Дефицита бытовой техники и электроники не будет

ЭкспертБизнес

Бытовые помощники меняют прописку

Дефицита бытовой техники и электроники не будет. На смену уходящим зарубежным брендам приходят другие, а существующие игроки активно расширяют бизнес. Но пока зависимость от параллельного импорта сохраняется

Екатерина Новикова

После весеннего ажиотажа на рынке бытовой техники летние продажи обвалились на 30%. Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС

Традиционно осенью начинается сезонный рост спроса на бытовую технику и электронику. Однако в этот раз его ожидание сопровождается алармистскими заявлениями о грядущем дефиците. В том числе потому, что масштабный параллельный импорт запустить пока не удается, а новые бренды только начинают выходить на наш рынок. В марте этого года в перечне ввозимых по параллельному импорту товаров были отмечены популярные иностранные бренды бытовой техники и электроники: Siemens, Bosch, Electrolux, Miele, Dyson, LG, Samsung и другие. Но летом продавцы из стран ЕАЭС, участвующие в параллельном импорте, объявили, что запасы излишков техники подходят к концу, так как производители техники не спешат наращивать поставки товаров в дружественные России страны, а сами страны ЕАЭС не хотят жертвовать внутренним рынком ради России.

В результате российские дистрибуторы и ретейлеры стали делать упор на альтернативные способы расширения ассортимента. И судя по тому, как полки магазинов заполняются новыми, пока неизвестными российскому потребителю брендами, дефицита пока не предвидится.

Ретейлеры готовятся к возобновлению спроса

В последние полгода рынок бытовой техники и электроники шарахается из стороны в сторону. Несмотря на то что весной спрос на такие товары обычно падает, в этом году все сложилось иначе. Потребители, опасаясь сужения ассортимента и ухода привычных иностранных брендов, начали скупать технику. Но летом спрос резко обвалился — в среднем на 30%. Согласно данным сервиса сравнения цен и товаров Price.ru, во втором квартале 2022 года по сравнению с первым кварталом спрос на стиральные машины упал на 11%, на пылесосы — на 19%, на посудомоечные машины — на 35%, на телевизоры — на 31%. «Спад продаж летом — порядка 30 процентов в среднем по рынку. Потребители запаслись необходимыми товарами и взяли паузу. На снижение спроса также повлияли сезон отпусков и общая тенденция к переходу на более экономную модель потребления», — отметил председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев.

Впрочем, сегодня ретейлеры готовятся к возобновлению спроса осенью и к новогодним праздникам. «Мы отмечаем постепенное восстановление спроса на фоне развития импорта, появления на рынке новых брендов, но говорить о возврате к объемам прошлого года пока преждевременно», — говорят в компании «М.ВидеоЭльдорадо».

В начале лета эксперты отметили уменьшение товаров под брендами из США, Европы и Южной Кореи. «Речь идет, например, о посудомоечных машинах, встраиваемых холодильниках, телевизорах, духовых шкафах. Заметно меньше стало смартфонов и планшетов. Уменьшилось количество предложений тех компаний, которые на слуху у российских покупателей: Samsung, Apple, Bosch, Electrolux», — рассказал управляющий директор AM Capital Алексей Мурашев.

Неопределенность в работе тех или иных компаний сохраняется до сих пор. Например, крупнейший немецкий производитель бытовой техники Bosch готов продать свои российские заводы. Ими могут заинтересоваться производители из Китая и Турции, которые либо расширяют свое производство, либо намерены локализовать производство в России. Однако в самой компании Bosch официально пока не подтвердили, но и не опровергли информацию о продаже заводов.

А южнокорейский Samsung, который приостанавливал производство в России, потом снова открыл свою фабрику. Завод работает не в полную силу (три дня в неделю). Выпускаемая продукция пойдет на рынки стран СНГ, однако может вернуться по каналам параллельного импорта.

