Музей как увлечение

Около метро «Калужская» в большом, длинном здании располагается Институт космических исследований Российской академии наук. В этом году ему исполняется 60 лет. Институт славен многими научными достижениями, но мы хотим рассказать о том, что делается в ИКИ за рамками прямых обязанностей — о музее, который существует при институте. Наш собеседник — недавний директор, а теперь научный руководитель ИКИ, специалист в области физики космической плазмы, физики солнечноземных связей, нелинейной динамики и исследования планет, академик РАН Лев Матвеевич Зеленый.
«Знание — сила»: Лев Матвеевич, мы находимся в Институте космических исследований РАН. Главная задача института — разнообразная научная деятельность, связанная с изучением космоса. Но мы с вами не в какой-нибудь лаборатории, мы среди многих космических аппаратов и приборов. Ясно, что это музей. С какой целью он создан? В чем его особенность? Чем он отличается от других подобных музеев?
Лев Зеленый: Вы хорошую тему затронули: к какой категории относится наш музей? Надо сказать, что космических музеев, к счастью, достаточно много. Есть, к примеру, в Москве прекрасный Музей космонавтики, где неутомимая Наталья Артюхова — директор.
«ЗС»: Знаем. Наш журнал с этим музеем тесно сотрудничал. Он рядом с метро ВДНХ, там еще высокая стела с ракетой.
Л. З.: Да. Неподалеку есть музей с более сложной судьбой — в павильоне «Космос». Есть потрясающий Музей истории космонавтики в Калуге, где Наталья Абакумова сделала просто памятник и себе, и истории космоса. Вы знаете ее? Это вообще великая женщина. Я почему это знаю? У меня дача была недалеко от Нового Иерусалима. Я часто видел разрушенный с войны монастырь, там располагался Краеведческий музей. И когда монастырь начали восстанавливать, музей выгнали. А директором тогда была Абакумова. И она добилась, чтобы там построили потрясающий музей, современный, но за территорией монастыря. И его рядом построили — сейчас это один из культурных центров Подмосковья. Там выставки очень интересные часто проходят. Это всё благодаря ей. Потом она многое сделала для музея в Калуге, превратила его в один из лучших космических музеев.
«ЗС»: Среди этих музеев существует и ваш музей. Хотя он при научном институте.
Л. З.: Наш музей с ними, естественно, конкурировать не может. У нашего изначально был лозунг: «Космическая наука: взгляд в прошлое, взгляд в будущее ». Мы хотели рассказать о прошлом нашей науки, о том, что происходит сейчас и попытаться заглянуть вперед хотя бы на 15–20 лет. Но получилось не совсем то. На этот музей нам дал деньги Юрий Сергеевич Осипов, тогдашний президент РАН. В 2007 году исполнялось 50 лет со дня запуска Первого спутника (а за два года до этого Институту исполнилось 40 лет, мы проводили много мероприятий, в том числе и выставку, но небольшую), и это хотелось отметить заметным образом. Я стал директором в 2002 году. Нам дали по тем временам довольно приличные средства. У нас была большая столовая, пустынная — мало кто туда ходил. А она занимала значительную часть первого этажа. Я договорился с профсоюзом, и мы столовой выделили другое место, поменьше. А на освободившихся двух тысячах квадратных метров сделали первую экспозицию: «Космическая наука: взгляд в прошлое, взгляд в будущее». Но это была выставка к 50‑летию Спутника, и после завершения торжеств организации, которые в ней участвовали, забрали часть экспонатов. В Академии наук в советское время существовал свой выставочный центр. И там много чего хранилось. Правда, на переходе к российскому времени там всё почти выбросили, сломали. Где-то это валялось разломанное, никому не нужное. Но это принадлежало Академии наук. Я попросил отдать нам, и тогдашний директор центра всё отдал. И у нас в институте нашлись умельцы, прежде всего хочется упомянуть Сергея Васюкова, которые вложили душу в восстановление экспонатов и в течение ряда лет их реставрировали. Поэтому у нас широко представлена советская космическая техника: луноход, аппараты для исследования Венеры, первый лунный посадочный аппарат, марсианский аппарат, различные научные спутники. Они очень хорошо представлены, потому что экспонаты уже существовали — их следовало только отреставрировать, что, конечно, было непросто. Но главным в ней, всё-таки, были не аппараты, а наука. И с этим нам уже легче было, потому что это наши приборы, которые делались в ИКИ, остались вторые экземпляры приборов, остались запасные комплекты, мы их тоже там выставили. Получилась очень успешная выставка. Юбилей прошел, а выставка осталась, потому что смысла закрывать ее не было. Она фактически превратилась в музей, поэтому надо было думать о его развитии. И тут уже дело стало более сложным, потому что любой новый экспонат денег стоит. Например, мы участвовали в проекте «Луна‑25», хотелось бы сделать полноразмерную копию аппарата, дублер которого, кстати, стоит в музее НПО им С. А. Лавочкина, но это где-то миллиона три-четыре стоит. Ну, где бюджетной организации их взять? Поэтому у нас музей получился немножко перекошенным: у него очень хорошо представлено великое советское прошлое и хуже, к сожалению, не очень великое российское настоящее. Но мы как-то стараемся отражать его: делали плакаты, иллюстрации, маленькие модели и по возможности все российские годы там представили. Все равно нашей ориентацией остается космическая наука.