В России стремительно растут сети продовольственных магазинов-дискаунтеров

ЭкспертБизнес

Цунами дешевых магазинов

В России стремительно растут сети продовольственных магазинов-дискаунтеров, предлагающие базовую корзину продуктов стандартного качества по радикально низким ценам

Анастасия Матвеева

Продажи сети дискаунтеров «Чижик» во втором квартале 2022 года выросли в 28 раз год к году

До этого московского магазина не так просто добраться: он спрятался в жилом массиве в районе Павелецкого вокзала, где пока преобладают промзоны и мастерские, вдали от плотного трафика потенциальных покупателей. Снаружи магазин похож на громадный гараж, выкрашенный в красно-оранжевый цвет. На гладком фасаде только маленькая птичка и надпись «Чижик». Зная, что «Чижик» позиционируется как так называемый жесткий дискаунтер, заходим туда с опаской, ожидая увидеть грязноватое тесное помещение с разбросанным повсюду безликим товаром. Но наши опасения не оправдываются: интерьер торгового зала, конечно, минималистичный, но здесь поддерживается чистота, упаковки с продуктами уложены вполне цивилизованно — не в коробки на полу и не на паллеты, а, как в супермаркете, на стеллажи и застекленные витрины. Проходы тоже нормальной ширины: там вполне могут разъехаться две тележки. Для последних, кстати, предусмотрены специальные ворота за кассой, да еще с указателем, чтобы покупатель, расплатившись, мог вернуть пустую тележку на место. Правда, людей в магазине немного.

Но это в Москве. А вот во Владимире, где корреспондент «Эксперта» тоже заглянул в один из «Чижиков», оказался аншлаг и к двум имеющимся кассам выстроились очереди. Видно было, что покупатели здесь — самые обычные горожане: «Чижик» вовсе не «нищенский супермаркет», как написал кто-то в интернете. Хотя, конечно, главная причина зайти в магазин — низкие цены: по сравнению с самыми дешевыми позициями в «Пятерочке» такие же товары в «Чижике» стоят на 15–75% меньше.

Однако «Чижик», запущенный в 2020 году компанией X5 Retail, не единственная в России сеть «жестких» дискаунтеров: в последнее время такой формат пользуется популярностью. В 2020–2021 годах также заявили о себе «Моя цена» ретейлера «Магнит» и «365+» ГК «Лента». На этом фоне, к примеру, сеть «Да!» группы «О’Кей», появившаяся в 2015 году, выглядит ветераном. Общее количество подобных магазинов превышает 1000, а к концу года должно перевалить за 1500. За счет активного открытия новых точек выручка «жестких» дискаунтеров увеличивается существенно быстрее, чем в магазинах других форматов материнских компаний. Например, в «Чижике» сообщают, что во втором квартале 2022 года по сравнению с аналогичным периодом 2021-го продажи повысились в 28 раз, достигнув 10,9 млрд рублей, — а «Пятерочка» за тот же период выросла всего на 19%. «Моя цена» по этому же показателю прибавила 60%, «Магнит» — 20%. У сетей «365+» и «Да!» за первое полугодие текущего года рост выручки составил 150 и 63% соответственно.

Планы сетей свидетельствуют о том, что они обнаружили гигантский незанятый рынок. Согласно заявленной «Магнитом» стратегии развития до 2025 года, ретейлер планирует открывать по 300–600 дискаунтеров «Моя цена» в год, включая органические открытия и переформатированные магазины у дома. Как заявил президент и гендиректор «Магнита» Ян Дюннинг, в целом емкость рынка для дискаунтеров компании он оценивает в 10–15 тыс. магазинов — в полтора раза больше, чем «Магнитов» (9246 точек). «Чижик» только до конца этого года рассчитывает удвоить количество точек, доведя его до 500. При этом генеральный директор «Чижика» Илья Якубсон заявил о планах ускорить развитие формата, пообещав в ближайшие три года открыть 3000 новых магазинов. В группе «О’Кей», насчитывающей 160 дискаунтеров «Да!», намереваются вводить по 50–70 новых точек в год и полагают, что через пару лет они составят половину бизнеса компании.