Параллельный импорт отчасти закрыл проблемы с поставками бытовой техники и электроники. В сегменте гаджетов (смартфоны, планшеты и т. д.) даже произошло полноценное восстановление до уровня февраля 2022 года, когда поставки были стабильными. Уже сейчас ассортимент смартфонов в сетях «М.ВидеоЭльдорадо» сопоставим с тем, что был в начале года: около 500 моделей двух десятков брендов. Цены на большинство моделей остались на прежнем уровне.

Однако в целом рынок бытовой техники и электроники не восстановился полностью. Эксперты рынка высказывают опасения, что вскоре поставки через параллельный импорт могут существенно снизиться или вовсе прекратиться. Продавцы стран ЕАЭС, скорее всего, сосредоточатся на внутреннем рынке, и это продлится до окончания сезона — до января. Поэтому полностью полагаться на параллельный импорт ретейлеры не собираются и ищут другие пути расширения ассортимента и покрытия спроса. «Рынок бытовой техники и электроники настолько конкурентен, что не терпит пустоты: уходит один производитель, его нишу тут же замещают другие», — написал еще в марте в своем телеграм-канале глава компании DNS Дмитрий Алексеев. Что, собственно, сейчас и наблюдается.

Фото: Егор Алеев/ТАСС

Смена игроков

Пополнение ассортимента бытовой техники за счет новых брендов и отечественных производителей отмечается прежде всего в низком и среднем ценовом сегменте. В числе новых иностранных партнеров компании «М.Видео-Эльдорадо» французско-китайский бренд Wiko (выпускает смартфоны), китайский игровой бренд Thunderobot группы компаний Haier (компьютерная техника). В сегменте бытовой техники новым партнером стала узбекская компания Artel, которая выпускает широкий ассортимент товаров — от смартфонов до крупной бытовой техники под собственной торговой маркой, а также производит товары популярных брендов — Samsung, Shivaki и другие. Как рассказали в «М.ВидеоЭльдорадо», характеристики техники Artel не уступают известным брендам, а цены ниже, чем у конкурентов.

Отмечается интерес покупателей и к продуктам под собственными торговыми марками (СТМ) компании. Например, более чем вдвое к прошлому году вырос спрос на технику под СТМ «М.Видео-Эльдорадо» Hi и Novex (порядка 400 наименований крупногабаритной и мелкой бытовой техники). А за последние шесть месяцев продажи техники СТМ выросли в разы по сравнению с прошлым годом: «Спрос на пылесосы вырос в шесть раз, на посудомоечные машины — впятеро, на кондиционеры — втрое, более чем в два раза — на кухонную технику и холодильники», — пояснили в «М.Видео-Эльдорадо».

В конце августа «Мегафон» и «Яндекс.Маркет» объявили о запуске товаров под СТМ. Компания «Мегафон», а точнее, ее дочерняя структура Revo Charge Rus, планирует выпускать электронику и бытовую технику под марками Blax, Telik, Tvizi и Veizer (производство в Узбекистане и в России); «Яндекс.Маркет» зарегистрировал два бренда — Vionic и Tuvio.

Известно, что Revo Charge Rus планирует производить электронику: телевизоры, проекторы, ноутбуки, персональные компьютеры, планшеты, дисплеи, а также различную бытовую технику: стиральные машины, мясорубки, весы, микроволновки, мультиварки, холодильники (бренд Veizer). «Яндекс.Маркет» будет выпускать плиты, роботы-пылесосы, кофемашины, холодильники, микроволновки и электрочайники.

Еще одна крупная сеть магазинов, «Ситилинк», расширила ассортимент за счет новых иностранных брендов: китайского Chuwi (выпускает различные товары — от смартфонов до роботов-пылесосов), немецкого бренда бытовой техники Grundig, китайских KingSpec и Kimtigo (компьютерная техника) и прочих.

