ВЧ-мобиль – неосуществленный проект сороковых годов

АвтопилотАвто

Переменное напряжение

ВЧ-мобиль – неосуществленный проект сороковых годов

Иван Баранцев

Грузовой электромобиль Bleichert, переоборудованный в ВЧмобиль на опытном высокочастотном участке, проложенном между корпусами НАМИ. Очевидно, это первый вариант сети с проводкой в виде кабелей на фарфоровых изоляторах.

Современные пользователи предпочитают все беспроводное, особенно если это касается каких-то постоянных и необходимых действий, например подзарядки мобильного телефона. Так были созданы беспроводная зарядка и «пауэрбэнк», работающие по закону электромагнитной индукции. Если кто помнит, то в школе на уроках физики нам показывали опыты с двумя катушками проводов, где одна передавала электрическую энергию другой. Точно по такому же принципу в советском союзе пытались создать ВЧ-мобили – электромобили, способные ездить без аккумуляторов.

Георгий Ильич Бабат – автор идеи высокочастотного транспорта, которую ему так и не удалось довести до конца. Главной его заслугой остался метод высокочастотной закалки поверхностей стальных изделий, за который в 1943 году ему присудили Сталинскую премию.

В научно-популярных изданиях всегда любили писать про «транспорт будущего», и советский журнал «Техника – молодежи» не исключение. Если полистать номера середины сороковых годов, то можно встретить несколько статей с аббревиатурой ВЧТ, означавшей высокочастотный транспорт. Их автором или главным героем был инженер-электротехник Георгий Ильич Бабат.

Немецкий Auto Union – гоночный болид класса Гран-при. После войны в СССР из Германии привезли несколько экземпляров, история которых еще ждет серьезного исследования. Один из них попал в руки к Бабату, превратившему Auto Union в ходовую лабораторию.

Его биография известна только в общих чертах: выходец из еврейской семьи, родился в 1911 году в Житомире, в 1932 году окончил Киевский политехнический институт, затем работал инженером и заведующим лабораторией на электроламповом заводе «Светлана» в Ленинграде, параллельно преподавал в Ленинградском политехническом институте. В начале своей карьеры Бабат занимался преобразователями постоянного и переменного тока, а в 1934 году изобрел точечную конденсаторную электросварку, нашедшую применение в вакуумной технике. Следующее изобретение – метод высокочастотной закалки металла, причем Георгий Ильич предложил также и первые промышленные образцы закалочных установок с ламповыми генераторами. По этой же теме 19 июня 1941 года 30-летний Бабат успешно защитил докторскую диссертацию. Первые месяцы Великой Отечественной войны он оставался в блокадном Ленинграде и был эвакуирован с женой и дочерью в Москву только в январе 1942 года. Оставшиеся в Киеве родители погибли в Бабьем Яру. В столице Бабат работал на оборонных предприятиях – Московском электрозаводе, заводе №627 Наркомата электропромышленности и на Московском станкостроительном заводе имени Орджоникидзе.

Закрываю глаза и вижу

Именно на заводе имени Орджоникидзе Бабат в 1943 году начал первые опыты в области высокочастотного транспорта. В одном из цехов была построена экспериментальная трасса с подземной питающей сетью и к ней две тележки – ВЧ-кары, которые получилось привести в движение, передав энергию для электромоторов бесконтактным способом. Это делалось при помощи высокочастотного тока от закалочного генератора, то есть тока, меняющего свое направление много раз в секунду, а на самом ВЧ-каре устанавливался приемник – виток провода, в котором индуцировался ток, питавший электродвигатель.

Впрочем, идея была не нова. Использовать высокочастотный ток для транспорта еще в 1938 году предлагал академик Александр Александрович Пистолькорс, но он занимался воздушной сетью, поскольку видел в ней лишь альтернативу троллейбусным токоприемникам.

Бабат, наоборот, убрал провода под землю. Но первый опыт с ВЧ-карами оказался неудачным – при эксплуатации случались короткие замыкания в сети, изготовленной из ненадлежащих материалов, у завода забрали закалочный генератор, к тому же отпущенных Наркоматом станкостроения 100 тыс. рублей Бабату не хватило.

Кроме книги «Страна Пээф» Георгий Бабат опубликовал при жизни повести «Дорога» и «Утраченная вселенная», а также роман «Магнетрон». Остались неопубликованными роман «Король пустоты», комедия «Впечатлительные люди» и несколько рассказов.

Но Георгий Ильич был не только талантливым изобретателем, но еще и писателем, творившим в жанре научной фантастики. И эту грань своего таланта он тоже использовал. В 1944 году издательство «Молодая гвардия» выпустило книгу Бабата «Страна Пээф», где он доступным языком рассказывал об электричестве, не забыв упомянуть и о своих идеях. К тому времени он мечтал не только о ВЧ-карах для заводских цехов, но уже и о ВЧ-мобилях для всей страны: «Я закрываю глаза и вижу широкие дороги будущего, пролегшие по нашей стране от Черного моря до Балтики, от Москвы до берегов Тихого океана. Под зеркальной гладью дорог помещены проводники, несущие токи высокой частоты. Невидимые, неосязаемые силовые линии электромагнитного поля колеблются над дорогой. Электромагнитная энергия разлита над ее поверхностью. Миллионы машин черпают движущую силу из этих рек электромагнитной энергии. Колонки для заправки бензином станут таким же редким явлением, как кормушки с овсом на современной автостраде».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Мэрайя Кэри Мэрайя Кэри

Мэрайя Кэри: «Я чертовски требовательна, потому что заслуживаю этого»

ЖАРА Magazine
10 популярных автомобильных мифов 10 популярных автомобильных мифов

