Дмитрий Глуховский смело экспериментирует с новыми форматами

СНОБКультура

Дмитрий Глуховский: Лучше всего мне удается болтать, хуже — писать, а больше мне не удается вообще ничего

01a2dab5a489a7b1da7a96ed3a91641a68a3cdd8b0757dc4fcd4ec545c271493.JPG
Фото: Владимир Яроцкий

У Дмитрия Глуховского на платформе Storytel выходит новый аудиосериал «Пост. Спастись и сохранить». Писатель смело экспериментирует с новыми форматами, не боится опасных тем, пробует себя в разных жанрах. Об этом и о многом другом он рассказал на встрече с участниками проекта «Сноб», прошедшей в рамках видеопроекта «Ты и Вы» в галерее «Граунд Солянка». Ведущие встречи — Сергей Николаевич и Ренат Давлегильдеев.

Сергей Николаевич, главный редактор проекта «Сноб»:

Дмитрию Глуховскому пора заводить своего Эккермана, степенного, молчаливого человека в очках, который бы все время маячил у него за спиной с айфоном и сразу бросался за ним записывать. Потому что Глуховский — виртуоз чеканных фраз и ослепительных формулировок. Вот только некоторые из них, которые прозвучали в ходе нашей беседы на встрече с участниками проекта «Сноб»: «Художник не должен быть голодным, но должен быть несчастным», «Все это было давно и правда», «Страх смерти — это и есть моя муза»… Глуховского можно цитировать долго. Думаю, тут сказались уроки французского языка. Все-таки в 80-е он учился в одной из лучших московских школ с углубленным преподаванием французского. На самом деле это очень важно, где ты учился, что закончил, какие виды открывались из окна твоей комнаты в детстве. И была ли у тебя вообще эта комната.

Одна из главных проблем отечественной литературы на протяжении всего ХХ и начала ХХI века — жилищный вопрос. Даже в самой качественной российской прозе всегда слышится коммунальный дребезг и стон. Писатель не может написать ничего путного, когда у него за стенкой голосит хор Пятницкого или кричит группа «Любэ». Против воли, все равно получится: «Тишины хочу, тишины, нервы, что ли, обожжены…» Так в большинстве полотен художников-нонконформистов обязательно чувствуется спертый воздух котельной, подвала или другого малопригодного для творчества помещения, где были оборудованы их подпольные мастерские. Что делать? Меты кровного родства. Их не смыть, не замазать, не вывести. Мы все дети своих родителей. И в этом смысле Дмитрий Глуховский, несмотря на свою европейскость и просвещенность по части новейших технологий, не скрывает, что он «родом из детства», прошедшего у него сразу по двум адресам: Строгино, где он жил с родителями в скромной двушке, и Старый Арбат, где располагалась большая бывшая барская квартира его бабушки и ее мужа, главного художника «Крокодила» Андрея Крылова. Можно сказать, что на контрасте этих двух миров и держится мироздание писателя Глуховского. С одной стороны — скромный, малогабаритный, советский быт отдаленного района с его автобусами, маршрутками, бескрайними полями, застроенными типовыми коробками домов. С другой — высокие потолки арбатской квартиры. Фамильный антиквариат, аромат кубинских сигар, сувениры из экзотических дальних стран, иностранная речь заморских гостей. Прописан Дмитрий был в Строгино, а к бабушке и дедушке часто захаживал в гости, поскольку учился на Арбате в школе, которую закончил отец. Два часа в один конец, два часа обратно.

b180e6644d94b15f4f2fa95e797ceb98fe47ac340e72be10d1e405ce389dc3a8.jpg
Фото: Владимир Яроцкий

Все эти биографические подробности важны для понимания жизни и творчества писателя. С самого начала Дмитрию дано было почувствовать, что такое быть человеком со стороны, пришлым, чужим. Так было, когда в конце 90-х он уехал учиться в Израиль, и потом, когда устроился корреспондентом EuroNews в Лионе, где отработал три года редактором. А когда его возьмут корреспондентом в штат Russia Today, он тоже там будет чувствовать себя немного чужим. И даже после долгих мытарств и отказов всех издательств, когда выйдут его главные романы «Метро» и «Текст», имевшие сумасшедший читательский успех, он все равно будет чувствовать себя писателем вне своего круга, клана, клуба. Высоколобая критика презрительно кривила губы, давая понять, что эта проза не совсем литература. А миллионные тиражи лишь подтверждали снобистские установки, что сверхпопулярной большая литература быть в наши дни не может. Недавняя ситуация с «Тотальным диктантом», который в этом году поручили провести Глуховскому, обернулась очередным скандалом. Против его кандидатуры резко выступил «Союз русских писателей» — не очень понятное объединение, — обвинивший его в русофобии и прочих смертных грехах. Но, что интересно, прогрессивные писатели с известными именами не поспешили подняться на защиту своего собрата. С кем-то он давно состоит в идейном конфликте, как, например, с Захаром Прилепиным. А кто-то его и за писателя не считает. Модный беллетрист, и только!