Сегодня на российском рынке представлены и другие производители техники, которые раньше были менее популярны у потребителей: китайские Ascoli и Viomi, отечественные и белорусские производители бытовой техники, такие как «Бирюса», «Витязь», «Гефест». Сложившаяся на рынке ситуация даст новые возможности брендам, которые прежде из-за острой конкуренции не могли нарастить свое присутствие на российском рынке. «К примеру, китайская компания TCL, которая с 1985 года производит телефоны и бытовую технику: на российском рынке уже представлена широкая линейка телевизоров данного бренда. TCL, кстати, владеет известным на российском рынке брендом Alcatel», — отметила доцент кафедры коммерции и торгового дела университета «Синергия» Алиса Храмова.

Бренды, которые могут заменить уходящие бренды бытовой техники и электроники

Покупатели готовы к новым брендам

По данным опросов и маркетинговых исследований ретейлеров, российские покупатели не боятся покупать российские или малоизвестные иностранные бренды. Как показал потребительский опрос, проведенный компанией «М.Видео-Эльдорадо», 83% покупателей убеждены, что производители из Китая, Турции, России и стран СНГ смогут конкурировать с продукцией известных брендов: полностью (15%), по большинству товаров (37%) или частично (31%). Практически половина (48%) опрошенных готова пробовать новые бренды при условии более выгодной цены, а 12% — если нет уже известного аналога. Более четверти опрошенных открыты новому без каких-либо предварительных условий. По данным компании, по итогам второго квартала текущего года спрос на телевизоры китайской марки HEC подскочил в четыре раза, а продажи отечественной марки Hartens взлетели почти в девять раз.

«Во втором квартале 2022 года мы увидели рост интереса интернет-пользователей к бытовой технике и электронике от отечественных производителей и брендов из Турции, Китая, Белоруссии, Узбекистана», — рассказали в компании Price.ru. Так, онлайн-спрос на бытовую технику китайского бренда Midea вырос на 26%, турецкого Vestel — на 34%, узбекского Artel — на 40%. Растет интерес и к отечественной технике: в январе-марте 2022 года по сравнению с аналогичным периодом 2021-го онлайн-спрос вырос на стиральные (более чем вдвое) и посудомоечные (+68%) машины российского бренда DEXP, холодильники Stinol (+68%) и Pozis (+38%), плиты «Лысьва» (+28%) и «Дарина» (+26%), блендеры (+32%) и аэрогрили (+57%) от Kitfort. «У россиян практически исчезло мнение о низком качестве китайских товаров. Сейчас техника определенных марок из Китая воспринимается отечественными потребителями как разумное сочетание качества и цены», — отметили в Price.ru.

График 1. Потребители переключаются на новую технику

Логистика держит цены

Цены на бытовую технику после взлета весной постепенно стабилизируются. Например, средняя стоимость телевизоров в первом квартале 2022 года составляла 97 тыс. рублей (+21%, по сравнению с первым кварталом 2021 года), во втором квартале 2022-го — 86 тыс. рублей. По мнению экспертов сервиса Price.ru, на откат цен повлиял выход на российский рынок новых игроков, в том числе из Китая. Однако какого-то глобального снижения цен компании не ожидают. Техника, ввезенная с помощью параллельного импорта, то есть известные бренды бытовой техники и электроники, наоборот, будет дорожать — из-за дефицита и роста стоимости логистики. Логистика в ближайшее время будет играть решающую роль в ценообразовании.

Так, уже взлетели цены на поставки техники из Китая и Турции. Китайские логистические компании с начала весны вдвое подняли цены на контейнерные перевозки: в феврале доставка контейнера по морю стоила 6 тыс. долларов, а летом — 11,5 тыс. долларов. Турецкие логистические компании тоже подняли цены вдвое. Пока ретейлеры не прогнозируют повышения цен на технику в связи с ростом стоимости логистики, но и не исключают такого развития событий.

