Галина Юзефович — как поэзия стала главной художественной формой 2022 года

ForbesРепортаж

Нет регресса — уже хорошо: литературный критик Галина Юзефович о книгах и кризисе

Обозреватель Forbes Наталья Ломыкина поговорила с литературным критиком Галиной Юзефович о том, как рынок книгоиздания переживает кризис, о чем говорит присуждение Нобелевской премии Анни Эрно, как поэзия стала главной художественной формой 2022 года и что почитать, чтобы сохранить душевное равновесие

Наталья Ломыкина

Галина Юзефович (Фото Ольги Паволги)

Книжный рынок переживает сложные времена: снижение покупательской способности читателей, разрыв связей с иностранными правообладателями, нарушение логистических цепочек (из-за чего теперь гораздо сложнее напечатать красочную детскую книгу в зарубежной типографии). Одновременно открывается окно возможностей для сервисов аудиокниг и молодых российских авторов. О рисках и перспективах рассуждают литературный критик Галина Юзефович (автор книг «Удивительные приключения рыбы-лоцмана: 150 000 слов о литературе», «О чем говорят бестселлеры. Как все устроено в книжном мире»; ведущая YouTube-канала «Юзефович» и Telegram-канала «Рыба Лоцман») и обозреватель Forbes Наталья Ломыкина.

— Поговорим о том, как изменился российский литературный ландшафт в 2022 году. На первом круге издатели столкнулись с серьезными проблемами с типографиями, исчезла импортная бумага, сильно усложнилась логистика, многие зарубежные правообладатели поставили сотрудничество на паузу. Какие еще ключевые изменения произошли?

— Пока у нас, что называется, ситуация в становлении — она меняется каждые 15 минут. Это и является основным изменением. Раньше мы жили в ситуации относительной стабильности, сейчас мы не можем прогнозировать совсем ничего.

Главная проблема, которую я вижу прямо сейчас, — это не невозможность высказывания, как кажется многим, и даже не уход западных правообладателей.

— Его мы почувствуем только через пару лет, книжный цикл достаточно долгий, так что по крайней мере до 2023 года права куплены, переводы делаются, книги готовятся к выпуску.

— Да, а сейчас главная проблема — падение спроса со стороны читателей. Мы на протяжении многих лет видели, что как только появляется неуверенность в завтрашнем дне, люди перестают покупать книжки. Сейчас горизонт планирования минимальный. И, кроме страха, чувствуется реальное падение доходов у людей. А книги на этом фоне дорожают, потому что дорожает бумага, печать, логистика…

Книги дорожают, доходы падают, люди не знают, как жить дальше, и им очень страшно. Вот проблема, которую уже сейчас можно зафиксировать и описать словами. Это значит, что наш небогатый, без того никогда хорошо не живший книжный рыночек будет еще больше сжиматься, схлопываться, угасать.

— Я была в конце сентября в Благовещенске на книжном фестивале «Берег». Три дня работы фестиваля в хорошую погоду на центральной улице напротив библиотеки почти не дали продаж, если сравнивать с прошлым годом. Хотя у фестиваля есть имя и репутация, а среди участников были известные авторы. Фестиваль проходил сразу после объявления о начале мобилизации, а в турбулентные времена людям, увы, не до книг.

— Все мои знакомые книготорговцы говорят то же самое. Был всплеск читательской активности летом, когда люди, наоборот, побежали в магазины, потому что ждали подорожания книг, исчезновения переводных романов и вообще нуждались в какой-то эмоциональной подпитке. А сейчас, мне кажется, будет еще больший спад, потому что, во-первых, никому не до книг, а во-вторых, у людей реально проблемы с деньгами. И это огромный удар, хуже, чем любая цензура, потому что рынок, на котором мало денег, начинает сокращаться по количеству наименований.

Если сейчас издательства еще выпускают новые имена, ищут рукописи и готовы издавать то, что не гарантированно продастся, то через полгода-год при таких продажах они начнут выкидывать из портфеля все, кроме потенциальных бестселлеров, в которых уверены на 90%. Это значит, что мы останемся с очень небольшим набором гарантированно продающихся книг. Всегда стабильно продавались, делали книготорговцам и издателям кассу Дмитрий Быков (внесен в реестр иностранных СМИ-иноагентов. — Forbes Woman), Дмитрий Глуховский (внесен в реестр иностранных СМИ-иноагентов. — Forbes Woman), Борис Акунин, Людмила Улицкая. Если их тоже придется убрать, издатели сильно потеряют в доходах. И на чем будет выживать рынок, когда, с одной стороны, у тебя Роскомнадзор, а с другой — люди, которые не готовы тратить деньги? Я не знаю.

— Видимо, будем слушать аудиокниги, которые издатели успели записать.

— Да, это какая-то новая нефть, новый биткоин. Если что и живо сейчас на книжном рынке, так это стремительно развивающийся аудиосегмент, в который сейчас ломанулись все, включая «Газпром».

