Телематические системы для автомобилей

АвтоМирАвто

Телематические системы для автомобилей: как это работает, зачем нужно водителям сегодня и чем может грозить уже завтра?

Михаил Анохин, исполнительный директор «Лаборатории умного вождения»

Беседовала Екатерина Квашенкина

Михаил, сегодня все чаще мы слышим термин «телематика» применительно к автомобилям. Что же это такое? Речь о системах, которые призваны облегчить жизнь автовладельца. В современном автомобиле более ста различных процессоров, блоков управления, каждый из которых отвечает за отдельные функции, но все они связаны через CAN-шину. И на основе данных, которые передаются через шину, можно получать огромное количество информации и аккумулировать ее, например, в мобильном приложении. Тогда становится возможным удаленное управление автомобилем, его запуск, сбор статистики по передвижению, чтобы, например, получать скидки от страховых компаний. Автовладелец может удаленно диагностировать автомобиль, получать все сведения об ошибках и на основе этих данных через дилера или самостоятельно принимать решения о ремонте. Также возможен анализ стиля вождения. Мы, например, даем водителям обратную связь, как улучшить свой стиль управления автомобилем. Также у нас есть и различные системы для корпоративных клиентов, обеспечение для умного лизинга – они индивидуально адаптируются под потребности компаний. Например, с одним из клиентов у нас реализована программа, которая подразумевает, что если водитель компании в течение недели нарушал скоростной режим больше определенного количества раз, то в выходные он лишается права управления корпоративным автомобилем. Так компания мотивирует своих сотрудников ездить более безопасно. Или, например, клиент из транспортных или таксомоторных компаний может захотеть ввести рейтинг по качеству вождения, чтобы водители не совершали резкие маневры. «Лаборатория Умного Вождения» заточена как раз на различные умные продукты.

Сколько людей в России пользуются телематикой и сколько компаний работает в этой сфере?

Сегодня около 10 компаний занимаются телематикой в России. А будут пользоваться этим рано или поздно все водители, так как и системой «ЭРА-ГЛОНАСС» будут пользоваться все. Она активно развивается, на базе этой системы появляется все больше коммерческих сервисов. Через некоторое время в том или ином виде телематические устройства будут установлены на каждом автомобиле. На текущий момент порядка 60% покупателей новых автомобилей покупают различные охранные телематические системы. Некоторые автопроизводители, в том числе российские, уже внедрили штатные телематические системы. Телематика позволяет производителю конкурировать при помощи сервисов, при этом не сильно увеличивая цену на автомобиль. Сегодня для автопроизводителя внедрить качественную телематическую систему возможно на любом этапе жизненного цикла автомобиля, будь то конвейер или дилер.

А как в других странах – телематические системы автопроизводителям тоже поставщики делают или компании их сами разрабатывают?

Основой для фирменных систем зарубежных автопроизводителей очень часто становятся маленькие команды, которые разрабатывают телематику – автопроизводители их просто покупают. Но есть много других вариантов. Кто-то пускает к себе таких «монстров», как Apple или Google.

Как вы думаете, в будущем люди станут покупать телематические продукты отдельно от автомобиля у разных разработчиков по своему выбору или мы ждем развития штатных систем connected car у автопроизводителей?

Одно другому не мешает, и есть целый ряд нюансов на разных рынках. Например, автопроизводителю, чтобы предоставлять сервис по страхованию с телематикой своим клиентам, нужно самому договориться со страховыми о скидках. Это достаточно сложно, поэтому производитель может просто подготовить автомобиль, шину, архитектуру, инжиниринг, чтобы использовать телематику, но для каждого рынка будут искать отдельного поставщика, который возьмет на себя не только разработку продукта, но и интеграцию его с сервисами, существующими в конкретной стране. И давайте не забывать, что на разных рынках разные тренды. В России очень важна безопасность, исторически востребован противоугонный функционал. У нас охранные системы «тянут» за собой телематику – и все игроки рынка принимают это. Так, мы сделали сервис по безопасности, а компании, которые занимаются безопасностью, сделали телематический сервис. На других рынках все иначе – где-то системы автозапуска «двигают» прогресс телематики, где-то страхование.