Благодаря параллельному импорту в сегменте гаджетов (смартфоны, планшеты и т. д.) произошло полноценное восстановление ассортимента до уровня февраля 2022 года. Фото: Александр Щербак/ТАСС

Цены же российских производителей напрямую зависят от импортозамещения материалов и комплектующих. Так, в апреле российский производитель бытовой техники компания «Свар» (производит более 200 моделей бытовой техники под собственными торговыми марками de luxe, Electronicsdeluxe, Svar) столкнулась с прекращением поставок комплектующих из Европы, а именно газовых горелок итальянской фирмы Sabaf. После введения антироссийских санкций «Свар» наладила сотрудничество с белорусским «Гефестом». Как сообщили в компании «Свар», белорусы много инвестировали в производство газовых горелок, приобрели литьевые машины, запустили в прошлом году линию и сейчас полностью делают корпус горелки, причем ее КПД на 5% выше, чем у итальянских аналогов. «Сотрудничество с Белоруссией идет полным ходом: они нам предоставили тестовые образцы комплектующих, мы их испытываем на предмет возможного применения в наших продуктах», — рассказала начальник отдела маркетинга «Свар» Яна Тронина.

В компании отметили, что в случае успешного прохождения испытаний и замены комплектующих цены на продукцию не будут повышаться. «Ажиотаж спал, но спрос, конечно, выше, чем предложение, ввиду ограничений рынка. Прогнозировать прибыль пока рано, рынок нестабилен. Но мы серьезно намерены заменить на полках уходящие бренды», — говорят в компании.

И все же существуют категории товаров, которым будет трудно найти замену, например игровые консоли, гаджеты, бытовая техника высокого ценового сегмента, а также некоторые импортные комплектующие и запчасти для техники и электроники. Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) попросила Минпромторг продолжить параллельный импорт и в 2023 году. В ассоциации опасаются, что с прекращением действия параллельного импорта рынок наполнится дорогой контрафактной продукцией. Кроме того, эксперты считают, что может возникнуть дефицит товаров некоторых категорий. Предлагается налаживать параллельный импорт не только через страны ЕАЭС, которые уже продали почти все излишки товаров в Россию, но и через другие страны. В случае отказа поставок со стороны продавцов из стран ЕАЭС параллельный импорт могут поддержать Индия, Бразилия, Китай, Турция и ЮАР. Однако изменение логистических цепочек повысит стоимость ввезенной через эти страны техники.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Готовится ли Тайвань к войне? Готовится ли Тайвань к войне?

Китаевед Андрей Дагаев — о том, как устроено тайваньское общество

Эксперт
Загадка «ангарского цветка» Загадка «ангарского цветка»

Ученые находят растения, которые относят к цветковым, в слоях юрского периода

Наука и Техника
Михаил Горбачев: «человек из позавчера и послезавтра» Михаил Горбачев: «человек из позавчера и послезавтра»

Человек, который пришел к власти слишком поздно для своего времени

Эксперт
Невеста на вырост: как в Китае похищают девочек, чтобы выдавать их замуж Невеста на вырост: как в Китае похищают девочек, чтобы выдавать их замуж

Что происходит с продажей женщин в Китае и как женщины борются за свободу?

Forbes
Цена монархии Цена монархии

Как дорого короли обходятся подданным

Деньги
Как навсегда избавиться от запаха в посудомоечной машине: советы профессиональных клинеров Как навсегда избавиться от запаха в посудомоечной машине: советы профессиональных клинеров

Что делать, чтобы в посудомоечной машине не появлялся неприятный запах?

VOICE
Был ли аншлюс ГДР? Был ли аншлюс ГДР?

Читаем новый единый учебник всеобщей истории для 11 класса

Дилетант
Петербург будущего Петербург будущего

Владимир Ильич Травуш проектировал самые высокие здания современной России

Собака.ru
Украинская экономика зиму переживет Украинская экономика зиму переживет

Экономика Украины рухнула почти вдвое, однако ситуация далека от коллапса

Эксперт
Банкократия Банкократия

Как получилось, что банки растут в разы быстрее, чем вся остальная экономика

Монокль
Можно ли съесть слишком «много» белка Можно ли съесть слишком «много» белка

Задумывались ли вы когда-нибудь, не может ли избыток белка стать проблемой?

ТехИнсайдер
Бегущая с волками. Какой получилась «Фуриоса: Хроники Безумного Макса»? Бегущая с волками. Какой получилась «Фуриоса: Хроники Безумного Макса»?

