Орхан Памук написал роман о чуме и борьбе за независимость

ЭкспертСобытия

«Чумные ночи» Орхана Памука: биография острова

Орхан Памук написал роман о чуме и борьбе за независимость

Вячеслав Суриков

Фото: Петр Ковалев/ТАСС

Героев своего нового романа Орхан Памук поместил на турецкий остров начала прошлого века, захваченный чумой. Писатель недвусмысленно указывает на то, что вдохновением для описываемых событий ему послужила современность — она без труда угадывается в тексте романа. Причина возникновения болезни неизвестна, ее разносчики — крысы. Властитель острова пытается справиться с болезнью с помощью карантина, но тот не оказывает должного действия: болезнь продолжается распространяться и выискивать себе новых жертв. Вакцины от нее не существует, а потому все, что остается жителям острова, — ждать, когда она уйдет по своей воле. В многостраничном романе если иногда что-то и происходит, то такое событие вязнет в общей ткани повествования: оно случается, но не порождает следующее событие, словно причинно-следственные цепочки под действием чумы перестали выстраиваться. Словно чума не только заперла людей по домам, но и остановила время.

Кажется, что в романе мы попадаем в некую историческую реальность: ее воссоздает писатель и через нее рассказывает нам о современности. Но на самом деле Орхан Памук играет в более сложную литературную игру — он имитирует историческую реальность, описывает ее не такой, какой та могла бы быть, а такой, какой она возникает в его воображении. Чтобы быть максимально убедительным, он оснащает свои описания множеством деталей и внутренних сюжетов, словно опирается не на свое воображение, а на исторические документы. Ему важно рассказать собственную историю, но, чтобы сделать ее привлекательной для читателя, он помещает ее на экзотический остров и для усиления эффекта обрушивает на него чуму. Однако роман совсем не про чуму и не про остров — он про ход истории, неожиданно столкнувшийся с препятствием, которое оказался не в силах преодолеть, и про людей, вынужденных существовать в этом вывихнутом времени.

Карантин в тексте Памука — способ спастись от чумы, который невозможно реализовать в его идеальном состоянии. Карантин легко назначить в качестве лекарства, но трудно осуществить. Карантин в «Чумных ночах» в какой-то момент становится навязчивой идеей, призрачной надеждой на спасение. Он словно должен не только избавить от чумы, но и разрешить все проблемы острова: для этого нужно просто запретить людям выходить из дома. И чем дальше, тем более масштабной становится идея карантина — она даже начинает соперничать с идеей Бога: тот не в состоянии спасти от чумы прихожан, устремляющихся в его храмы, тогда как карантин способен ее остановить. И лишь одна проблема остается в этом случае неразрешимой — страх смерти, которым охвачены жители острова. Карантин не избавляет от него, а только усиливает, делает более концентрированным — до такой степени, что человек однажды не выдерживает этого напряжения.

Позволив себе в двух предыдущих романах — «Мои странные мысли» и «Рыжеволосая женщина» — динамичный и увлекательный сюжет, Орхан Памук впал в многословную медлительность. Он словно начал писать растянутую экспозицию: решил ввести читателя в исторический мир — и не смог остановиться до конца романа. В какой-то момент решил привнести в сюжет элемент динамики и устроил загадочную смерть одного из персонажей, но даже не попытался высечь из нее хоть какие-то искры увлекательности. Писатель оказался загипнотизирован изначально заданным им темпом речи. С первых страниц романа он никуда не торопится, словно заранее зная, что у него впереди еще шестьсот с лишним страниц, и до последнего интригует читателя: тот не понимает, зачем ему рассказывают эту историю. Интрига так и остается нераскрытой. Он вставляет в роман события, которые, может, и имеют какое-то значение, но из их описания его трудно извлечь. Одно событие громоздится на другое, персонажи произносят реплики, совершают какие-то действия, но все они не связываются в единое полотно.