О страховании: верите, что телематика в ОСАГО будет в 2020 году?

Инициатива Минфина по этому поводу, конечно, хорошая, но пока есть много вопросов, я не уверен, что к 2020 году они будут решены. Когда-то это, конечно, будет. Но прежде чем реализовывать эту инициативу, надо многое продумать. Например, кто оплатит трафик? Минфин говорит о получении информации об агрессивном стиле вождения. Для этого нужно будет постоянно передавать данные – это, допустим, 5 мегабайт в месяц. Представьте, даже если всего 10 млн машин будут постоянно генерировать данные, это порядка 600 млн рублей в год. Помимо этого, остается множество юридических вопросов. Например, водитель должен быть согласен, чтобы его стиль вождения постоянно отслеживали. Технически «ЭРА-ГЛОНАСС» подходит для такой задачи, но я не думаю, что уже с 2020 года это можно реализовать.

Не знаете, ГИБДД не задумывает реализовать что-то с телематикой?

Мы не общались с представителями полиции на эту тему. Но в мире есть примеры, когда, например, тем, кто несколько раз был наказан за превышение скорости, выдается специальное контролирующее устройство. Более известна история с алкозамками – они тоже совмещаются с телематическими решениями. А мы, в частности, сейчас накапливаем статистику и изучаем, как по манере вождения отличить трезвого водителя от пьяного. У нас есть специальное подразделение, где ученые помимо Big Data занимаются скорингом для страховых компаний. С его помощью можно по простому анкетированию оценить будущую убыточность клиента-водителя. Это выгодно и страховой компании, так она сможет сформировать хороший безубыточный портфель, и клиенту, если его скоринг предскажет его будущую безубыточность. В Англии такие системы существуют уже несколько лет.

Если человек не боится, что у него угонят автомобиль, не покупает каско и не нуждается ни в каких скидках, не пользуется автозапуском, потому что его машина стоит в глухом гараже – зачем ему вообще нужна телематика?

А дети у него есть?

Предположим, что да.

Вот исполнится его ребенку 18 лет, можно его за руль будет посадить и наблюдать, где он ездит и как водит. Также в целях безопасности можно получать информацию о местонахождении членов семьи. Или, например, машину на парковке искать. Ну и, наконец, если у вас есть телематическая система, вы можете оформлять ДТП по европротоколу без участия инспекторов. Наша система, в частности, соответствует всем требованиям, мы прошли все тестирования в РСА.

Как работает телематика в России?

Телематические системы перестают быть прерогативой автомобилей премиального сегмента – как штатное оборудование их можно увидеть и на машинах Lada, и на Lifan. При помощи телеметрических датчиков система фиксирует буквально каждое перемещение автомобиля. Траектория движения накладывается на актуальные и постоянно обновляемые карты. Приложение фиксирует время, продолжительность поездки, расход топлива, манеру вождения и соблюдение дорожных правил. Базовый пакет программы позволяет определить уровень зарядки аккумулятора, состояние двигателя. Кликами по экрану можно открыть или закрыть автомобиль, при наличии блока автозапуска – завести.

Фото: «Лаборатория умного вождения», Вячеслав Крылов

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Физики и лирики Физики и лирики

Противоположные модели выясняют, каким должен быть идеальный седан бизнес-класса

АвтоМир
5 привычек, которые бесят всех врачей 5 привычек, которые бесят всех врачей

Почему врач не может поставить вам правильный диагноз?

Maxim
Вообразим на троих Вообразим на троих

Автомобили в творчестве Кукрыниксов

Автопилот
«Операция „Барбаросса“: Начало конца нацистской Германии» «Операция „Барбаросса“: Начало конца нацистской Германии»

Что мешало немцам продвигаться к Москве

N+1
По законам моды По законам моды

Почему предпочтения в одежде так сильно меняются из поколения в поколение?