При этом Глуховский одним из первых взялся за такую неудобную и опасную тему, как оборотные стороны борьбы государства с наркоторговлей. Первым рискнул превратить книгу в компьютерную игру, почувствовав тонкую грань перехода из виртуальной реальности в реальность земную. Он мощно «зашел» в кино. Фильм Клима Шипенко «Текст» и сериал Владимира Мирзоева «Топи», снятые по его прозе, — очевидные фавориты отечественной киноиндустрии. Не боится он формулировать и свое отношение к нынешней власти, выступая то и дело с гневными видеообращениями. Совсем скоро на платформе Storytel у Глуховского грядет премьера нового аудиосериала «Пост. Спастись и сохранить».

Наша встреча с Дмитрием состоялась в модной галерее «Граунд Солянка». На этот раз мы решили с Ренатом Давлетгильдеевым записать наше шоу «Ты и Вы» в формате public show в присутствии участников проекта, которые могли бы сами задать вопросы нашему герою. Формат диктовал и соответствующую обстановку: полутемный зал, видеокамеры по углам, мы сидим втроем на сцене. В жизни Дмитрий производит впечатление скорее застенчивого и скрытного человека. Но при этом он говорлив, контактен, готов вслух размышлять на любую предложенную тему, кроме вопросов, связанных с его личной жизнью.

Ɔ. По своей судьбе вы классический Global Russian — глобальный русский. Более того, на заре существования проекта «‎Сноб» были нашим постоянным автором, колумнистом. Свободно владеете четырьмя или пятью языками, включая иврит. Вы много жили и работали за границей. Конечно, концепция Global Russian, придуманная основателем «Сноба‎»‎ Владимиром Яковлевым, за эти годы претерпела серьезные изменения и даже в какой-то момент показалась кому-то устаревшей. Что вы вообще думаете об этой идее? Ощущаете ли вы себя этим глобальным русским?

Я считаю, во-первых, что нет каких-то исключительных глобальных русских, но идет неуклонный процесс глобализации. Если вы приезжаете в Нью-Йорк или в Лондон, то постоянно встречаете тех, кого раньше называли «космополитами‎»‎. В советское время добавляли еще уничижительный эпитет «безродный». Так вот космополитом я хотел быть всегда. На это были разные причины. Например, мне очень нравился образ жизни моего деда, точнее, мужа бабушки, отчима отца. Он был главным художником популярного журнала «Крокодил‎». Много путешествовал по миру, знал иностранные языки, дружил с карикатуристами из ГДР, Польши, Кубы. Наверное, прежде всего под влиянием его образа у меня возникло желание жить как он. Помню, как дед с бабушкой устраивали у себя дома приемы для каких-то зарубежных художников после их выставок, проходивших в Москве. И это была по духу очень буржуазная, совсем не советская атмосфера. Я был под впечатлением от какого-то западного шика этих приемов, несовместимого с моим серым, хотя и уютным существованием советского ребенка из Строгино. И эти дедушкины гости, которые говорили на иностранных языках — кто на испанском, кто на немецком. У меня было ощущение, что я попал в кино. Помню, как дед поделился со мной своей коллекцией монет. У него была большая банка из-под кубинского кофе, куда он ссыпал привезенную из всяких поездок мелочь. А я из серебряных и медных монеток делал солдатиков и играл в них.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Пора признать, что стабильности больше нет»: Владелец транснациональной мебельной корпорации о том, как они ведут бизнес, не боясь кризисов «Пора признать, что стабильности больше нет»: Владелец транснациональной мебельной корпорации о том, как они ведут бизнес, не боясь кризисов

Почему иностранцы продолжают выбирать российский рынок?

СНОБ
«Мы стремимся создать полный цикл обучения для российских врачей» «Мы стремимся создать полный цикл обучения для российских врачей»

Марина Казанфарова о старте работы Образовательного центра Фонда ММК

Наука
Пленка и рынок: отрывок из книги «Царапины и глитчи. О сохранении и демонстрации кино в начале XXI века» Пленка и рынок: отрывок из книги «Царапины и глитчи. О сохранении и демонстрации кино в начале XXI века»

Эссе из сборника «О сохранении и демонстрации кино в начале XXI века»

Правила жизни
Родись красивой: 10 самых привлекательных девушек из сериалов Родись красивой: 10 самых привлекательных девушек из сериалов

10 симпатичных актрис, которые привлекают мужчин и женщин

Cosmopolitan
5 сверхспособностей, которые станут доступны людям уже через 5 лет по версии футурологов 5 сверхспособностей, которые станут доступны людям уже через 5 лет по версии футурологов

Какие «суперспособности» станут реальностью уже к 2030 году — и какой ценой?