В итоге, по самой осторожной оценке, базирующейся на статистике развитых рынков, в среднесрочной перспективе доля дискаунтеров на рынке ретейла с нынешних 2–4% увеличится до 20%. Есть и более смелые прогнозы, учитывающие нарастающий кризис в экономике и новейшие тренды в сетевой рознице. Так, Иван Федяков, генеральный директор аналитического агентства Infoline, уверен: через пять-десять лет в первой десятке ретейлеров большинство будут дискаунтерами.

Дискаунтер — это не только низкие цены

Основанием для сенсационных прогнозов относительно захвата розничного рынка магазинами такого формата служит прежде всего их бизнес-модель. К пониманию которой, впрочем, рынок пришел не сразу.

Для простого покупателя любой формат розницы, предлагающий ему низкие цены, — дискаунтер. Но это не так. Оптимальная модель дискаунтера сформировалась пару десятилетий назад; классическим примерами считаются сети Lidl и Aldi — изначально немецкие, но позже ставшие международными. В 1960–1970-е годы это были треш-магазины, расположенные в плохих районах с очень низкой арендной платой, в плохо освещенных помещениях. Ассортимент в них был крайне скудным и состоял в основном из продуктов длительного хранения — консервов и бакалеи. Среди товаров не было известных брендов, предлагалась продукция no name. Зачастую сюда попадала еда с истекающим сроком годности, выкупленная по дешевке в других магазинах. Рачительные немцы заезжали в такие дискаунтеры на автомобилях раз в месяц-полтора, чтобы запастись строго определенным ассортиментом, при этом делая повседневные покупки в магазинах у дома или супермаркетах.

Постепенно бизнес-модель дискаунтеров эволюционировала, и ключевым способом достижения низких цен стал контроль за всей цепочкой формирования себестоимости товара, результатом чего стало появление собственных торговых марок (СТМ). «Себестоимость СТМ-товаров для ретейлера ниже, чем сторонних брендов, так как ретейлер берет на себя часть рисков по знакомству потребителя с продуктом и расходы на маркетинг, рекламу и промоактивности падают на плечи сетей», — подчеркивает Анна Буйлакова, аналитик ФГ «Финам».

В сети «Да!» отмечают, что цены на СТМ в среднем на 20–30% ниже, чем на товары сопоставимого качества. В магазине «Моя цена» разница может быть кратной, как, например, в случае с сублимированным кофе, представленным под СТМ (159,99 рубля) и под известным брендом (359,99 рубля).

За счет СТМ повышается такой финансовый показатель бизнеса, как оборачиваемость товара, что прямо влияет на рост выручки и прибыли. Дело в том, что дискаунтеры торгуют с минимальной на рынке наценкой и не пользуются обычной уловкой ретейлеров, когда низкая цена на одну товарную категорию компенсируется завышенной ценой на другую. Известно, что у Aldi наценка составляет 12%; по словам Ивана Федякова, российские дискаунтеры, судя по всему, работают около этой же планки, имея норму прибыли не выше 5–8%. «Дискаунтеру все равно, какие цены у конкурентов, но у него нет права на ошибку в формировании ассортимента: нужно поставить на полку именно то, что нужно покупателю. Все будет зависеть от продукта и ожиданий потребителя», — резюмирует Иван Федяков.

Такой подход отличает дискаунтер от других магазинов экономкласса, бизнесмодель которых состоит в отслеживании ценового предложения и назначении цен ниже рынка. По данной схеме, в частности, работает крупная сеть «Светофор», выросшая из компании оптовой торговли: у нее есть опыт взаимодействия с базами, другими оптовиками и производителями no name продукции в поисках самого дешевого товара, включая собственный импорт. Поэтому набор и объем продуктов в магазинах этой сети кажется случайным: рядом с обычной для розницы упаковкой могут стоять ведрышки майонеза и сметаны весом в пару кило, явно предназначенные для общепита, большие фабричные коробки небрендированного печенья, напоминающие о стихийных мелкооптовых рынках, замотанные в пленку по 12 штук литровые пакеты молока «Домик в деревне» и т. п.

