Тральщики проекта 12700 «Александрит»
Минно-тральные силы фота Российской Федерации вступили в XXI век в критическом состоянии. Хотя в их составе насчитывалось около 60 тральщиков, бороться с современными морскими минами они практически не могли.
Входящие в состав ВМФ России морские тральщики (МТЩ) проекта 266М, базовые тральщики (БТЩ) проекта 1265, рейдовые тральщики (РТЩ) проекта 10750 морально устарели еще на момент постройки, способны эффективно бороться только с якорными минами, да и то в простой обстановке. Такая ситуация возникла из-за грубых ошибок в военно-технической политике руководства ВМФ СССР в 70–80-е годы XX века.
К этому времени на Западе уже достаточно широко применялся новый тип противоминных кораблей – тральщики-искатели мин (ТЩИМ). При этом тральщик оснащался эффективной гидроакустической станцией миноискания (ГАС МИ), обеспечивающей обнаружение мины (или миноподобного объекта). Для классификации и уничтожения объекта с борта ПМК выпускается необитаемый противоминный аппарат (НПА), который производит допоиск и обследование обнаруженного объекта (телекамерой или своей ГАС). Мины уничтожаются противоминным аппаратом. Для обеспечения высокой эффективности противоминных действий ПМК оснащались автоматизированной системой противоминных действий (АСУ ПМД), подсистемой точного позиционирования и определения места. При этом поиск мин ПМК ведется впереди по курсу (то есть у него уже нет необходимости «ходить по минам»). Для повышения противоминной производительности данная стандартная схема нередко дополняется буксируемыми подводными аппаратами или безэкипажными катерами, оснащенными гидролокаторами бокового обзора (ГБО) с высокой разрешающей способностью.
Эффективность данного метода показали результаты разминирования Персидского залива в 1991 году, когда из 1238 мин, обезвреженных противоминными силами антииракской коалиции, уничтожено: самоходными телеуправляемыми искателями-уничтожителями мин (СТИУМ) – 93%, водолазами – 3%, другими способами – 1%.
Нельзя сказать, что работы по созданию современного противоминного вооружения в СССР–России не велись. В начале 70-х годов был создан комплексный искатель-уничтожитель мин КИУ1. Он состоял из гидроакустической станции МГ–79 и СТИУМ–1 (самоходный телеуправляемый искатель-уничтожитель мин). КИУ–1 – комплекс первого поколения – по своим техническим характеристикам находился вполне на уровне иностранных аналогов.
До развала СССР в 1991 году удалось создать СТИУМ второго поколения «Кетмень», ставший составляющей частью комплекса КИУ–2. Были также начаты работы над СТИУМ 3-го поколения «Маршрут», которые должны были обеспечить СССР паритет в качестве инструментов минно-тральной борьбы. Однако разработку «Маршрута» не удалось завершить до 1991 года.
По каким-то причинам руководство ВМФ недооценивало современные средства поиска и уничтожения мин и, несмотря на появление новейших КИУ, предпочитало использовать тралы. Таким образом, ВМФ СССР при наличии телеуправляемых подводных аппаратов так и не приобрел сколько-то богатого опыта борьбы с минной опасностью посредством КИУ.
И только в конце 90-х годов был выдан заказ государственному научно-производственному предприятию (ГНПП) «Регион» на создание нового комплекса, который должен был включать в себя:
1) автоматизированную систему противоминных действий (АСУ ПМД) «Диез»;
2) ГАС миноискания с подкильной антенной «Ливадия»;
3) ГАС миноискания на самоходном телеуправляемом подводном аппарате «Ливадия СТПА»;
4) СТИУМ для уничтожения мин «Маёвка».
В результате этих работ в 2009 году флоту России был сдан первый и на то время единственный современный противоминный корабль (ПМК) – морской тральщик «Вице-адмирал Захарьин», построенный на Средне-Невском судостроительном заводе по проекту 02668 Центрального морского конструкторского бюро (ЦМКБ) «Алмаз».
В 2002 году ЦМКБ «Алмаз» было возобновлено проектирование базового тральщика «Александрит» проекта 12700