Maxim
Первые зубы малыша: что важно знать Первые зубы малыша: что важно знать

Первые зубы: советы врачей и опытных мам

9 месяцев
Стеллеровы коровы начали вымирать еще до встречи с человеком Стеллеровы коровы начали вымирать еще до встречи с человеком

Стеллеровы коровы начали вымирать из-за колебаний уровня моря, еще до человека

N+1
Фрэнсис Форд Коппола и интересные факты о нём Фрэнсис Форд Коппола и интересные факты о нём

Интересные факты из биографии режиссера «Крёстного отца»

Maxim
Ученые создали микрокапсулы-«пельмени» для адресной доставки лекарств Ученые создали микрокапсулы-«пельмени» для адресной доставки лекарств

Микрокапсулы могут доставлять препараты прямо к пораженным областям организма

Популярная механика
Уже не девочки: всё о личной жизни юных героинь из популярных сериалов нулевых Уже не девочки: всё о личной жизни юных героинь из популярных сериалов нулевых

Эти девочки прославились своими ролями в нулевые. А как они поживают сегодня?

Cosmopolitan
Это вам не игрушки Это вам не игрушки

Какие технические уловки помогали создавать видеоигровую классику

N+1
Репутация: как маломощные реакторы спасут репутацию мирного атома Репутация: как маломощные реакторы спасут репутацию мирного атома

Атомная энергетика – основательная альтернатива углю, нефти и газу

Популярная механика
Неравный брак: российские звездные пары, где жена успешнее мужа Неравный брак: российские звездные пары, где жена успешнее мужа

Когда жена превосходит своего супруга в доходах и популярности

Cosmopolitan
Как выглядели убийцы Джанни Версаче, Джона Леннона, Брэндона Ли и других звезд Как выглядели убийцы Джанни Версаче, Джона Леннона, Брэндона Ли и других звезд

Как выглядели Кьюненен и убийцы других звезд на самом деле?

Cosmopolitan
Идеальная наследница: как Франсуаза Бетанкур-Майерс сохранила и приумножила семейный капитал Идеальная наследница: как Франсуаза Бетанкур-Майерс сохранила и приумножила семейный капитал

Франсуаза Бетанкур-Майерс заняла 12-е место в списке Forbes

Forbes
Начать сначала Начать сначала

Работа с роскошными и статусными материалами и люксовыми брендами

SALON-Interior

Романы Заворотнюк тянут на отдельный сериал с изменами, интригами и расставанием

Cosmopolitan
Непременная облачность Непременная облачность

«Розовое облако» — фильм, предсказавший локдаун и его последствия

Weekend
Мода против расизма: как дизайнеры поддерживают движение #StopAsianHate Мода против расизма: как дизайнеры поддерживают движение #StopAsianHate

Дизайнеры присоединились к движению #StopAsianHate

Forbes
Секреты впечатляющего похудения Агилеры, Адель и других звездных красоток Секреты впечатляющего похудения Агилеры, Адель и других звездных красоток

Как Ребел Уилсон, Кристина Агилера, Адель избавились от лишних килограммов

Cosmopolitan
Какие бактерии живут в косметичке Какие бактерии живут в косметичке

Что находится внутри косметички?

Здоровье
Запрет на поцелуи и кража еды: шокирующие методы воспитания детей в семьях звезд Запрет на поцелуи и кража еды: шокирующие методы воспитания детей в семьях звезд

Звезды удивят тебя своими принципами воспитания детей

Cosmopolitan
Сын Баскова, дочь Батрутдинова и другие звездные дети, о которых мало кто знает Сын Баскова, дочь Батрутдинова и другие звездные дети, о которых мало кто знает

Звезды, которые стали родителями, но этот факт не так широко известен

Cosmopolitan
Неравный брак: кто моет посуду, если муж зарабатывает больше Неравный брак: кто моет посуду, если муж зарабатывает больше

Тот, кто зарабатывает больше, имеет право на отдых?

Psychologies
Жертвы хищников докембрия? Жертвы хищников докембрия?

Результаты исследования древнейших одноклеточных

Наука и жизнь
Осторожно: линзы! Осторожно: линзы!

Основные ошибки в обращении с контактными линзами

Домашний Очаг
Любовь на удаленке Любовь на удаленке

Распространенные страхи перед онлайн-отношениями и способы с ними справиться

Добрые советы
Ботсванский метеорит оказался частью астероида Веста Ботсванский метеорит оказался частью астероида Веста

Состав ботсванского метеорита указал на возраст кратера Вененейи

N+1
Овен-шопоголик и скряга-Козерог: как и на что тратят деньги разные знаки зодиака Овен-шопоголик и скряга-Козерог: как и на что тратят деньги разные знаки зодиака

Астрология может помочь понять, как ты зарабатываешь, копишь и тратишь деньги

Cosmopolitan
Это ловушка: анализы на онкомаркеры часто бесполезны и даже опасны Это ловушка: анализы на онкомаркеры часто бесполезны и даже опасны

Что такое онкомаркеры и как распознать рак?

Cosmopolitan
Открыть в приложении