Композитор Илья Демуцкий — новая звезда Большого театра

VogueКультура

Илья пророк

К своим тридцати четырем годам композитор из Петербурга Илья Демуцкий успел получить множество наград по всему миру и поставить балет в Большом театре. Премьера второго, посвященного великому танцовщику Рудольфу Нурееву, состоится на сцене Большого в июле.

Фото: Данил Головкин. Текст: Екатерина Бирюкова

Мы всё вы­би­ра­ли и вы­би­ра­ли вре­мя для встре­чи, ла­ви­руя меж­ду ре­пе­ти­ци­я­ми в Боль­шом те­ат­ре, «Сап­са­на­ми» и мос­ков­ски­ми проб­ка­ми. На­ко­нец, вы­бра­ли — все­ве­ду­щий фейс­бук под­ска­зы­ва­ет, что как раз в этот день мо­е­му со­бе­сед­ни­ку ис­пол­ня­ет­ся трид­цать че­ты­ре го­да. «Это ни­че­го, все нор­маль­но, дру­го­го вре­ме­ни все рав­но нет», — успо­ка­и­ва­ет Илья и на ча­сок от­лу­ча­ет­ся из Боль­шо­го. Там пол­ным хо­дом идет по­ста­нов­ка его ба­ле­та, уже вто­ро­го.

Пер­вый — «Ге­рой на­ше­го вре­ме­ни» — по­явил­ся два го­да на­зад, год на­зад по­лу­чил «Зо­ло­тую мас­ку», а сам Де­муц­кий вы­иг­рал то­гда приз как «Луч­ший ком­по­зи­тор в му­зы­каль­ном те­ат­ре». Этой вес­ной Боль­шой вклю­чил «Ге­роя» в про­грам­му сво­их пря­мых транс­ля­ций и по­ка­зал все­му ми­ру.

3. Ба­лет «Ге­рой на­ше­го вре­ме­ни», Боль­шой те­атр, 2015.

Но­вый ба­лет на­зы­ва­ет­ся «Ну­ре­ев» и по­свя­щен уже не ли­те­ра­тур­но­му пер­со­на­жу, а ре­аль­но­му — зна­ме­ни­то­му не­воз­вра­щен­цу, са­мо­му куль­то­во­му тан­цов­щи­ку ХХ ве­ка.

— Это пер­вая поп-звез­да ба­ле­та, — рас­ска­зы­ва­ет Илья. — С ши­ком, блес­ком, огром­ны­ми го­но­ра­ра­ми, ар­ми­я­ми фа­на­тов. И звезд­ная со­став­ля­ю­щая, и пар­ши­вость ха­рак­те­ра — все это бу­дет в на­шем спек­так­ле. Но, ко­неч­но, не толь­ко. У нас аб­со­лют­но чет­кая но­мер­ная струк­ту­ра. От­дель­ные но­ме­ра — это от­дель­ные гла­вы из жиз­ни Ну­ре­ева. Это шко­ла Ва­га­но­вой в Ле­нин­гра­де, это со­вет­ское вре­мя, ко­то­рое вы­нуж­да­ет его со­вер­шить пры­жок, это сво­бо­да, ко­то­рую он вдруг вдох­нул на За­па­де, мо­жет быть, не­мно­го тле­твор­но на не­го по­вли­яв­шая, это лю­бовь и учи­тель Эрик Брун. И ра­зу­ме­ет­ся, СПИД, ко­то­рый его по­гу­бил.

— Ду­эт с Бру­ном бу­дет?
— Ко­неч­но. Это один из глав­ных но­ме­ров. И с Мар­го Фон­тейн, его ве­ли­кой парт­нер­шей, то­же бу­дет один из цен­траль­ных ду­э­тов. И эпи­зод, как его, уже сбе­жав­ше­го из СССР, чуть не сца­пал КГБ в аэро­пор­ту Ка­и­ра.

«Ну­ре­ев» — про­дукт кол­лек­тив­но­го твор­че­ства тех же трех че­ло­век, что со­чи­ни­ли столь успеш­но­го «Ге­роя». Кро­ме Де­муц­ко­го ав­то­ра­ми по­ста­нов­ки яв­ля­ют­ся ба­лет­мей­стер Юрий По­со­хов и ре­жис­сер Ки­рилл Се­реб­рен­ни­ков.

— На­ча­ло ра­бо­ты над ба­ле­том сле­ду­ю­щее: мы втро­ем — хо­рео­граф, ре­жис­сер и я — при­ду­мы­ва­ем об­щую идею, об­суж­да­ем, ка­кие сце­ны не­об­хо­ди­мы, ка­кие ха­рак­те­ры обя­за­тель­но долж­ны быть. За­тем Ки­рилл эту ис­то­рию вы­та­чи­ва­ет, обла­го­ра­жи­ва­ет ка­ки­ми‑то ин­те­рес­ны­ми ре­ше­ни­я­ми и от­да­ет мне либ­рет­то. Либ­рет­то для ме­ня — тех­за­да­ние. В либ­рет­то, по­ми­мо ис­то­рии, мы ука­зы­ва­ем эмо­цию, темп, бди­тель­ность, ка­кую-то опре­де­лен­ную ат­мо­сфе­ру или важ­ную де­таль, ко­то­рую я дол­жен пе­ре­дать в му­зы­ке. Еще есть сти­ли­сти­че­ские от­сыл­ки — к опре­де­лен­ным пе­ри­о­дам жиз­ни Ну­ре­ева, к опре­де­лен­ным ро­лям. Есть пат­ри­о­ти­че­ская со­вет­ская пес­ня, ти­пич­ная, но с изю­мин­кой. Есть что-то джа­зо­вое с сак­со­фо­ном, ас­со­ци­и­ру­ю­ще­е­ся с эро­тиз­мом опе­ры «Лу­лу» Аль­ба­на Бер­га. Есть сти­ли­за­ция ба­роч­ной му­зы­ки, есть ро­ман­ти­че­ский ба­лет. И мы пы­та­ем­ся все это пе­ре­осмыс­лить, объ­еди­нить ка­лей­до­скоп сцен в од­ну ли­нию. Мне бы­ло ин­те­рес­но ра­бо­тать над му­зы­кой к это­му ба­ле­ту — по­про­бо­вать се­бя в раз­ных язы­ках, по­щу­пать му­зы­ку, к ко­то­рой ни­ко­гда до это­го не об­ра­щал­ся, из­нут­ри.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Потусторонние силы Потусторонние силы