Вокруг света
Мир, где весело и нет времени Мир, где весело и нет времени

Все самое важное о Дживсе и Вустере

Weekend
Александр Гронский и Алина Глазун Александр Гронский и Алина Глазун

Арт-паверкапл художницы Алины Глазун и фотографа Александра Гронского

Собака.ru
Безопасно ли прыгать в сухие листья Безопасно ли прыгать в сухие листья

Прыжки в кучи сухих листьев могут представлять опасность для здоровья

ТехИнсайдер
10 неожиданных вопросов группе X4 10 неожиданных вопросов группе X4

Группа X4 — о финансовых приоритетах и детских утренниках

VOICE
Исследование: что такое для российских компаний кадровый резерв, как (и зачем) его формировать Исследование: что такое для российских компаний кадровый резерв, как (и зачем) его формировать

Что такое кадровый резерв и кто его формирует?

Inc.
Тихая охота Тихая охота

Как правильно и безопасно собирать грибы осенью

Лиза
Законы подземных мелодий Законы подземных мелодий

Репортаж из столичного метро: чем живут музыканты под землей

Монокль
Новая роль университетов Новая роль университетов

Российские университеты становятся площадками для предпринимательства

Ведомости
Премиальный минимализм Премиальный минимализм

Эта ванная — пример идеального премиального минимализма

Идеи Вашего Дома
И снова в Канны И снова в Канны

Эту модель верфь выпустила в пару к уже строящейся As8 — более крупной яхте

Y Magazine
Пинты лиха Пинты лиха

Культура Туманного Альбиона кроется в акцентах — в том числе и музыкальных

Weekend
Я поднимаю свой — вокал Я поднимаю свой — вокал

Вечный спор физиков и лириков: можно ли стать певцом в зрелом возрасте?

ЖАРА Magazine
Искусное сплетение Искусное сплетение

Квартира с винтажными предметами быта из эпохи социалистического реализма

Идеи Вашего Дома
Распиши под хохлому Распиши под хохлому

Русский стиль в современном интерьере: посконно, органично, удобно

Лиза
Дональд Трамп усложнил выдачу виз для граждан всех стран, включая Россию Дональд Трамп усложнил выдачу виз для граждан всех стран, включая Россию

Дональд Трамп хочет, чтобы в США приезжали только высококвалифицированные кадры

Ведомости
ChatGPT ChatGPT

Нейросети: какие риски скрываются за удобствами искусственного интеллекта?

Здоровье
Место встречи, а не экскурсия Место встречи, а не экскурсия

Как сделать культуру и искусство доступными и понятными для широкой аудитории?

Монокль
Стильный пол Стильный пол

Отчего мужчины так равнодушны к своему образу

VOICE
В оттенках природы В оттенках природы

Эта кухня в московской квартире — часть открытого пространства кухни-гостиной

Идеи Вашего Дома
Физлицом к рынку Физлицом к рынку

Розничные инвесторы нарастили вложения вдвое, предпочитая облигации акциям

Ведомости
До эпохи айфона: 10 телефонов, о которых мечтали все До эпохи айфона: 10 телефонов, о которых мечтали все

Раскладушки, встроенные игровые консоли — добро пожаловать в зал славы телефонов

Inc.
Юлия Миндубаева: Наша цель – совместными усилиями развивать рынок Юлия Миндубаева: Наша цель – совместными усилиями развивать рынок

Что поможет привлечь на рынок онлайн-кинотеатров новые деньги

Ведомости
Держим Марка Держим Марка

Марк Эйдельштейн – об умении видеть красоту и проверке себя на черствость

VOICE
Глобальные идеи Си Глобальные идеи Си

Российские ученые разобрали идеологическое развитие в КНР

Ведомости
Nkeeei: «Хочется в темпе событий успевать по-человечески жить» Nkeeei: «Хочется в темпе событий успевать по-человечески жить»

Музыкант nkeeei — о сольном творчестве и работе вместе с uniqe и ARTEM SHILOVETS

ЖАРА Magazine
Открыть в приложении