Илья пророк
К своим тридцати четырем годам композитор из Петербурга Илья Демуцкий успел получить множество наград по всему миру и поставить балет в Большом театре. Премьера второго, посвященного великому танцовщику Рудольфу Нурееву, состоится на сцене Большого в июле.
Мы всё выбирали и выбирали время для встречи, лавируя между репетициями в Большом театре, «Сапсанами» и московскими пробками. Наконец, выбрали — всеведущий фейсбук подсказывает, что как раз в этот день моему собеседнику исполняется тридцать четыре года. «Это ничего, все нормально, другого времени все равно нет», — успокаивает Илья и на часок отлучается из Большого. Там полным ходом идет постановка его балета, уже второго.
Первый — «Герой нашего времени» — появился два года назад, год назад получил «Золотую маску», а сам Демуцкий выиграл тогда приз как «Лучший композитор в музыкальном театре». Этой весной Большой включил «Героя» в программу своих прямых трансляций и показал всему миру.
Новый балет называется «Нуреев» и посвящен уже не литературному персонажу, а реальному — знаменитому невозвращенцу, самому культовому танцовщику ХХ века.
— Это первая поп-звезда балета, — рассказывает Илья. — С шиком, блеском, огромными гонорарами, армиями фанатов. И звездная составляющая, и паршивость характера — все это будет в нашем спектакле. Но, конечно, не только. У нас абсолютно четкая номерная структура. Отдельные номера — это отдельные главы из жизни Нуреева. Это школа Вагановой в Ленинграде, это советское время, которое вынуждает его совершить прыжок, это свобода, которую он вдруг вдохнул на Западе, может быть, немного тлетворно на него повлиявшая, это любовь и учитель Эрик Брун. И разумеется, СПИД, который его погубил.
— Дуэт с Бруном будет?
— Конечно. Это один из главных номеров. И с Марго Фонтейн, его великой партнершей, тоже будет один из центральных дуэтов. И эпизод, как его, уже сбежавшего из СССР, чуть не сцапал КГБ в аэропорту Каира.
«Нуреев» — продукт коллективного творчества тех же трех человек, что сочинили столь успешного «Героя». Кроме Демуцкого авторами постановки являются балетмейстер Юрий Посохов и режиссер Кирилл Серебренников.
— Начало работы над балетом следующее: мы втроем — хореограф, режиссер и я — придумываем общую идею, обсуждаем, какие сцены необходимы, какие характеры обязательно должны быть. Затем Кирилл эту историю вытачивает, облагораживает какими‑то интересными решениями и отдает мне либретто. Либретто для меня — техзадание. В либретто, помимо истории, мы указываем эмоцию, темп, бдительность, какую-то определенную атмосферу или важную деталь, которую я должен передать в музыке. Еще есть стилистические отсылки — к определенным периодам жизни Нуреева, к определенным ролям. Есть патриотическая советская песня, типичная, но с изюминкой. Есть что-то джазовое с саксофоном, ассоциирующееся с эротизмом оперы «Лулу» Альбана Берга. Есть стилизация барочной музыки, есть романтический балет. И мы пытаемся все это переосмыслить, объединить калейдоскоп сцен в одну линию. Мне было интересно работать над музыкой к этому балету — попробовать себя в разных языках, пощупать музыку, к которой никогда до этого не обращался, изнутри.