«Жесткие» дискаунтеры таких вольностей в ассортименте не допускают, иначе провиснет оборачиваемость. Полка здесь тщательно продумана: вместо пяти брендов сока ставится один. Да и возможность выбора для покупателя сводится к самым востребованным сортам, скажем томатному и апельсиновому, — пусть другие сети торгуют мультифруктовым и вишневым. В витрине с молочными продуктами вы найдете по одному виду сметаны, кефира, ряженки, творога, сливочного масла. Такая же картина с мясными продуктами, яйцами. В некоторых товарных категориях предлагается минимальный выбор — между СТМ и каким-то известным брендом. При этом покупатель гарантированно сможет собрать базовую продуктовую корзину.

После оптимизации ассортимента по оборачиваемости плотность продаж (продажи с 1 кв. м торговой площади) в «Чижике» оказалась на 138% выше, чем в «Пятерочке». Оборачиваемость запасов в «Моей цене» на 30–40% выше, чем в магазинах у дома «Магнит».

Тонкие настройки для небогатых покупателей

Фон, на котором развиваются в настоящее время сети дискаунтеров, — снижение реальных доходов населения. Они начали падать в пандемийный год и до сих пор не восстановились; более того, по данным Росстата, в 2022 году они снова снизятся на 2,2%. Поэтому такой мотив потребительского поведения, как поиск низких цен, усиливается. Исследование, проведенное агентством «Ромир», показало, что за первые три недели марта этого года доля «жестких» дискаунтеров в покупках россиян увеличилась с 4,7 до 6,1%. При этом рост среднего чека в дискаунтерах в первом полугодии 2022 года к первому полугодию прошлого года превысил инфляцию и составил 15,4% в «Да!», 28,4% — в «Моей цене» и 44,6% — в «Чижике».

В новейшей истории России уже был период, когда на фоне низких доходов граждан возникали сети, называющие себя дискаунтерами, — 1990-е годы. На этот формат ориентировалис и «Магнит», созданный в 1994-м, и «Пятерочка» 1999 года рождения. Но тогда дело ограничивалось экономией на содержании магазинов, персонале и руководителях: так, основатель «Пятерочки» в свое время с гордостью подчеркивал, что в его кабинете стоит не дубовая мебель, как у многих директоров, а колченогий стол и кресло с рваной обивкой.

Сегодня ретейлеры вступили в эру дискаунтеров более приспособленными для реализации соответствующей бизнес-модели. Например, в начале 2000-х, когда в сетях появились СТМ, потребители восприняли их как некачественный продукт. Но потом отношение поменялось. «Компании начали активно работать над СТМ, конкурирующими с национальными брендами, и сейчас СТМ по качеству уже приблизились к их продукту. Правда, во многих случаях это были товары в ценовой нише “средний плюс”, как в “Перекрестке” или “ВкусВилле”», — говорит Иван Федяков.

Действительно, СТМ крупных сетей стараются привлечь покупателей особенными характеристиками продуктов: экологически чистыми компонентами, нацеленностью на ЗОЖ и др. В случае же с «жесткими» дискаунтерами акцент делается не на специфические свойства — СТМ просто должны гарантировать потребителю стандартное качество массмаркета и безопасность товара.

В этом смысле дополнительными возможностями обладает сеть «Моя цена». Будучи ответвлением «Магнита», она может опираться на его собственные 13 пищевых и четыре агропромышленных производства, расположенных в Краснодарском крае, Московской, Саратовской, Тверской, Самарской, Липецкой областях, Башкортостане. Другие сети размещают заказы у производителей, чьих маркетинговых ресурсов оказалось недостаточно, чтобы создать сильный бренд.