Орхан Памук словно предлагает читателю не роман, а бесконечные наброски к роману, порожденному опытом переживания пандемии. Мы получаем внушительное многостраничное произведение, но не понимаем, что с ним делать — в какую из ячеек сознания поместить. Во второй трети романа на острове, измученном карантином, меняется власть, островитяне провозглашают независимость. Казалось бы, вот он, искомый смысл: борьба с чумой может оказаться опаснее самой чумы, она пробуждает спящих в общественном подсознании чудовищ, которые, вырвавшись наружу, проявляют свою разрушительную силу. Но вместо того, чтобы остановиться и выдать эффектный финал, автор обретает второе дыхание и принимается писать послереволюционную историю острова. После того как он подробно описал борьбу с эпидемией, породившей избыточное социальное напряжение, одних властных структур, ему захотелось повторить социальный эксперимент и понаблюдать, смогут ли с аналогичной задачей справиться уже революционеры.

Но нет: если одни власти не сумели справиться с чумой, то не суждено это сделать и тем, кто пришел им на смену. Болезнь все равно оказывается сильнее. Она подминает под себя человека, вынуждает его признать свою слабость. Напоминает ему: какой бы властью и могуществом он ни обладал, он беспомощен перед невидимым врагом, распространяющимся в пространстве непостижимым образом. Какие бы меры предосторожности ни принимал, если он должен пройти это испытание, его не избежать. Чума перестает быть просто болезнью — она становится судьбой, которая сама, без вмешательства человека, отбирает тех, кому суждено жить, а остальным пришло время умереть. В этом состоянии герои Орхана Памука начинают сражаться за независимость. Беспомощность перед чумой, страх смерти, отчаяние, как ни странно, пробуждают в жителях острова национальное самосознание, и в этот момент автор получает точку отсчета уже для третьей сюжетной линии — самой динамичной из всех помещенных им в книгу.

Здесь писатель перебрасывает повествование через весь XX век. В нем уже нет болезней, только тоска по острову — воображаемой родине, где каждый камень способен вызвать поток ассоциаций. В этой части главная героиня описывает дальнейшие события, произошедшие на острове, где чума спровоцировала вспышку борьбы за независимость, вплетая исторические события в историю жизни собственной семьи. И Орхан Памук наконец раскрывает свое намерение: он пишет биографию острова. Тот для него такой же персонаж, как и все остальные герои романа. При этом он способен влиять на сознание людей, чьи судьбы оказались с ним связаны. Чума таинственным образом усилила эту связь. С ее приходом острову захотелось обрести независимость, и он добился ее. Если Орхан Памук и хотел подвести читателей к какому-то выводу, то, скорее всего, тот таков: островам тоже хочется быть самими собой.

Памук Орхан. Чумные ночи. М.: Иностранка, 2022. 672 с. Тираж 10 000 экз.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Однажды я проснулся в два раза богаче» «Однажды я проснулся в два раза богаче»

Михаил Шардин — о своем пути от спекуляций на срочном рынке к пассивному доходу

Эксперт
«У меня нет контакта со всеми. У меня есть контакт с каждым». Отрывок из книги о детском спорте «У меня нет контакта со всеми. У меня есть контакт с каждым». Отрывок из книги о детском спорте

Как избежать физических и психологических травм в детском спорте

СНОБ
Здесь будет город заложён Здесь будет город заложён

Есть ли рациональное зерно в восточных мегапроектах и насколько они реализуемы?

Эксперт
Можно ли съесть слишком «много» белка Можно ли съесть слишком «много» белка

Задумывались ли вы когда-нибудь, не может ли избыток белка стать проблемой?

ТехИнсайдер
«Делимобиль»: трудности коммунистического роста «Делимобиль»: трудности коммунистического роста

Выход «Делимобиля» на IPO призван решить проблему внушительного долга компании

Эксперт
Синдром тетки Синдром тетки

Как прогнать «тетку» из своей жизни и разума?

Лиза
Токен отряхнулся от пластика Токен отряхнулся от пластика

Уже совсем скоро пластиковые карты могут полностью уйти в прошлое

Эксперт
Что такое компилятор? Как работает: виды и примеры Что такое компилятор? Как работает: виды и примеры

Как компилятор помогает человек и компьютеру понять друг друга

Цифровой океан
«Проклятого чёрта брат» «Проклятого чёрта брат»

А существовало ли письмо запорожцев турецкому султану на самом деле?

