Чему должны учиться дети?
По версии предпринимателей, коучей, журналистов и людей из науки
Недавно я провел исследование: поговорил с несколькими интересными мне людьми о том, чему стоит учить детей, чтобы они выросли успешными и счастливыми. Всего в опросе участвовало 15 человек: предприниматели, коучи, журналисты, люди из науки и образования. Они говорили о своем родительском опыте, о навыках, которые помогают в жизни им самим, и о будущем: что должны будут знать и уметь успешные люди через 10–20 лет?
Почти никто не вспоминал о конкретных предметах, которые и так есть в школе. Математика, английский, иногда, с оговорками, программирование — вот набор hard skills, который кажется обязательным. Мы сошлись с одним из собеседников на том, что можно быть счастливым и успешным человеком, не продвинувшись в изучении математики дальше простой алгебры и не зная, кого любила Наташа Ростова. (И при этом — начать запоем читать художественные книги после тридцати, получая от них настоящее удовольствие.)
Навыки для успеха, которые приходили на ум, были из разряда «мягких», относящихся к пониманию себя, других, умению взаимодействовать с людьми и информацией. Их список диктует само время, отличающееся от 1970-х, 1980-х и даже 1990-х, в которых прошло наше детство.
Вот отличительные черты сегодняшнего мира, всплывавшие в разговоре.
- Непредсказуемость и изменчивость. Отсюда — потребность в адаптивности.
- Бесконечное количество информации, доступность любых знаний. Отсюда — необходимость «метазнаний», умения постоянно учиться, управления своим вниманием.
- Быстрое развитие искусственного интеллекта. Отсюда — необходимость взращивать уникальные «человеческие» качества.
- Глобальная открытость — наличие множества культур, подходов. Отсюда — умение понимать и принимать других.
Но что именно потребуется нынешним детям для счастья и успеха в этом непростом мире? Я взял из разговоров навыки, которые упоминались несколько раз, и попытался их систематизировать. Как выяснилось, многому из них не учат в школе, но это не значит, что их нельзя развить — мои собеседники предлагали конкретные приемы и занятия для этого.
1Управление вниманием
«Управление своим вниманием — самый важный навык на ближайшие 10–30 лет, пока не придумают какие-нибудь мозговые импланты, которые будут защищать тебя от всякого мусора — в том числе и информационного», — говорит Дмитрий Мацкевич, сооснователь и СЕО компании Dbrain, занимающейся computer vision. Мацкевич рассуждает так. Современный мир очень быстро меняется — следовательно, невозможно знать, какое знание вам точно пригодится через 10 или 20 лет. При этом знания перестали были доступны только счастливчикам, попавшим в элитарные университеты, — практически все, что вам хотелось бы изучить, доступно онлайн. Единственное, что мешает, — отсутствие мотивации и бесконечное количество отвлекающих стимулов. Умение управлять вниманием в такой ситуации превращается в суперсилу.
Как его развивать? Многие мои собеседники говорили о необходимости занятий майндфулнес — практики, которая как раз и сводится к управлению вниманием.
Коуч и партнер Ward Howell Сергей Сиротенко предложил проводить «аналоговый класс», который «позволял бы дисконнектиться, отключаться от гаджетов и быть в моменте».
2Внутренняя мотивация
Все, у кого есть дети, знают, что ребенок не будет погружаться в предмет, который не вызывает в нем отклика. Как заметил в разговоре экономист Сергей Гуриев: «Очень трудно запихнуть знания человеку в голову, если его это не интересует».
Умение почувствовать этот интерес с раннего детства, научиться поддерживать его — действительно важная способность. «Самый крутой предсказатель успеха — это когда человек помешан на своем деле, — добавляет Мацкевич. — Когда он умеет конвертировать любую задачу в источник энергии через увлеченность и одержимость, когда умеет это нащупать внутри себя и отключить все остальное».
Внутренняя мотивация (intrinsic motivation) — и один из трех ключевых навыков, которые перечисляет Анна Шайхутдинова, соосновательница и руководитель проекта «Профилум», предлагающего современный подход к профориентации детей. Два других: упорство и способность к самоопределению (wayfinding). Но о них пойдет речь ниже.
3Любознательность
Еще один навык, близкий к первым двум. Федор Шеберстов, бывший управляющий партнер Odgers Berndtson и один из основателей проекта «Учитель для России», перечисляет три главных качества, необходимых для успеха: любознательность («должно быть интересно»), уверенность в себе, в собственных силах («я могу!») и упорство.
Коуч и автор нескольких книг о воспитании детей