Танго с роботами
Пять историй Дмитрия Масаидова
Восемьдесят часов в ограниченном пространстве уживались друг с другом люди и промышленные роботы Fanuc и Hyundai. поместил их туда художник Дмитрий Масаидов, изучающий наше с машинами совместное будущее. Он рассказал «Цифровому океану» истории...
Дмитрий Масаидов
Художник-робохореограф, основатель проекта «Цифровая лаборатория 2.5». Участвовал в проектах МХАТ им. Горького, «Планетарий 1» (Санкт-Петербург) и других.
О сложенных крыльях
Я сам себе придумал профессию — робохореограф. Около десяти лет назад в Петербурге я случайно увидел больших промышленных роботов, стоявших возле планетария как декорации, — они были сломаны. Я совершенно влюбился в этих существ и решил, что смогу вернуть их к жизни. Они выглядели как сложенные крылья, и мне захотелось их снова распрямить, отправить в полет. Я поселился в Питере и буквально жил возле планетария, пытаясь реанимировать роботов. Сложность заключалась в том, что в интернете я не нашел никаких инструкций, а все меню в механизмах — на немецком языке. Пришлось разбираться. Роботы были старого поколения: программы для них я загружал на дискеты. Чинил их буквально на ощупь. В итоге мне удалось это сделать.
Промышленные роботы могут захватывать и перемещать грузы массой свыше 1000 кг. При этом соблюдается точность позиционирования вплоть до микрона и высокая скорость передвижения — до 150 градусов в секунду по шести осям. Вес самого робота также измеряется сотнями килограммов.
Чуть позже планетарий купил еще шесть машин, и я решил поставить с ними танец. Тем более что роботы повторяют конечности человека: могут быть вальяжными, как змеи, а могут быть резкими и летать пять метров в секунду. Это очень быстро и страшно. Впервые мой перфоманс был продемонстрирован на фестивале «Круг света» в Петербурге в 2018 году. С тех пор роботы меня больше не отпускали. Я использовал их в сценографии для спектаклей, в инсталляциях. В Казани на международном фестивале медиаискусства «Нур» мы показывали роботацветок, который следит за солнцем. Мы получили хорошие отклики — в какой-то момент к нашему роботу стояла огромная очередь.
При этом у меня нет технического образования, я получил высшее экономическое. Но у меня всегда было хорошо с математикой. До роботов я занимался генеративной графикой и визуальными экспериментами, проекциями. Но для меня все это исчерпало свой ресурс, стало быстро неинтересно. Хотелось двигаться дальше — и вот я встретил роботов.
О предчувствии одиночества
У проекта «Повтори мое имя» была прелюдия: началась пандемия, все замерло, жизнь была поставлена на стоп. Но у меня на дизайн-заводе «Флакон» стоял робот. Мы решили снять видео с Ильей Карпелем, где робот его кормит, чистит ему зубы, качает на качелях и играет с ним. Мы назвали это «Предчувствие». Внезапно это видео выстрелило, за ночь набрав какое-то дикое количество просмотров. Неожиданная реакция на, казалось бы, простые вещи. Мы попали в нерв и в тему. На тот момент страх неизведанного, пандемия, пустые улицы, одиночество, которое фонило во всем этом, возымели эффект. И мы решили сделать из этого перформанс, но никак не могли сформулировать тему.
Спустя какое-то время появилась идея сделать перфоманс зеркальным — в двух городах, намекая на то, что таких комнат бесконечное количество. Что весь мир наполнен пространствами, где живут человек и робот. И они сосуществуют: человек одушевляет механизм, а робот помогает человеку