Готовим онлайн
Коронакризис открыл для ресторанной индустрии новые форматы — рестораны, ужины, мастер-классы и даже гастроли именитых шеф-поваров переместились в онлайн, а шефы теперь ведут прямые эфиры в Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) и собирают просмотры не хуже популярных блогеров. Кулинарная школа Novikov School одной из первых адаптировалась к новым реалиям и перевела свои занятия «на удаленку». Мы попросили коллег поделиться опытом и рассказать, зачем поварам готовить виртуально и как это делать правильно.
Зачем шеф-повару онлайн?
После открытия ресторанов публика в полном объеме вернется туда еще нескоро — кто-то продолжит избегать публичных мест, а обязательная социальная дистанция не позволит обеспечить прежнюю посадку и также проводить мероприятия. А вот в формате онлайн ограничения по количеству гостей нет, это отличный способ напоминать о себе своей аудитории, не терять с ней контакт и повышать лояльность не только к вашему заведению, но и к его шефу. Кроме того, большой популярностью пользуются вечеринки и дни рождения в сети.
Все онлайн-мероприятия можно разделить на несколько основных форматов, у каждого из них есть свои плюсы и особенности.
Мастер-классы
Люди снова стали готовить дома, и этот тренд сохранится надолго. Почему бы шеф-повару не поделиться своим мастерством с гостями?
Мастер-классы удобно проводить через платформу Zoom. Она позволяет обеспечить максимальный интерактив и дает возможность получить качественную обратную связь — участники могут писать вопросы в чат, задать вопросы голосом или даже показать на видео, что у них получается (или не получается), и услышать совет от шеф-повара в режиме реального времени. Это выгодно отличает такие мастер-классы от кулинарных роликов на YouTube — у всех разный уровень подготовки, и многим действительно может потребоваться ваша помощь. Зато вероятность того, что все получится с первого раза и зрители будут довольны, гораздо выше.
Мастер-классы можно проводить как обычные, так и с доставкой ингредиентов — многим участникам удобнее формат «под ключ», чтобы не беспокоиться о поиске необходимых продуктов.
Продолжительность: до 2 часов. Как правило, за это время гости успевают приготовить одно полноценное или два простых блюда. Более длительные занятия для любителей не рекомендуются — на них сложнее выкроить время, тяжело долго удерживать фокус внимания, да и участники банально успевают проголодаться.
Онлайн-ужины
Главное отличие онлайн-ужинов от мастер-классов в том, что для гостей это прежде всего развлечение. Здесь основная задача — не научиться готовить, а интересно провести время и попробовать новые блюда от шеф-поваров. Именно поэтому такие ужины обычно проходят с доставкой максимально подготовленных к употреблению ингредиентов, а гостям остается лишь сделать финальные приготовления под чутким руководством шеф-повара, собрать и красиво сервировать блюдо. Впрочем, и этот формат легко совместить с мастер-классами.
Онлайн-ужины — интересная возможность для партнерства и удобная альтернатива гастролям. Можно пригласить к участию дружественных шеф-поваров из других ресторанов, городов, стран и провести такой ужин в четыре или даже в шесть рук.
Недавно в Novikov School мы проводили такой ужин в рамках проекта The Singleton Tastes Online. Он продолжался три дня, а готовили с нами сразу шесть шеф-поваров из разных городов: Сочи, Нижнего Новгорода, Ростова-на-Дону, Казани, Екатеринбурга и Новосибирска. А в White Rabbit Family провели ужин с Доминик Кренн — первой и единственной женщиной шеф-поваром, получившей три звезды Michelin в США.
Как и мастер-классы, ужины обычно проводят через Zoom.
Продолжительность: в зависимости от количества курсов, наиболее комфортный формат — до 3 часов.
Прямые эфиры в Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена)
Самый простой формат, «без смс и регистрации». Живой контент для социальных сетей шеф-повара и ресторана, а также интерактив с вашими подписчиками.
Прямые эфиры совмещают функции обучения и развлечения. Для них лучше всего выбирать простые блюда, которые легко приготовить за 30–40 минут.
Обратная связь возможна только через комментарии, но, как показывает практика, большинство зрителей просто смотрят эфир, а не готовят одновременно с шеф-поваром.
Прямые эфиры можно использовать и для раскрутки аккаунта, в таком случае в качестве соведущего хорошо бы пригласить кого-то из блогеров, кто выйдет с вами вместе в эфир и будет готовить на своей кухне. Подписчики его аккаунта тоже увидят трансляцию и, вероятно, захотят подписаться и на вас.
Продолжительность: до 1 часа. Это стандартное ограничение на прямые эфиры в Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена). Когда время будет заканчиваться, на экране появится таймер обратного отсчета. Если во время эфира вы не успели показать и сказать что-то важное, можно начать новую трансляцию. Но все же лучше укладываться в час и даже меньше: по статистике, трансляцию до конца досматривают единицы (около 10 процентов).
Технические моменты: Камера! Мотор! Поехали!
Для проведения мастер-классов и ужинов потребуется платная версия Zoom, в ней нет ограничений по времени проведения мероприятия (в бесплатной продолжительность конференции ограничена 40 минутами).
Регистрацию на мероприятия удобно вести через Timepad, там же — принимать оплату за участие. Для прямых эфиров в Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) регистрация не требуется.
Чтобы вашим зрителям было понятно, что и как вы готовите для мастер-классов, в Zoom лучше завести два аккаунта и выводить видео двух планов — общего и крупного (руки). Для этого вам потребуются два телефона со штативами, один из них можно заменить ноутбуком, настроив камеру так, чтобы вас было хорошо видно.
Съемку прямых эфиров в Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) лучше вести с помощью ассистента, чтобы он мог перемещать камеру с общего плана на руки шеф-повара. Если такой возможности нет, придется обойтись телефоном и штативом, выбрав наиболее общий план, и постараться, чтобы руки тоже было хорошо видно. В этом случае стоит учесть, что какието важные моменты — форму нарезки, консистенцию смеси и т.д. — лучше показывать крупно на камеру, чтобы зрители уловили все нюансы.