В сети дискаунтеров «365+» рост выручки за первое полугодие текущего года составил 150% год к году

Следующим этапом в развитии СТМ у «жестких» дискаунтеров, судя по всему, должна стать конкуренция между брендами сетей. Ассоциация с брендом сети может сыграть положительную роль в укреплении ее позиций на рынке, и европейские классики жанра научились пользоваться этим для привлечения покупателей. Скажем, французский Carrefour сделал приманкой вкуснейшее мороженое — люди заходят за ним, а выходят с сумками, набитыми продуктами.

Нечто похожее может быть и у нас. В отзывах покупателей о магазинедискаунтере встречается, например, такое: «Магазин... вполне нормальный, молочка вообще огонь, особенно мороженое». Но пока этот процесс протекает стихийно. По словам Ивана Федякова, СТМ в отечественных дискаунтерах не ассоциируются с брендами самих магазинов — в отличие от тех же Lidl и Aldi. Так, СТМ «Чижика» выглядят как независимые бренды: «Светаево», «Вернер», «Щедрый год», Greenola, Axl, Tafo. В магазины «365+» одноименная СТМ перекочевала из «Ленты». Аналогичная история с СТМ «Моя цена», представленной и в дискаунтерах «Моя цена», и в магазинах у дома «Магнит».

В то же время у российских сетей есть серьезное преимущество перед западными: они формируются на базе крупной розницы. Это помогает дискаунтерам снижать цену единицы поставки при закупке и опираться на налаженные связи. Например, один и тот же региональный производитель, специализирующийся на выпуске молочной продукции под СТМ для розницы, поставляет ее и в «Чижик», и в «Пятерочку», и в «Перекресток», только под разными марками. В «О’Кей» тоже подчеркивают фактор синергии с гипермаркетами в организации цепочек поставок и получении более выгодных условий закупки от поставщиков.

К плюсам связи с крупными сетями относятся также отлаженная логистика, оптимизирующая издержки доставки товаров, и накопленный опыт ее построения. В частности, «Чижик» активно строит распределительные центры: четыре уже работают в разных точках страны, до конца года планируется открыть еще один в Москве. Так что любителям отечественных «жестких» дискаунтеров может быть доступен и ограниченный ассортимент известных брендов: в «Чижике» — молоко и сметана «Простоквашино» или фарш от «Мираторга», в «Моей цене» — мороженое «Лакомка» или йогурт «Активиа».

Немаловажно и то, что наши дискаунтеры зачастую опираются на профессионализм менеджеров. Например, возглавивший проект «Чижик» Илья Якубсон — бывший президент сети «Дикси», показавший себя отличным антикризисным управляющим на фоне девальвации рубля в 2015 году и спада продаж. «В “Чижике” сильная команда», — подтверждает Иван Федяков. А у сети «Да!» есть возможность приобщиться непосредственно к европейскому ноухау: ее курирует генеральный директор головного ретейлера «О’Кей» Армин Бургер, имеющий опыт работы в Aldi.

При этом бизнес-модель российских дискаунтеров продолжает совершенствоваться. В ближайших планах «Чижика» — наращивание доли СТМ в обороте с нынешних 40 до 50% к концу года, а в перспективе — до 90%. В магазинах «Моя цена» доля СТМ сейчас составляет всего 20%, но до конца года тоже вырастет до 50%; параллельно там намерены создать эксклюзивную СТМ. В стратегии «Магнита» написано, что в настоящий момент их дискаунтер скорее можно отнести к «мягким», но его планируется перевести в «жесткий» формат. Вероятно, это приведет к сокращению ассортимента, который сегодня достигает 2000 SKU (учетных товарных позиций), тогда как у «Чижика» он насчитывает всего 800 SKU.

