боль

Эксперт
45 в «кубе» 45 в «кубе»

За что мы любим «Гелендваген»

Автопилот
Перенести завод из ХХ века в ХХI Перенести завод из ХХ века в ХХI

Как добиться максимального эффекта цифровизации промышленности?

Эксперт
Первый элемент Первый элемент

Академик Михаил Федонкин — о сформировавшихся под влиянием жизни минералах

Наука
Из имамов в российские дворяне Из имамов в российские дворяне

После капитуляции в ауле Гуниб Шамиля ждал почётный плен в России

Дилетант
«Режимы движения» и их влияние на системы автомобиля «Режимы движения» и их влияние на системы автомобиля

Зачем внедорожникам нужны «режимы движения»?

4x4 Club
Как выбрать леску для триммера: виды, отличия, рекомендации Как выбрать леску для триммера: виды, отличия, рекомендации

Какой леской лучше косить траву триммером? На что обратить внимание при выборе?

CHIP
Жена Николая Еременко: «В самом начале нашего романа Коля предупредил меня, что женат» Жена Николая Еременко: «В самом начале нашего романа Коля предупредил меня, что женат»

«Я хочу дать тебе свою фамилию. Никаким женам не давал, а тебе дам»

Караван историй
Чем полезен щавель и кому лучше от него отказаться Чем полезен щавель и кому лучше от него отказаться

Щавель насыщен витаминами и органическими кислотами, а потому очень полезен

РБК
Сколько нужно ходить, чтобы «активировать» ваш мозг Сколько нужно ходить, чтобы «активировать» ваш мозг

Почему нам всем нужно больше ходить?

ТехИнсайдер
Самый первый iPhone. Когда вышел и каким он был Самый первый iPhone. Когда вышел и каким он был

Кто создал iPhone, как он выглядел и сколько стоил

Цифровой океан
Список Будисавлевич: как домохозяйка спасла из немецких концлагерей тысячи детей Список Будисавлевич: как домохозяйка спасла из немецких концлагерей тысячи детей

Как Диана Будисавлевич в годы гитлеровской оккупации спасала детей

Forbes
«От саванны до дивана: Эволюционная история кошек» «От саванны до дивана: Эволюционная история кошек»

Почему внешность домашних кошек разнообразнее, чем у их предков

N+1
Опытным путем Опытным путем

Шеф-повара вспоминают жизненные уроки на старте своей карьеры

Grazia
Менялы вместо банков Менялы вместо банков

Перевод денег из России в другие страны превратился в настоящий квест

Монокль
Совладелица WeFamilyGroup — о развитии гастрономии в малых городах Совладелица WeFamilyGroup — о развитии гастрономии в малых городах

Марина Старчикова о том, как как развивается ресторанная индустрия в регионах

РБК
Почему вы всегда опаздываете Почему вы всегда опаздываете

Почему же вы продолжаете опаздывать?

ТехИнсайдер
«Нам в пять утра срочно нужен кокошник, у кого есть?»: как сейчас работают художники по костюмам в кино «Нам в пять утра срочно нужен кокошник, у кого есть?»: как сейчас работают художники по костюмам в кино

Как устроена профессия художника по костюмам, чем она хороша и плоха?

Правила жизни
Отрывок из книги «Освенцим. Любовь, прошедшая сквозь ад» Отрывок из книги «Освенцим. Любовь, прошедшая сквозь ад»

Глава из реальной истории о том, как любовь может провести человека через ад

СНОБ
Самая длинная династия Самая длинная династия

О судьбе египетского рода, подарившего миру духи, археологию и монотеизм

Правила жизни
Хватит валять дурака: 10 рабочих советов, как перестать лениться Хватит валять дурака: 10 рабочих советов, как перестать лениться

Как разорвать этот порочный круг и победить чувство лени

ТехИнсайдер
Где русская женщина, там всегда притяжение Где русская женщина, там всегда притяжение

Юлия Пересильд известна своей искренностью — это делает ее неуязвимой

OK!
Необычные майские Необычные майские

5 вариантов отдыха на праздники – собрали самые интересные идеи

Лиза
Петербург — столица стритвира Петербург — столица стритвира

Суровый вайб южных городских окраин — в сердце бренда Питерский Щит

Собака.ru
Топ-10 необычных и полезных приборов для кухни Топ-10 необычных и полезных приборов для кухни

Гаджеты, которые упрощают привычные бытовые дела на кухне

ТехИнсайдер
«Джеймс Уэбб» подтвердил наличие экзопланеты в протопланетном диске путем ее необнаружения «Джеймс Уэбб» подтвердил наличие экзопланеты в протопланетном диске путем ее необнаружения

Телескоп понаблюдал за спиральным протопланетным диском у звезды MWC 758

N+1
Рим наш Рим наш

Разбираемся в том, как работало римское усыновление

Правила жизни
В будущем самолеты могут стать полностью бесшумными В будущем самолеты могут стать полностью бесшумными

Возможно ли, что у самолетов будут бесшумные двигатели? Это вполне реально.

ТехИнсайдер
Открыть в приложении