— Как раз хотела об этом поговорить. С одной стороны, мы видим уход с рынка шведского аудиосервиса Storytel, который взрастил огромную аудиторию аудиокниг и сильно изменил ситуацию на книжном рынке вообще. Мы видим угасание компании Bookmate, которая много сделала как пионер на рынке цифровых и аудиокниг, а сейчас после раздела компании и продажи русского сегмента «Яндексу» находится в стадии перезапуска с неясными перспективами. Но вместо этого неожиданно приходят со своими библиотеками МТС, VK, «Яндекс», «Газпром-медиа». Что происходит? Крупные компании верят в читательский потенциал?

— Мне кажется, они увидели, что сегмент аудиокниг действительно быстро растет: и Storytel, и Bookmate, и отчасти MyBook это показали. Более того, он растет за счет других людей, не тех же самых, что читают бумажные книги.

Мы ведь долгое время видели, как появление чего-то новенького в книгах приводило не к расширению аудитории, а к ее перераспределению. Появился новый сегмент или автор — и люди устремляются туда. Появилась, условно, Донцова — и люди, которые раньше читали Маринину, пересаживаются на Донцову. Было постоянное перетекание читателей. Аудиосегмент впервые за долгое время показал, что можно расширять аудиторию: аудиокниги слушали не те же самые люди, которые читали. То есть слушатели не вычлись из сегмента читательского, а добавились. И на аудиорынок, естественно, ринулись все. Я, честно сказать, с некоторым скепсисом за этим наблюдаю.

У многих компаний есть ощущение, что если у тебя много пользователей, то ты можешь продать все, что угодно. Книжный рынок очень своеобразный, на нем простое наличие денег и трафика не решает всех проблем. Чтобы вести в нашей сфере прибыльный бизнес, надо уметь именно делать книги. Пока новые проекты энтузиазма не вызывают. Я ожидаю полного… не то чтобы краха, но отсутствия заметного влияния.

— Но, с другой стороны, освободилась огромная аудитория, вскормленная Storytel: люди, которые привыкли слушать хорошие книги, привыкли к определенному времяпрепровождению, они-то готовы как раз к замене.

— Они, безусловно, готовы — они очень страдают и тоскуют, все мои ленты во всех социальных медиа полнятся криками и жалобами на уход Storytel, но это не значит, что можно им предложить что угодно другое за плюс-минус те же деньги. Не так давно на отраслевой книжной конференции генеральный директор издательства «Эксмо» Евгений Капьев сказал очень важную фразу: «Не нужно думать, что если у читателя отобрать одно, то он будет читать другое — он просто не будет читать». Не думала, что буду цитировать Капьева, но действительно, если у читателя или слушателя отобрать удобное приложение, хороший ассортимент, удобный сервис, не нужно думать, что он согласится на любую замену. Книжная компетенция — специфическая вещь, которая есть не у всех. Но людям почему-то кажется, что если денег много, то все решается.

— На самом деле, издатели, особенно небольшие, опасались прихода на книжный рынок крупных игроков именно потому, что это большие деньги. Они боялись, что конкуренция за иностранные права под угрозой — когда на аукцион выходит издатель с большими возможностями и покупает все, что вызывает интерес, поднимая для российского рынка среднюю цену на авторские права, это удар для небольших издательств. Впрочем, сейчас открытая торговля за права вообще под большим вопросом.

— И компетенция внезапно оказывается гораздо важнее и дороже. Теперь нужна репутация, скорость, маневренность, умение найти того правообладателя, который еще с Россией не расплевался, и сделать это быстро, а еще нужна издательская интуиция и способность найти книгу, которая «полетит» на нашем рынке. Далеко не все успешное на Западе взлетает у нас.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

ПТСР у детей: в чем опасность и как взрослые могут помочь справиться с расстройством ПТСР у детей: в чем опасность и как взрослые могут помочь справиться с расстройством

Как ПТСР проявляется у детей и на что стоит обратить внимание

Forbes
Шокирующая история безобразной герцогини: как мужская месть сделала аристократку самой уродливой в мире женщиной Шокирующая история безобразной герцогини: как мужская месть сделала аристократку самой уродливой в мире женщиной

Оказывается, всё не так просто в судьбе безобразной герцогини...

VOICE
Кто создал хиты Алиши Киз и Coldplay: пять женщин, добившихся успеха в звукорежиссуре Кто создал хиты Алиши Киз и Coldplay: пять женщин, добившихся успеха в звукорежиссуре

Женщины-звукорежиссеры и трудности, которые им пришлось преодолеть

Forbes
«Дочь недостаточно красива»: как отношение отца влияет на нашу самооценку «Дочь недостаточно красива»: как отношение отца влияет на нашу самооценку

Как неразрешенный конфликт с родителем может влиять на нас во взрослом возрасте

Psychologies
Летают ли авиалайнеры над Северным полюсом: да, и это стоит сделать хотя бы раз в жизни Летают ли авиалайнеры над Северным полюсом: да, и это стоит сделать хотя бы раз в жизни

Почему летать через Северный полюс до сих пор рискованно

ТехИнсайдер
Киберэтика: как общаться в Интернете, чтобы не стать жертвой Киберэтика: как общаться в Интернете, чтобы не стать жертвой