Первопроходцы мира цифровой моды рассказывают, чего нам ждать

Vogue
Банановые перспективы российских субтропиков Банановые перспективы российских субтропиков

Инвесторы хотят импортозаместить экзотические фрукты

Агроинвестор
Девятое искусство Девятое искусство

Французы и бельгийцы росли на комиксах до того, как это стало мейнстримом

Вокруг света
Кнут Гамсун Кнут Гамсун

Кнут Гамсун говорил от имени нации и тем сильно её скомпрометировал

Дилетант
Презумпция виновности: почему Иран оказался под ударом Презумпция виновности: почему Иран оказался под ударом

Чем Иран навлек на себя гнев западной цивилизации?

Монокль
Александр Лабас: не авангардист, не соцреалист Александр Лабас: не авангардист, не соцреалист

Голос А. Лабаса — сложный, полифоничный, подчас ускользающий от прямых смыслов

Монокль
Опять и опять «Назад в будущее» Опять и опять «Назад в будущее»

Краткая история ленты «Назад в будущее», вырастившей последнее поколение XX века

Weekend
Дейнотерий – слон с берегов Дона Дейнотерий – слон с берегов Дона

Слоны – одни из самых стабильных в эволюционном плане животных...

Наука и техника
Мурат Абулкатинов: Не надо пытаться быть больше, чем ты есть Мурат Абулкатинов: Не надо пытаться быть больше, чем ты есть

Режиссер Мурат Абулкатинов — о том, что ему нравится в шекспировской драматургии

Ведомости
Вьетнамский вклад в импортозамещение Вьетнамский вклад в импортозамещение

Концерн TH Group открыл завод по переработке молока в Калужской области

Агроинвестор
Тюрьма народов Тюрьма народов

Как побег из Алькатраса лишь укрепил имидж легендарной тюрьмы

Дилетант
Стимулы вместо принуждения Стимулы вместо принуждения

Чем биржевая торговля сельхозпродукцией может быть интересна бизнесу

Агроинвестор
Японский десант на Великих озерах Японский десант на Великих озерах

Большое поглощение в мировой металлургии все-таки состоится

Монокль
Почему ЕС не растет Почему ЕС не растет

Что провоцирует системный кризис развития Евросоюза

Эксперт
Мир экзопланет: самые странные экзопланеты Мир экзопланет: самые странные экзопланеты

Как появляются пульсарные планеты, планеты-зомби и бланеты

Наука и техника
О чем молчат рекорды HoReCa О чем молчат рекорды HoReCa

Будут ли все последствия смещения потребления с кухни в ресторан положительными?

Агроинвестор
Вместо фастфуда Вместо фастфуда

ЗОЖ-аналоги бургеров, шаурмы и не только

Лиза
О пользе «бумажной волокиты» О пользе «бумажной волокиты»

На каком языке говорили евреи, вернувшиеся из вавилонского пленения?

Знание – сила
Мошенники делают ставки Мошенники делают ставки

Как мошенники используют аккаунты граждан в букмекерских конторах

Ведомости
Откуда что пошло на флоте Откуда что пошло на флоте

Повседневная жизнь на парусном военном корабле XVIII века

Наука и техника
Соло-мама Соло-мама

Каких ошибок стоит избегать женщинам, которые растят детей в одиночку

Лиза
Вековые традиции Вековые традиции

Не получается нарисовать стрелки, а тени сразу скатываются?

Лиза
Сделать посетителя немного исследователем Сделать посетителя немного исследователем

Что отличает современные музеи? Открытость и исследовательский подход

Знание – сила
Весна императора Весна императора

Цезарь — политик-хищник, с чьим именем неотрывно связана Римская империя

Знание – сила
Передвижники и императорская власть Передвижники и императорская власть

Как передвижники получили признание императора Александра III

Знание – сила
Сити-брейк Сити-брейк

Идеальные города России для семейного уик-энда

Лиза
Партнер по религиозным соображениям Партнер по религиозным соображениям

Как Россия создает базу для привлечения исламского капитала

Эксперт
Знать без царя в голове Знать без царя в голове

Мини-сериал о сестрах Митфорд, которые искали любовь, а нашли политику

Weekend
Медвежий угол Медвежий угол

Как оргкомитет московской Олимпиады-80 зарабатывал – рубли и валюту

Ведомости
Архив богини Фауны Архив богини Фауны

Зоологический музей Московского университета – «отражение самой природы»

Знание – сила
Открыть в приложении