Знакомый нам лист ПТС скоро может стать историей

АвтоМирАвто

Право

Паспортные данные

Знакомый нам лист ПТС скоро может стать историей, но пока что вопросы, касающиеся выдачи дубликатов, все еще актуальны

Паспорт транспортного средства, пожалуй, самый загадочный документ из тех, с которыми приходится иметь дело автовладельцу. Большинство вспоминает о нем, как правило, дважды – при покупке автомобиля или мотоцикла и при его продаже. Впрочем, и в промежутках бывают ситуации, когда ПТС необходим для внесения в него новых сведений – если приходится менять регистрационные знаки или получать новое свидетельство о регистрации, например, при изменении места жительства.

ПТС остается документом, сопровождающим весь жизненный цикл транспортного средства и отражающим все значимые события. Потому у автомобилистов регулярно возникают вопросы, связанные с этой бумагой.

Не продавайте с дубликатом!

Самый распространенный вопрос касается дубликата ПТС. Чаще всего потребность в нем возникает, если машина «пошла по рукам» и все свободные поля, в которых фиксируется информация о сделках, закончились. Кто же может получить дубликат? Считается, что это обязанность исключительно прежнего владельца, так как если он этого не сделает, то некуда будет вписывать нового собственника.

На самом деле это не так: юридические полномочия менять ПТС есть как у прежнего собственника, так и у нового – соответственно до и после подписания договора купли-продажи или другого документа, подтверждающего переход права собственности. Иными словами, полностью заполненный ПТС не может быть препятствием для отказа от совершения сделки.

Более того, процедуру оформления нового ПТС лучше как раз оставить новому же владельцу. Так уж исторически сложилось, что предъявление дубликата вместо оригинального документа для потенциального покупателя всегда становится поводом насторожиться и, возможно, отказаться от покупки. Опасения часто небезосновательны, ведь дубликат может косвенно указывать как на махинации с документами или маркировкой, так и на то, что оригинал паспорта остался в залоге у банка, выдавшего кредит. Но, конечно, чаще причины предъявления дубликата куда более прозаичны.

ПТС редко нужен, поэтому он имеет обыкновение теряться или приходить в негодность (залило водой, погрызла собака), что тоже влечет за собой потребность в получении дубликата. Как и в случае с заполнением всех полей, это право лучше оставить новому собственнику. Больших трудностей ему это не создаст, ведь получить новый ПТС он может одновременно с переоформлением машины на свое имя, когда обратится для этого в ГИБДД.

И пусть покупателя не смущает то обстоятельство, что в случае получения им дубликата у прежнего собственника не будет возможности поставить свою подпись в соответствующей графе паспорта. Наличие или отсутствие в ней автографа, по большому счету, ничего не меняет. Ведь право собственности подтверждается соответствующим договором, который предъявляется в ГИБДД при регистрации. Служивые это знают и претензий обычно не высказывают. Если же такой вопрос вдруг возник и инспектор непреклонен, требуйте от него письменный отказ, с которым потом пойдете в суд или в прокуратуру. Поверьте, инспектор сразу станет куда сговорчивее.

Если машина немолода и непопулярна у угонщиков, то наличие дубликата ПТС, скорее всего, объясняется обычными житейскими обстоятельствами

Оцениваем риски трезво

А что, если взглянуть на ситуацию со стороны человека, который собирается приобретать машину с пробегом, а продавец предъявляет ему дубликат ПТС? Прежде чем разворачиваться, стоит трезво все оценить, в том числе вероятность махинаций. Если машина немолода и непопулярна у угонщиков, то отсутствие оригинального документа, скорее всего, объясняется исключительно житейскими обстоятельствами.

Где же можно получить дубликат? В регистрационном подразделении ГИБДД. Привязки к месту жительства владельца нет, поэтому стопы можно направить в ближайшее отделение или в то, где меньше очередь. Дубликат выдадут как непосредственному собственнику, так и другому лицу, имеющему от него доверенность. Ее нотариальное удостоверение не требуется.

Кто готовится к ЭПТС?

Одной из первых компаний, опробовавших в России систему электронного ПТС, стала Renault. Тестовый ЭПТС выдали двухцветному кроссоверу Renault Kaptur. «Компания Renault Россия активно участвовала в разработке и тестировании системы электронных паспортов транспортных средств с момента старта проекта, мы были в числе первых автопроизводителей, которые получили доступ и возможность работы в тестовой версии СЭП. На сегодняшний день Renault Россия активно готовится к переходу на новую систему оформления документов на наши автомобили», – говорит генеральный директор Renault Россия Андрей Панков.

С 1 июля 2018 года ПТС станет электронным

В России уже несколько лет говорят о том, что на смену привычной нам бумажной «простыне» ПТС скоро придет электронный документ. Он фактически представляет собой запись в единой базе данных, доступ к которой имеют все заинтересованные лица, включая автопроизводителя, дилера, ГИБДД и самого владельца. Примечательно, что база будет единой для всех государств-членов Евроазиатского экономического союза (ЕАЭС), в который, помимо России, входят Белоруссия, Казахстан, Киргизстан и Армения. Плюсы от внедрения электронного ПТС, в общем-то, очевидны: его нельзя потерять, подделать, он не может закончиться, а автовладелец всегда может просмотреть всю историю автомобиля. Ставится заслон на пути таможенных махинаций. Кроме того, базу данных можно наполнять иной информацией, имеющей отношение к автомобилю, включая историю участия в ДТП, соблюдение регламента технического обслуживания и тому подобное. Но, разумеется, есть у этой идеи и слабые места, по большому счету, общие для всех информационных систем. Прежде всего это уязвимость для взлома, неконтролируемого распространения, а также несанкционированной коррекции сведений.

