Развал «Свалки»: что стало с бизнесом выходцев из Qiwi и BlaBlaCar и почему всё пошло не так
Создатели сервиса по вывозу вещей мечтали запустить полезный проект, в котором все сотрудники были бы равны. На старте он окупился за неделю — но затем влез в споры, долги и развалился на несколько частей.
Проект «Свалка» появился в 2015 году благодаря выходцам из Qiwi и BlaBlaCar, у которых скопилось много ненужных вещей, а отдать их было некому. Партнёры открыли свой сервис, который решил бы эту проблему — они вложили в запуск 1,5 млн рублей и почти окупили расходы через неделю. Через год проект вышел на среднемесячный оборот 2 млн рублей при чистой прибыли 15–20%.
Но потом у «Свалки» начались проблемы: в магазинах стали воровать, а новые точки приносили всё меньше денег. Поставив проект «на рельсы», основатели «Свалки» Ирина и Алексей Баринские уехали в Израиль — открывать новую точку. К тому моменту, когда её запустили, «Свалка» накопила долги по аренде и зарплате сотрудникам.
Основатели сервиса распродали активы бывшим сотрудникам и проект раскололся на несколько автономных. О том, почему и как это произошло, рассказали участники событий.
«Свалка» образовалась после переезда
Идея открыть сервис по вывозу ненужных вещей появилась у Алексея и Ирины Баринских в 2014 году. Они переезжали в другую квартиру, нашли кучу ненужных вещей, которые не хотелось перевозить, а выбрасывать было жалко. Способа одним разом избавиться от барахла не было.
Баринский решил распродать вещи через Avito и соцсети, надеясь выручить около 10 тысяч рублей. Но в итоге продал на 80 тысяч рублей и задумался о том, что на вывозе вещей можно построить бизнес.
Баринский на тот момент был главным инвестиционным директором группы Qiwi. Он поделился идеями о сервисе по вывозу вещей со своим коллегой Дмитрием Ухановым, ИТ-директором Qiwi.
Вместе они стали обдумывать проект бизнес-барахолки. Обсуждали задумку в течение года. В сентябре 2015-го Ирина Баринская, комьюнити-менеджер сервиса BlaBlaCar, опубликовала на своей странице в Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) объявление: «Избавим от старых вещей». За несколько дней публикацию перепостили 4 тысячи человек.
Баринские и Уханов запустили сайт и наняли оператора для приёма заявок. В первый день работы «Свалка» приняла около 150 заявок на вывоз, через неделю — больше тысячи. Через пару недель, когда число запросов выросло до 3 тысяч, у компании уже был склад с сотрудниками для сортировки, три микроавтобуса и бригада грузчиков. Основатели вложили в бизнес более 1,5 млн рублей.
За первые 10 месяцев работы на склад привезли больше 600 тонн вещей
Проект работал так: в «Свалку» обращались люди, которые хотели сдать ненужные вещи за символическую плату. Сервис вывозил вещи из квартир, платил сдатчикам 35 рублей за килограмм и перепродавал вещи в своём секонд-хенде и в нескольких сторонних.
К 2016 году «Свалка» вышла на оборот 2 млн рублей в месяц, маржинальность проекта составляла 15-20% от выручки.
Переезды, долги и другие «болезни»
С момента основания и до 2018 года «Свалка» несколько раз меняла локацию. Проект начинался со склада в комплексе «Москвич» на Волгоградском проспекте, потом переехал на НИИДАР, затем — под Крымский мост и на Танковую улицу. В конце концов «Свалка» разместилась в творческом квартале «Вернисаж» на территории Измайловского кремля.
Первый переезд случился после ухода Романа Громова — управляющего «Свалкой». Он был недоволен тем, что «Свалка» отдавала 70% прибыли сервису для сбора пожертвований «Добро.mail.ru» — схема распределения денег казалась ему непрозрачной.
Мы хотели делать классные штуки, а Рома со своим подходом тащил нас назад. В какой-то момент мы решили расстаться. Оставили ему вообще всё — помещение, вещи, забрали только соцсети и бренд. Ирина Баринская, соосновательница «Свалки»
На вопрос о том, почему основатели проекта решили оставить Громову помещение, Баринская ответила, что они очень устали с ним «бодаться» и поняли, что проще «встать и уйти».
Баринские и Уханов переехали в новое помещение. В 2018 году «Свалка» накопила долги по аренде и зарплате. Они появились из-за внепланового переезда проекта, ремонта помещения, к этому прибавился тяжелый зимний сезон с маленькими продажами, говорит Баринская. Сумму долгов она не уточнила.
Ситуацию усугубляло и воровство. По словам Баринского, курьеры не довозили на склад вещи, которые люди отдавали «Свалке». Во время сортировки на складе пропадала ещё часть вещей. Воровали и в самом магазине — сотрудники и посетители.