Светлое будущее: кругом одни дискаунтеры

Общим трендом для дискаунтеров — как старых европейских, так и российских — является наличие свежих продуктов питания: молочной продукции, мяса, птицы, сыра, кондитерских изделий с коротким сроком хранения, выпечки, овощей и фруктов. Причина проста: приспособление к особенностям спроса. Как сказал в интервью Армин Бургер, по приезде в Россию он в первую очередь отметил, что покупатели ориентированы на ежедневное потребление товаров категории «фреш», в частности овощей и фруктов. Поэтому в «Да!» доля этих продуктов в структуре продаж составляет 40%, и руководство сети намерено ее увеличить. Судя по опыту Испании, где «жесткие» дискаунтеры учли приверженность населения мясной диете и открыли отделы, торгующие через прилавок свежим мясом, принципиальных ограничений на пути «фрешизации» дискаунтеров, организационных и технологических, не существует.

Зато специалисты уже заметили другой, менее очевидный тренд — миграцию в сторону дискаунтера других розничных форматов. По словам Ивана Федякова, та же «Пятерочка» активно наращивает СТМ и одновременно сужает ассортимент, который до последнего времени насчитывал 5000 SKU. Если процессы будут идти такими же темпами — увеличение доли СТМ на 10% в год, — то через пять лет собственные марки составят в ассортименте «Пятерочки» 90%. При этом учетных товарных позиций станет максимум 3000 — больше, чем в «Чижике», но близко к нынешней «Моей цене», «мягкому» дискаунтеру. Не исключено, что и сети наподобие «Светофора» постепенно эволюционируют в эту сторону, как Aldi и Lidl. «Многое зависит от конъюнктуры рынка в будущем. Побеждает тот, кто умеет адаптироваться», — резюмирует Иван Федяков.

В конечном счете развитие формата дискаунтеров, по мнению участников рынка, это не только вопрос борьбы с экономическим кризисом. Речь идет об эволюции модели потребления: даже если депрессия сменится подъемом и доходы потребителей начнут расти, привычка экономно распределять семейный бюджет уже закрепится. Что, в свою очередь, породит новые сети дискаунтеров и будет способствовать совершенствованию технологий их работы.

Через пару лет сектор дискаунтеров составит половину бизнеса ГК «О’Кей»

Фото: TASS

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Болеешь — доплати Болеешь — доплати

Страховщики хотят получить доступ к медицинским данным потенциальных клиентов

Эксперт
Дядя честных правил Дядя честных правил

«Дядя Леша»: Юрий Деточкин нового времени

Weekend
Михаил Горбачев: «человек из позавчера и послезавтра» Михаил Горбачев: «человек из позавчера и послезавтра»

Человек, который пришел к власти слишком поздно для своего времени

Эксперт
Для кого звонит рассветный колокол новой деревни? Для кого звонит рассветный колокол новой деревни?

Факторы эффективности проектов развития территорий на примере движения Сэмаыль

Позитивные изменения
Могущество Запада уперлось в потолок Могущество Запада уперлось в потолок

США пытается ввести потолок цен для российской энергетики

Эксперт
Как определить забитый катализатор не снимая его. Признаки Как определить забитый катализатор не снимая его. Признаки

Все о проверке катализатора: признаки неисправности и способы ремонта

РБК
Комендант земного ада Комендант земного ада

История коменданта Андерсонвилля, капитана армии Конфедерации Генри Вирца

Дилетант
Всё что вам нужно знать об обновлённом Skoda Kodiaq Всё что вам нужно знать об обновлённом Skoda Kodiaq

Что изменилось в новом поколении Skoda Kodiaq?

4x4 Club
Норманны vs славяне. 300-летняя война Норманны vs славяне. 300-летняя война

Кого призвали старейшины: братьев-славян или братьев-варягов?

Дилетант
От Гоши из «Москва слезам не верит» до Наумова из «Красных линий»: как менялся образ мужчины в российском кино От Гоши из «Москва слезам не верит» до Наумова из «Красных линий»: как менялся образ мужчины в российском кино

Как образ мужчины в российском кино отражал динамику общественных событий?