Автомобильные мифы, в которые нельзя верить

4x4 Club
Сахарские странники – аддаксы Сахарские странники – аддаксы

Аддаксы – одно из наиболее редких млекопитающих в мире

Знание – сила
5 самых частых причин развода: когда его можно избежать 5 самых частых причин развода: когда его можно избежать

Когда стоит оценить ситуацию и понять, как можно сохранить брак — и надо ли

Psychologies
5 правил хорошей ссоры 5 правил хорошей ссоры

Как сохранить себя и отношения после очередной душераздирающей ссоры

Psychologies
Дисней. Уолт Дисней Дисней. Уолт Дисней

Как появились мышонок, утенок, олененок и другие животные-миллиардеры

Наука
Белогорье зовет Белогорье зовет

Чем знаменита Белгородская область и почему сюда едут туристы

Отдых в России
Диета «Стол №10»: при каких заболеваниях рекомендуется, рецепты Диета «Стол №10»: при каких заболеваниях рекомендуется, рецепты

Может ли «Стол №10» помочь в лечении сердечно-сосудистых заболеваний

РБК
Удар шведкой Удар шведкой

Ищем Скандинавию в китайском кроссовере Geely Monjaro

Автопилот
Викинг в мохнатых штанах Викинг в мохнатых штанах

Рагнар Лодброк — легендарный датский конунг

Дилетант
«Я никогда не…»: один простой вопрос может превратить игру в психотерапию «Я никогда не…»: один простой вопрос может превратить игру в психотерапию

Может ли простая игра стать способом терапии?

Psychologies
Неуверенность в общении с мужчинами: откуда возникает и как побороть Неуверенность в общении с мужчинами: откуда возникает и как побороть

Почему во время общения с мужчинами вы чувствуете себя неуверенно?

Psychologies
Помнят ли белки, где они спрятали свои запасы на зиму? Помнят ли белки, где они спрятали свои запасы на зиму?

Составляют ли белки «карту сокровищ»?

ТехИнсайдер
«Женщину хотят и презирают одновременно»: почему мужчины не переносят отказ в сексе «Женщину хотят и презирают одновременно»: почему мужчины не переносят отказ в сексе

Отрывок из книги «Секс в эпоху согласия»

Psychologies
Так Jeep Cherokee XJ умер или всё ещё жив? Так Jeep Cherokee XJ умер или всё ещё жив?

Под невероятно уродливым кузовом скрывается легендарный внедорожник

4x4 Club
6 художественных книг, которыми зачитывались великие политики прошлого 6 художественных книг, которыми зачитывались великие политики прошлого

Уникальные литературные предпочтения политиков прошлого

Maxim
«Поддержка фундаментальной науки не мешает развитию прикладной» «Поддержка фундаментальной науки не мешает развитию прикладной»

Академик Александр Латышев — нужны ли вообще академические институты

Наука
Увидеть Эверест и не умереть Увидеть Эверест и не умереть

Комфорт, отличная еда и суперсервис в Гималаях

Robb Report
«Тренировка волос»: что надо делать, чтобы мыть голову реже «Тренировка волос»: что надо делать, чтобы мыть голову реже

С какой частотой правильно мыть голову?

VOICE
Загадка Офира: как редкую коллекцию драгоценных камней продали без ведома ее хозяина Загадка Офира: как редкую коллекцию драгоценных камней продали без ведома ее хозяина

Как коллекция драгоценных камней оказалась у человека, который её не покупал

Forbes
Пять самых захватываюющих книг о проблемах первого контакта с инопланетянами Пять самых захватываюющих книг о проблемах первого контакта с инопланетянами

Книги, в которых описан первый контакт с инопланетянами в различных декорациях

Maxim
4 научных совета о привычках: как перепрограммировать свою жизнь 4 научных совета о привычках: как перепрограммировать свою жизнь

Как ввести новые привычки в свою жизнь легко и без лишних страданий?

ТехИнсайдер
«Как заниматься сексом»: фильм о том, почему первый опыт часто оказывается травмой «Как заниматься сексом»: фильм о том, почему первый опыт часто оказывается травмой

«Как заниматься сексом»: фильм о подростках, исследующих свою сексуальность

Forbes
Чем известен новый президент Аргентины Хавьер Милей и чего от него ждать Чем известен новый президент Аргентины Хавьер Милей и чего от него ждать

Чем прославился новый президент латиноамериканской страны с непростой судьбой

Forbes
Мария Александрова, Владислав Лантратов: «Это и есть тот самый дух, который не воспринимает слова «нет» Мария Александрова, Владислав Лантратов: «Это и есть тот самый дух, который не воспринимает слова «нет»

Мария Александрова и Владислав Лантратов — о Большом театре, балете и травмах

Коллекция. Караван историй
Как запланировать успех: 5 полезных инструментов Как запланировать успех: 5 полезных инструментов

Коуч делится инструментами достижения целей

Psychologies
Из жизни моряка Из жизни моряка

Алессандро дель Гаудио провел свой первый сезон на новенькой 40‑метровой яхте

Y Magazine
И я там был. Почему трудно забыть первую любовь И я там был. Почему трудно забыть первую любовь

Как забыть свою бывшую

СНОБ
Ксения Кузнецова: «Если мне что-то не нравится, начинаю над этим работать» Ксения Кузнецова: «Если мне что-то не нравится, начинаю над этим работать»

Ксения Кузнецова – о горах, доме без углов, восприятии своей внешности и счастье

Здоровье
Дело молодое Дело молодое

Автопром ищет точки соприкосновения, чтобы не проиграть борьбу за юные сердца

Автопилот
Открыть в приложении