Алексей Баринский решил закрыть или продать компанию, если ситуация с долгами не изменится. И тогда он обратился к соседу по творческому кластеру «Вернисаж», где в то время работал проект — основателю сервиса заказа товаров и услуг для мероприятий «Вжух!» Евгению Волку. Предложил ему «оздоровить» проект.
Волка наняли на неделю, в этот момент Баринские уехали в отпуск и разрешили Волку делать с компанией всё, что он посчитает нужным. По словам Ирины Баринской, Уханов к тому времени перестал операционно участвовать в бизнесе.
Потратив 100 тысяч рублей, антикризисный менеджер сделал ремонт, передвинул секции с самыми интересными вещами, уволил часть персонала и отделил туалет, в который бесконтрольно заглядывали работники и посетители соседнего рынка. Частично решил проблему воровства в магазине, переставив кассу в центр помещения.
К концу года «Свалке» удалось рассчитаться с долгами, и она вновь занялась развитием бизнеса. Баринские решили открыть собственную франшизу.
В 2018 году они протестировали свою бизнес-модель с партнёрами в 11 городах и пришли к выводу, что готовы развивать сеть. Свою бизнес-модель предприниматели назвали «броншизой», где франчайзи считались носителями идеи разумного потребления. «Свалка» обещала франчайзи свой бренд, колл-центр и предлагала набор рекомендаций, соблюдать который партнёры были не обязаны.
Паушальный взнос «Свалки» составлял 100 тысяч рублей, роялти — 10% от оборота. В 2018 году выручка проекта составила 14,5 млн рублей. Баринский целился на 100 «броншиз» и 100 млн рублей выручки к концу 2019 года. Однако для этого нужны были новые идеи — и в проекте появились новые люди.
Проект перестал расти — наняли новых сотрудников, чтобы генерировать идеи
В начале 2019 года топ-менеджмент компании выглядел так: Алексей Баринский занимался развитием бизнеса, Ирина Баринская — маркетингом и PR, а бывший руководитель Qiwi Venture Сергей Эбич стал операционным директором «Свалки».
У компании работал один (не считая франшиз) секонд-хенд на «Вернисаже». Магазином управляла Татьяна Сорочинская, которая пришла в «Свалку» в 2018 году работать начальником склада. Через несколько месяцев Баринские предложили ей стать управляющей магазина на «Вернисаже» и переоформили на неё точку. Она открыла ИП и на него перенесли актив.
Таня сделала очень большую работу: полностью переделала склад, ввела новые процессы, переделала зал и занималась мерчендайзингом. Всё это, конечно, влияло на выручку и чек. Оформить на неё магазин — было наше совместное решение с Алексеем. Мы старались поддерживать, мотивировать сотрудников, давать им возможности. Ирина Баринская, соосновательница «Свалки»
По словам Татьяны Сорочинской, сотрудники нормально к этому отнеслись: они считали себя одной большой семьёй, верили в проект и двигались вместе. К тому же у Сорочинской была договорённость с Баринскими: при необходимости они будут просить часть выручки «Вернисажа», чтобы «закрывать какие-то дыры».
Алексей с Ириной предложили мне, как они сказали, «подарить магазин», потому что никому другому не доверили бы его. Они планировали, что в будущем переедут в Израиль. И я приняла их предложение. Татьяна Сорочинская, бывшая управляющая магазином «Свалка» на «Вернисаже»
Как рассказала бывший старший продавец «Свалки» Елизавета Хабарова (она стала франчайзи проекта) в январе 2019 года Алексей Баринский пожаловался, что проект мало зарабатывает и попросил команду придумать идеи, как двигаться вперёд.
Идей не было, и тогда Баринский нанял несколько новых сотрудников — маркетолога Еву Деменкову, SMM-редактора Герду Барановскую, нового операционного директора Глеба Андроновского (Эбич уволился) и коммерческого директора Николая Носова, которому поручили продажу франшиз.
На тот момент, по словам Баринской, «Свалка» закрыла почти все уже открытые франшизы «по разным причинам». Работала только точка в Санкт-Петербурге.
Проект «Свалка» не планировал зарабатывать колоссальных денег, считает Хабарова. Там собрались идейные люди, которые боролись за концепцию и атмосферу, а деньги были скорее бонусом. Новые же сотрудники пришли в проект, не понимая его сути и не пытаясь в неё вникнуть, считает она. Они стали отдельным государством внутри проекта.
Раньше, по словам Хабаровой, проект был нацелен на широкую целевую аудиторию: от студентов, эко-активистов, модников до бабушек и дедушек — каждый мог для себя что-то найти. Новый состав сузил целевую аудиторию до «модной фриковатой молодёжи» от 18 до 25 лет.