Несмотря на 2,5 часа хронометража, «Фуриоса» справляется с экспозицией за минуту

Правила жизни
Синдром тетки Синдром тетки

Как прогнать «тетку» из своей жизни и разума?

Лиза
Для кого звонит рассветный колокол новой деревни? Для кого звонит рассветный колокол новой деревни?

Факторы эффективности проектов развития территорий на примере движения Сэмаыль

Позитивные изменения
Новое слово от зумеров: кого молодежь называет анками и что это значит Новое слово от зумеров: кого молодежь называет анками и что это значит

Что такое «анк» и кого так называет молодежь?

Psychologies
Штормовое предупреждение. 4 факта про укачивание (кинетоз) Штормовое предупреждение. 4 факта про укачивание (кинетоз)

Ищем оптимальное решение от «морской болезни» у детей

Лиза
Что такое «голое увольнение»: почему зумеры бурно празднуют уход с работы Что такое «голое увольнение»: почему зумеры бурно празднуют уход с работы

Почему зумеры воспринимают увольнение как событие, которое приносит радость?

Psychologies
Фантомная ностальгия: отчего так популярны ретроигры и по чему тоскуют зумеры, не заставшие 8-битных приставок? Фантомная ностальгия: отчего так популярны ретроигры и по чему тоскуют зумеры, не заставшие 8-битных приставок?

Отчего все так любят ретроигры и так ли важна для их популярности ностальгия?

Правила жизни
Пасхальная оология Пасхальная оология

Красим яйца вместе с птицами

N+1
Даже простейшие морские организмы склонны к индивидуализму! Вот что это значит: интересный факт Даже простейшие морские организмы склонны к индивидуализму! Вот что это значит: интересный факт

Почему все организмы стремятся к ведению быта на основе индивидуальных ритмов?

ТехИнсайдер
Полина Luxury Girl: интервью о хейтерах, стримах, рыбалке и фильмах для взрослых Полина Luxury Girl: интервью о хейтерах, стримах, рыбалке и фильмах для взрослых

Актриса из фильмов 18+ Полина Марченко — обо всем и сразу

Maxim
Спаржевый стартап Спаржевый стартап

Олег Жолобенко выращивает деликатесную агрокультуру в Черноземье

Агроинвестор
6 признаков того, что в вашем рационе слишком много соли 6 признаков того, что в вашем рационе слишком много соли

Определить, что вы едите слишком много соли, можно по нескольким признакам

ТехИнсайдер
Что вас ждет, если вы влюбились в пассивно-агрессивного человека Что вас ждет, если вы влюбились в пассивно-агрессивного человека

Что движет пассивным агрессором?

Psychologies
8 вопросов, чтобы понять, готовы ли вы изменить свою жизнь 8 вопросов, чтобы понять, готовы ли вы изменить свою жизнь

Как понять, что вы готовы начать новую жизнь? Подскажут эти вопросы к себе

Psychologies
От поющих сестер до Spice Girls: как появились и почему исчезли женские группы От поющих сестер до Spice Girls: как появились и почему исчезли женские группы

О чем пели первые женские коллективы, как Spice Girls стали мировой сенсацией

Forbes
5 ошибок, которые могут привести к разводу после 20 лет брака 5 ошибок, которые могут привести к разводу после 20 лет брака

Что такое «серый», или «седой» развод?

Psychologies
Туда, где есть всё Туда, где есть всё

Греция и Хорватия — преимущества и особенности этих направлений для плаваний

Y Magazine
Скоро потеплеет: 10-минутный лайфхак, как почистить вентилятор и подготовить его к работе Скоро потеплеет: 10-минутный лайфхак, как почистить вентилятор и подготовить его к работе

Как быстро и качественно почистить внтилятор, не разбирая его

ТехИнсайдер
Симфония трех тысяч голосов Симфония трех тысяч голосов

Интервью с Сумитой Гхош, основательницей социального предприятия rangSutra

Позитивные изменения
Открыть в приложении