Изначально предполагалось запустить систему с 1 июля 2017 года, однако пока что этот срок перенесли на год. Привычные бумажные ПТС после введения системы в действие оформлять перестанут, но уже выданные продолжат действовать вплоть до первого обращения собственника в ГИБДД и внесения информации о машине в систему.

Текст: Алексей Лучников

Фото: Renault, Сергей Галинский/Фотобанк Лори; Aleksandr Schemlyaev/Russian Look

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Настройка яркости Настройка яркости

Сравнительный тест Kia Soul и Suzuki Vitara

АвтоМир
15 уроков периода высоких ставок глазами банкира 15 уроков периода высоких ставок глазами банкира

Что мы поняли за годы высоких ставок?

Ведомости
Дождь со снегом Дождь со снегом

Автомобили в объективе фотографа Бориса Косарева

Автопилот
Вот оно какое, наше лето Вот оно какое, наше лето

Чем занять ребенка на даче: советы для детей любого возраста

Лиза
Пять опор крепкого иммунитета Пять опор крепкого иммунитета

Можно ли «прокачать», усилить и простимулировать иммунитет?

Yoga Journal
Через санкции к росту Через санкции к росту

Как российская экономика ищет способы сотрудничества с глобальными игроками

Эксперт
Опять и опять «Назад в будущее» Опять и опять «Назад в будущее»

Краткая история ленты «Назад в будущее», вырастившей последнее поколение XX века

Weekend
Кнут Гамсун Кнут Гамсун

Кнут Гамсун говорил от имени нации и тем сильно её скомпрометировал

Дилетант
Как Ленин дэвов побеждал Как Ленин дэвов побеждал

Какие отпечатки оставили на народах России события на рубеже XIX и XX веков

Дилетант
Узорочье древних славянок Узорочье древних славянок

Древняя мода: как выглядела одежда на Руси до XIII века

Знание – сила
Между фугой и фуззом Между фугой и фуззом

Современные композиторы, ломающие жанровые барьеры

Weekend
«Пишите… А. Куприн» «Пишите… А. Куприн»

Эмиграция сложилась для Куприна не просто трудно, а скорее — трагически

Дилетант
Эра литий-ионных аккумуляторов Эра литий-ионных аккумуляторов

Почему ученые трудятся над тем, чтобы повысить безопасность батареек

Наука и техника
Тюрьма народов Тюрьма народов

Как побег из Алькатраса лишь укрепил имидж легендарной тюрьмы

Дилетант
«Мы уже не живем в своей колыбели» «Мы уже не живем в своей колыбели»

Чем дышит и живет Институт космических исследований РАН?

Знание – сила
Музей как увлечение Музей как увлечение

Единственный в своем роде: музей при Институте космических исследований РАН

Знание – сила
Культура всегда со страной Культура всегда со страной

Разговор с директором Эрмитажа о роли, которую играют сейчас музеи

Знание – сила
Москва на экране Москва на экране

Почему регионы готовы доплачивать за съемки фильмов на своей территории

Эксперт
Инфляция в белых халатах Инфляция в белых халатах

Медицинская инфляция может ускориться до 14% к концу года

Ведомости
Сделать посетителя немного исследователем Сделать посетителя немного исследователем

Что отличает современные музеи? Открытость и исследовательский подход

Знание – сила
Вяземские Вяземские

Происходивший от Рюрика княжеский род Вяземских известен ещё со Средневековья

Дилетант
Кто открыл лазейки в вузы Кто открыл лазейки в вузы

Школьные олимпиады становятся местом отработки способов незаконного поступления

Монокль
Есть ли у Европы армия Есть ли у Европы армия

О потенциале собственной армии Евросоюза и перспективах ее участия вне НАТО

Монокль
Весна императора Весна императора

Цезарь — политик-хищник, с чьим именем неотрывно связана Римская империя

Знание – сила
Архив богини Фауны Архив богини Фауны

Зоологический музей Московского университета – «отражение самой природы»

Знание – сила
Японский десант на Великих озерах Японский десант на Великих озерах

Большое поглощение в мировой металлургии все-таки состоится

Монокль
О пользе «бумажной волокиты» О пользе «бумажной волокиты»

На каком языке говорили евреи, вернувшиеся из вавилонского пленения?

Знание – сила
Рабби Давид из люфтваффе Рабби Давид из люфтваффе

В 2019 году Бундестаг одобрил введение в Германии военного раввината

Дилетант
Из портов на биржу Из портов на биржу

Угольщики стремятся расширить сбыт на внутреннем рынке на фоне падения экспорта

Ведомости
Пустые кресла и забытые письма: одиночество как экспонат Пустые кресла и забытые письма: одиночество как экспонат

Мы приезжаем в музей смотреть не на экспонаты, а внутрь себя

Знание – сила
Открыть в приложении