Maxim
Банкократия Банкократия

Как получилось, что банки растут в разы быстрее, чем вся остальная экономика

Монокль
Важный нюанс, из-за которого у вас плохо получаются снимки с зумом Важный нюанс, из-за которого у вас плохо получаются снимки с зумом

Съемка с оптическим увеличением только на первый взгляд кажется простой

CHIP
Загадка «ангарского цветка» Загадка «ангарского цветка»

Ученые находят растения, которые относят к цветковым, в слоях юрского периода

Наука и Техника
Главный винодел России Леонид Попович: В СССР делали премиальное вино Главный винодел России Леонид Попович: В СССР делали премиальное вино

Как жили виноделы в годы горбачевской антиалкогольной кампании

СНОБ
«Как живые: Двуногие змеи, акулы-зомби и другие исчезнувшие животные» «Как живые: Двуногие змеи, акулы-зомби и другие исчезнувшие животные»

Какой была переходная форма от рыбы к четвероногому

N+1
Как по нотам Как по нотам

Никола Мельников об источниках вдохновения и подходе к пониманию искусства

Men Today
5 ошибок, которые могут привести к разводу после 20 лет брака 5 ошибок, которые могут привести к разводу после 20 лет брака

Что такое «серый», или «седой» развод?

Psychologies
Старость не радость? Старость не радость?

Человечество стареет. Тенденция отмечается практически во всех странах мира

Наука и Техника
День, неделя, месяц: сколько нужно общаться онлайн перед первым свиданием День, неделя, месяц: сколько нужно общаться онлайн перед первым свиданием

Нужна ли долгая переписка перед тем, как согласиться на живое свидание?

Psychologies
Почему манга читается справа налево и какой в этом смысл Почему манга читается справа налево и какой в этом смысл

Что такое манга и как её читать?

Maxim
Психиатр Венедикта Ерофеева — о том, каким он был человеком Психиатр Венедикта Ерофеева — о том, каким он был человеком

Как в Венедикте Ерофееве сочетался алкоголизм и интеллектуальность

СНОБ
Открыл тестостерон, но отказался от Нобелевки: кто такой Адольф Бутенандт, о котором кричали немецкие газеты в 1939 году Открыл тестостерон, но отказался от Нобелевки: кто такой Адольф Бутенандт, о котором кричали немецкие газеты в 1939 году

Этот ученый имел противоречивую славу, однако это не отменяет его вклада в науку

ТехИнсайдер
«Ищу мужа с шанхайской пропиской»: как работают китайские брачные рынки «Ищу мужа с шанхайской пропиской»: как работают китайские брачные рынки

Отношения в Китае: стихийные брачные рынки под открытым небом и феминизм

Forbes
Почему креативность — ключевой навык будущего Почему креативность — ключевой навык будущего

Почему работодатели стали обращать внимание именно на креативность сотрудников?

СНОБ
Больше молока от фермы до прилавка Больше молока от фермы до прилавка

Производство сырья и готовой продукции в молочном секторе будет увеличиваться

Агроинвестор
11 подсказок для общения с пожилыми родителями 11 подсказок для общения с пожилыми родителями

Как выстроить отношения взрослым детям со взрослыми родителями?

Psychologies
Самые известные пираты в истории Самые известные пираты в истории

Пираты, лихой судьбе которых позавидует сам капитан Джек Воробей!

Maxim
Удивительная история! Как корабль «Аделла Шорс» нашли спустя 115 лет после таинственного исчезновения Удивительная история! Как корабль «Аделла Шорс» нашли спустя 115 лет после таинственного исчезновения

Что случилось с американским судном, которое исчезло вместе с экипажем в 1909?

ТехИнсайдер
Неудачный дебют: почему «Чистильщик бассейнов» не дотягивает до большого кино Неудачный дебют: почему «Чистильщик бассейнов» не дотягивает до большого кино

Каким получился комедийный детектив о злостных коррупционерах

Forbes
Тревожная семья: может ли ребенок вырасти спокойным? Тревожная семья: может ли ребенок вырасти спокойным?

Как помочь детям вырасти спокойными и уравновешенными?

Psychologies
Открыть в приложении