Элио Гуариско: «Когда мы практикуем йогу, у нас должно быть понимание присутствия»
Yoga Journal спросил у Элио, как он понимает термин «осознанность», как практикует йогу и что для него главное в переводах тибетских текстов.
Что такое йога? И что такое медитация? Как они между собой соотносятся?
Элио: Есть разные воззрения на йогу. К примеру, в тибетской традиции, когда мы говорим о йоге, мы называем ее словом налджор. «Нал» означает наше естественное состояние, а «джор» — быть в этом состоянии. И речь необязательно идет о методе, который связан только с телом. Имеется в виду способ быть в естественном состоянии, используя как метод тела, так и метод речи и метод ума. Если же говорить о медитации, то, например, в индийской традиции она была частью йоги и те, кто практиковал йогу, в конечном счете приходили к практике медитации, то есть к постижению своего истинного состояния.
YJ: Могли бы Вы вкратце рассказать, что такое практики mindfulness и почему они так популярны на Западе в наши дни? В чем разница между подходом mindfulness и подходом Дзогчен?
Элио: Mindfulness — это современное слово, которым перевели древний термин. На санскрите ему соответствует слово смирити, а на языке пали слово сатья. В обычном употреблении эти слова, эти корни означают «память», «помнить». И здесь память не в смысле памяти о том, что прошло. Здесь речь идет о том, чтобы помнить, что ты делаешь, чем занят, быть полностью в присутствии относительно того, что ты делаешь (в русском языке данный смысл хорошо передает слово памятование — примечание переводчика). И в этом контексте mindfulness также означает памятовать о чем-то.
Вообще же mindfulness имеет отношение к вниманию. То есть быть внимательным, полностью осознанным, присутствующим в том, что вы делаете. Например, когда мы спим, большинство людей не осознают, что они спят. Но у некоторых людей есть способность сохранять осознанность во сне, и тогда они прямо во сне могут осознать, что спят. Подобным же образом мы делаем какие-то физические действия или общаемся — без того, чтобы осознавать, что мы делаем. Мindfulness означает быть осознанным, относительно того, что происходит внутри тебя или снаружи тебя в тот самый момент, когда это происходит. Когда мы говорим о mindfulness, о внимательности, мы имеем в виду, что мы всегда внимательны относительно чего-то, то есть в нашем уме существует какой-то объект. Таким объектом может быть какое-то физическое действие или что угодно еще.
Но я чаще употребляю термин «присутствие». И в созерцании, как мы говорим в учении Дзогчен, речь идет об определенном присутствии, которое не соотносится с каким бы то ни было объектом. Если говорить кратко, то mindfulness или практики внимательности связаны с аспектом ума, в то время как в учении Дзогчен речь идет о созерцании, которое выходит за пределы ума. Речь идет о том, чтобы открыть в себе состояние присутствия, которое не соотносится ни с каким объектом и не имеет никакой поддержки в виде объекта. То состояние присутствия, которое все время есть в нас и не нуждается в том, чтобы его развивать посредством тренировки. Но вам нужно распознать это состояние, и чтобы его распознать нужен кто-то, кто может дать инструкции или наставления, как это сделать. И, возможно, инструкции здесь не совсем точное слово, скорее, речь идет о том, кто может создать вам условия, в которых вы можете обнаружить это состояние.