Дилетант
Как сделать сайт бесплатно: без программистов и дизайнеров Как сделать сайт бесплатно: без программистов и дизайнеров

Как сделать сайт бесплатно, даже если у вас нет никаких навыков в кодинге

CHIP
Дороги для русской «бешеной собаки» Дороги для русской «бешеной собаки»

Дороги для русской «бешеной собаки»

Эксперт
Российские физики объединили флаксониумы и трансмон в трехкубитный вентиль Российские физики объединили флаксониумы и трансмон в трехкубитный вентиль

Ученые предложили новый способ реализации быстрой трехкубитной операции

N+1
Для кого звонит рассветный колокол новой деревни? Для кого звонит рассветный колокол новой деревни?

Факторы эффективности проектов развития территорий на примере движения Сэмаыль

Позитивные изменения
Как навсегда избавиться от запаха в посудомоечной машине: советы профессиональных клинеров Как навсегда избавиться от запаха в посудомоечной машине: советы профессиональных клинеров

Что делать, чтобы в посудомоечной машине не появлялся неприятный запах?

VOICE
Евгеника: хотели как лучше... Евгеника: хотели как лучше...

Как евгеника стала синтезом теории вырождения, теории Дарвина и научного расизма

Знание – сила
Окинавский пастушок Окинавский пастушок

Единственная нелетающая птица Японии — ямбару-куина, или окинавский пастушок

Наука и жизнь
Туда, где есть всё Туда, где есть всё

Греция и Хорватия — преимущества и особенности этих направлений для плаваний

Y Magazine
Ледовая жизнь Арктики Ледовая жизнь Арктики

Мало кто знает, какая разнообразная жизнь скрывается во льдах Арктики

Наука и жизнь
Еще по одной: 10 мини-сериалов, которые можно посмотреть за вечер Еще по одной: 10 мини-сериалов, которые можно посмотреть за вечер

Необычные мини-сериалы, которые вы могли пропустить

Правила жизни
10 городов с самым большим количеством миллиардеров — 2024 10 городов с самым большим количеством миллиардеров — 2024

Какие мегаполисы стали центрами притяжения для самых богатых людей мира

Forbes
Что добавить в воду, чтобы быстро отмыть окна до полной прозрачности: секреты клинеров Что добавить в воду, чтобы быстро отмыть окна до полной прозрачности: секреты клинеров

Что добавить в воду для мойки окон, чтобы сэкономить деньги на моющих средствах?

VOICE
«Симпатия»: как построить приют для собак на фоне политического кризиса «Симпатия»: как построить приют для собак на фоне политического кризиса

Отрывок из книги Родриго Бланко Кальдерона «Симпатия»

Forbes
Как Сабина Шпильрейн стала первой женщиной — доктором психологии, исследуя саму себя Как Сабина Шпильрейн стала первой женщиной — доктором психологии, исследуя саму себя

Как Сабина Шпильрейн превратила собственную болезнь в предмет исследований

Forbes
Что делать, когда жизнь выходит из-под контроля: советы психолога Что делать, когда жизнь выходит из-под контроля: советы психолога

Когда все идет не так, самое главное — сконцентрироваться на себе

Psychologies
Восемь простых способов улучшить сон Восемь простых способов улучшить сон

Эти несложные действия помогут справиться с бессонницей и начать высыпаться

РБК
Какие бывают огнетушители для автомобиля, какой лучше, и как его выбрать Какие бывают огнетушители для автомобиля, какой лучше, и как его выбрать

Все об автомобильных огнетушителях: выбор, требования ГИБДД, сравнение

РБК
Андрей Соколов: «Когда я сказал, что хочу играть его роль, Караченцов попросил Захарова дать мне шанс» Андрей Соколов: «Когда я сказал, что хочу играть его роль, Караченцов попросил Захарова дать мне шанс»

Сыграть Резанова в то время было как слетать на звезду — это было невозможно

Коллекция. Караван историй
Сделано в Британии: 10 отличных английских сериалов, которые вы полюбили или пропустили Сделано в Британии: 10 отличных английских сериалов, которые вы полюбили или пропустили

Британские сериалы, которые стоит посмотреть

Правила жизни
Путешествие к себе Путешествие к себе

Отложенная жизнь превращается из отложенных на будущее планов в призрачные мечты

Новый очаг
Темная сторона: почему не стоит бояться «недопустимых» мыслей и фантазий Темная сторона: почему не стоит бояться «недопустимых» мыслей и фантазий

Настало время взглянуть на нашу темную сторону по-новому

Psychologies
Открыть в приложении