Как не стать жертвой интернет-троллей и что делать, если это произошло

Maxim
Гибрид двух разошедшихся 10 миллионов лет назад видов птиц унаследовал облик матери и песню отца Гибрид двух разошедшихся 10 миллионов лет назад видов птиц унаследовал облик матери и песню отца

Гибрид между двумя видами птиц, предок которых жил 10 миллионов лет назад

N+1
Как жили поэты и писатели Серебряного века в эмиграции: мемуары Ирины Одоевцевой Как жили поэты и писатели Серебряного века в эмиграции: мемуары Ирины Одоевцевой

Ирина Одоевцева — мемуаристка, воссоздавшая повседневность Серебряного века

Forbes
«В те поры война была» «В те поры война была»

Как литературные герои уходили на фронт

Weekend
«У китайцев есть ощущение, что западному миру их не понять» «У китайцев есть ощущение, что западному миру их не понять»

Китаист Бронислав Виногородский — на каких условиях возможен разворот на Восток?

Правила жизни
Телевизор или проектор: что лучше выбрать для домашнего кинотеатра? Телевизор или проектор: что лучше выбрать для домашнего кинотеатра?

На что опираться, выбирая комплектующие для домашнего кинотеатра?

ТехИнсайдер
Как вести себя во время панической атаки: советы специалистов Как вести себя во время панической атаки: советы специалистов

Что такое паническая атака на самом деле и как ее преодолеть?

ТехИнсайдер
Сотрясения Марса: почему вулканы Красной планеты грозят проснуться Сотрясения Марса: почему вулканы Красной планеты грозят проснуться

В глубине Марса до сих пор есть очаги жидкой магмы, которая может стать лавой

Forbes
«Чагин»: отрывок из романа Евгений Водолазкин об уникальном мнемонисте «Чагин»: отрывок из романа Евгений Водолазкин об уникальном мнемонисте

Отрывок из романа «Чагин» — о памяти, времени и человеке

СНОБ
«Сижу одна в лесу без телефона». Истории людей, которые ненавидят свой день рождения «Сижу одна в лесу без телефона». Истории людей, которые ненавидят свой день рождения

День рождения не всегда бывает приятным праздником...

Лиза
Как рыба об лед: что такое ригидность и почему она мешает мыслить шире Как рыба об лед: что такое ригидность и почему она мешает мыслить шире

Что такое ригидное мышление в психологии, как его распознать и преодолеть

Forbes
Сбитый «Боинг» Сбитый «Боинг»

Ранним утром 1 сентября 1983 года истребитель СУ-15 был поднят по тревоге

Дилетант
«Догра Магра» «Догра Магра»

Отрывок из романа культового японского автора Юмэно Кюсаку «Догра Магра»

Правила жизни
Выработать свой стиль в одежде? Легко! Простые советы Выработать свой стиль в одежде? Легко! Простые советы

Как привести свой гардероб в порядок?

ТехИнсайдер
От какой одежды надо отказаться в 30, 40, 50 и 60 лет: мнение фэшн-эксперта От какой одежды надо отказаться в 30, 40, 50 и 60 лет: мнение фэшн-эксперта

Собираешься носить мини-юбки после 40? Это большая ошибка!

VOICE
«Это жизни наших ребят» «Это жизни наших ребят»

Воспоминания Анатолия Черняева: Афганская война, январь 1989 года

Дилетант
Гениальный самозванец Гениальный самозванец

Рассказ Елены Соломенцевой

Новый очаг
«Ребенка это не касается»: чем опасна детская травма свидетеля «Ребенка это не касается»: чем опасна детская травма свидетеля

Дети, систематически наблюдающие насилие в семье, переживают травматизацию

Forbes
10 самых скверных женских вопросов на первом свидании 10 самых скверных женских вопросов на первом свидании

Иногда лучше мычать, чем говорить: самый страшный опыт знакомств.

Maxim
Штраф, отработка, арест? Штраф, отработка, арест?

Как могут наказать за доход, с которого ты не платишь налоги

Лиза
Для чего современному человеку нужно знать историю? Для чего современному человеку нужно знать историю?

Чему и как нас учит история? И чем прямо сегодня нам помогают эти знания?

Psychologies
Мы с тобой одной крови: отношения сиблингов как источник травмы Мы с тобой одной крови: отношения сиблингов как источник травмы

Какими могут быть отношения братьев и сестер и как они влияют на взросление?

Psychologies
Сокровища троллей: древние секреты самых глубоких пещер России Сокровища троллей: древние секреты самых глубоких пещер России

Пещеры – последние уголки планеты, где еще можно стать первооткрывателем

ТехИнсайдер
«Привет, занят? Я тут куда-то нажал — и всё поломалось»: что бесит айтишников в рабочей переписке «Привет, занят? Я тут куда-то нажал — и всё поломалось»: что бесит айтишников в рабочей переписке

Как ошибки в коммуникации вредят работе

VC.RU
При столкновении двух нейтронных звезд поток излучения оказался в семь раз быстрее скорости света — как такое возможно? При столкновении двух нейтронных звезд поток излучения оказался в семь раз быстрее скорости света — как такое возможно?

Что происходит, когда звезды сталкиваются?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении