«Окончательное уничтожение свободы слова»: основатель Nexta Степан Путило — о задержании Романа Протасевича и падении доходов проекта
23 мая пассажирский лайнер, летевший из Афин в Вильнюс, совершил вынужденную посадку в Минске. На борту самолета находился бывший главред Telegram-канала Nexta Роман Протасевич. Ранее власти Белоруссии объявили Протасевича в розыск, а сам канал признали экстремистским. Редакция Nexta и основатель проекта Степан Путило находятся в Варшаве. В интервью Forbes Путило рассказал, почему Протасевич покинул Nexta, как проект изменился после ухода главного редактора и почему стал меньше зарабатывать.
Белорус Степан Путило — создатель телеграм-каналов Nexta и Nexta Live (читается как «Нехта»). Проект начинался с аналитических видеороликов в YouTube, но из-за угрозы блокировки в середине 2018 года Путило решил перенести его на новую площадку. За полтора года за счет новостей, которые присылали пользователи, каналы выросли до более чем 300 000 подписчиков.
В начале 2020 года к команде Nexta в качестве главного редактора присоединился Роман Протасевич. Под его началом на фоне пандемии, августовских протестов в Белоруссии и проблем с доступом к новостным сайтам аудитория Nexta Live достигла 2 млн подписчиков, Nexta — более 900 000. В 2020 году реклама и донаты от пользователей, по словам Путило, принесли медиа несколько десятков тысяч долларов выручки.
В сентябре 2020 года Протасевич ушел из Nexta, присоединился к штабу экс-кандидата в президенты Белоруссии и лидера оппозиции Светланы Тихановской и возглавил Telegram-канал «Беларусь головного мозга» (в апреле 2021 года власти Белоруссии признали его экстремистским). В октябре 2020 года года суд Центрального района Минска признал Telegram-канал Nexta Live и логотип Nexta экстремистскими материалами. Еще через месяц КГБ Беларуси включил Степана Путило и Романа Протасевича в перечень организаций и физических лиц, причастных к террористической деятельности.
«Мы получили сотни угроз о том, что мы следующие»
— Расскажи, что, с твоей точки зрения, произошло 23 мая?
— Вчера мне позвонил мой коллега Ян Рудик, с которым мы делаем канал. Он сказал, что нужно срочно удалять Романа из всех чатов. Я, конечно, сначала не понял, что происходит, не мог поверить, что такое возможно. Потом это официально подтвердилось. Я считаю, что это акт международного терроризма. Это противоречит международным нормам и правилам авиационной безопасности.
— Зачем нужно было удалять Романа из всех чатов? Чем это могло грозить Nexta?
— На тот момент было понятно, что телефон Романа будет захвачен и окажется в руках у спецслужб Беларуси. Это, на самом деле, ничем особым нам грозить не могло: вся наша деятельность открытая. Даже то, что Роман расскажет под пытками, будет и так давно известно. Удаление было, скорее, мерой перестраховки.
— Роман Протасевич в сентябре 2020 года объявил об уходе из Nexta. Как ты думаешь, что стало триггером к задержанию для белорусских властей, если активного участия в деятельности Nexta он уже не принимал?
— Мы же были изначально одними из главных врагов режима, потому что в августе помогали людям координироваться. Режим нас признал гражданами, связанными с террористической деятельностью, а все наши каналы — экстремистскими. Мы с Романом и раньше получали множество угроз, что нас перестреляют, что мы насолили уже донельзя.
Триггера конкретного не было. [Романа Протасевича задержали], чтобы запугать других. Ну и удобный случай представился. Неделю назад летела Светлана Тихоновская. Об этом стало известно. Видимо, ее упустили или побоялись останавливать самолет. Властям Беларуси было известно, что он возвращается в Вильнюс. Он выкладывал фото из Афин. А самолет из Афин в Вильнюс летает раз в неделю.
— Неделю назад в отношении руководителей одного из крупнейших независимых СМИ Белоруссии, портала tut.by, возбудили дело по статье об уклонении от налогов. Сайт заблокирован, несколько журналистов и других сотрудников редакции задержаны. Задержание Протасевича как-то связано с преследованием tut.by?
— Конечно, это все череда событий. Нашему источнику дали 18 лет за фото, которое он нам прислал, потом заблокировали tut.by, потом в тюрьме погиб [белорусский активист] Витольд Ашурок. Скорее всего, он был убит. Теперь вот Роман. Это все звенья одной цепи. Это все мероприятия по окончательному уничтожению свободы слова в Беларуси. Режим хочет сделать так, чтобы люди боялись не только говорить что-то плохое, но и смотреть косо в его сторону. Власти зачищают все неугодные СМИ и людей.