Что писали в «дорожных» книгах 1950-х и 1960-х годов

АвтопилотАвто

Прочие опасности

По материалам советской печати

Сергей Шерстенников

Есть версия, что люди на глазах глупеют. Жизнь становится все проще. По крайней мере, в бытовом плане. И то, что бабушка делала на раз-два, например превращала с помощью двух металлических палочек зимнюю шапку в теплые носки, внучка, скорее всего, не сможет повторить и под угрозой отлучения от смартфона. У дедушек свои суперспособности. Особенно их много у «дедушек» за рулем – тех, кто научился управлять машиной еще в прошлом веке. Тогда водить автомобиль было делом для посвященных. Требовались знания, передаваемые с помощью книг. У нас на обзоре «дорожные» книги 1950-х и 1960-х годов. Сегодня так подробно, доверительно, порой неожиданно откровенно уже не пишут.

О сложности работы шофера

Червонский И.П. Несчастные случаи на улице и их предупреждение. М.: Медгиз,1957.

Описываемая книга, как следует из названия, рассказывает вовсе не о трудностях работы шофера, а о ДТП с пострадавшими. «В больших городах нашей страны принимаются все меры для борьбы с несчастными случаями на улицах». Но не думайте, что так во всем мире. «Совсем иную картину мы видим в капиталистических странах, где все подчинено частновладельческим интересам, где здоровье и жизнь трудящихся являются предметом купли-продажи», в то время как «в нашей стране жизнь человека ценится дороже всего».

Наверное, вы видели художественные фильмы 1950-х годов. И они вам запомнились широченными проспектами, по которым тащатся малочисленные «ЗИМы», «Победы» и «Волги». Просто рай для водителя. Но из того времени картина видится иной. «16–18 часов в сутки центральные улицы Москвы запружены потоками автомобилей, троллейбусов, трамваев и пешеходов… Работа шофера трудна и ответственна. Встречаются, конечно, и среди шоферов малокультурные люди, позволяющие себе „пугнуть“ пешехода, превысить дозволенную скорость или сесть за руль в нетрезвом виде. Но такие шоферы быстро попадают в руки бдительных сотрудников ОРУД и надолго, если не навсегда, теряют водительские права. Основная масса городских шоферов работает очень добросовестно. Незнающему человеку даже трудно представить себе, какую тяжелую и нервную работу они несут на улицах большого города. Шофер должен все время зорко смотреть во все стороны (при помощи особого зеркала в кабине) и, соответственно обстановке, управлять одновременно рулем, тормозами, ручкой переключения скоростей… Водитель обязан также учитывать состояние дороги, по которой он едет. Дорога может быть плотной, мягкой, сухой, мокрой, заснеженной, обледенелой: на ней могут быть ямы, кучи мусора, острые предметы и т.д. Во всем нужно ориентироваться быстро, оперативно, на ходу. Таким образом, от шофера, сидящего за рулем, требуется постоянное и напряженное внимание к машине и окружающей обстановке. Малейшая рассеянность – и авария неизбежна».

Да, несчастные случаи в СССР есть, но их виновниками часто бывают сами пострадавшие. Далее следует разбор отдельных, как говорят сегодня, кейсов. «Сергеев Николай Павлович. 38 лет. Место несчастного случая: Самотечная площадь. Диагноз: травматическая ампутация левого бедра, опьянение. Упал с трамвая». Автор задается вопросом: «Какая жизненная драма кроется за этими сухими протокольными строками?» И рассказывает, что произошло с отцом двоих детей, бухгалтером издательства. «В 6 часов вечера по окончании работы Николай Павлович с приятелем, счетоводом того же издательства, зашли в пивной зал. Посидели с часок и выпили полдюжины бутылок пива…» После бара герой повествования, «слегка пошатываясь, пошел по магазинам». Потом пытается сесть в переполненный трамвай – «трезвый человек сразу бы сообразил, что в этот вагон, да еще с покупками, сесть не удастся». В итоге не удержался на подножке. «Сергеев, конечно, будет еще работать. Бухгалтер может работать и без ноги. О нем позаботится и администрация, и местком, и отдел социального обеспечения. Но ничто не исправит случившегося с ним».

Об опасности переживаний

Зорин В.С. Шоферу-любителю о мерах безопасности. М.: Московский рабочий, 1960.

Кардинальным образом с 1950-х поменялись свойства топлива и технических жидкостей. «Большую опасность представляет этилированный бензин – красноватого цвета, с характерным острым запахом… этилированный бензин обладает ядовитыми свойствами. При заправке автомобиля шофер-любитель и заправщик обязаны находиться с надветренной стороны, чтобы не вдыхать паров бензина». Этилированный бензин в России запрещен с 2003 года, а с прошлого года прекратилось его промышленное производство во всем мире. Как выяснилось, ядовитая присадка влияла не только на здоровье людей, но и на уровень преступности, повышая уровень агрессии в обществе.

Так получилось, у нас еще одна книга ужасов. Посыл ее прост. «Автомобильная промышленность Советского Союза каждую минуту выпускает автомобиль. В нашей стране быстро растет автомобильный парк, увеличивается число владельцев индивидуальных легковых автомобилей, шоферов-любителей. Многие из них впервые садятся за руль… Отсутствие необходимых навыков в обращении с автомобилем… зачастую приводит к несчастным случаям».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Будущее пятого поколения Будущее пятого поколения

Время 4G на исходе. 5G серьезно изменит нашу жизнь

Популярная механика
Точка кипения: что делать, если чувствуете, что сейчас сорветесь Точка кипения: что делать, если чувствуете, что сейчас сорветесь

Как распознать приближение нервного срыва и избежать рецидива?

Правила жизни
10 молодых, но перспективных стендап-комиков, о которых ты скорее всего не слышал 10 молодых, но перспективных стендап-комиков, о которых ты скорее всего не слышал

За кем стоит следить, если известные стендаперы приелись

Maxim
Киберпанк собачий! Тестируем робота-курьера о четырех ногах на улицах Москвы Киберпанк собачий! Тестируем робота-курьера о четырех ногах на улицах Москвы

Протестировали шагающего робота Alien Go и чуть не устроили ДТП!

ТехИнсайдер
Этого не может быть Этого не может быть

Самые удивительные гипотезы в биологии

ТехИнсайдер
«Пошел дым и стало страшно»: 5 историй, как обманывают россиян на дорогах «Пошел дым и стало страшно»: 5 историй, как обманывают россиян на дорогах

Истории водителей, которые встретились с автоподставщиками

РБК
Корея против Кореи Корея против Кореи

Эту войну называют «забытой». В Советском Союзе о ней мало писали и говорили

Дилетант
Инженеры научились бесконтактно тыкать в сенсорный экран Инженеры научились бесконтактно тыкать в сенсорный экран

GhostTouch, который позволяет бесконтактно управлять сенсорными экранами

N+1
«Это всего лишь углерод»: ученые придумали ветряки, которые можно перерабатывать в мармеладных мишек «Это всего лишь углерод»: ученые придумали ветряки, которые можно перерабатывать в мармеладных мишек

Из отработанных лопастей ветряков можно будет сделать буквально все что угодно

Вокруг света
10 редчайших языков на территории России 10 редчайших языков на территории России

На территории РФ до сих пор живы языки, на которых общаются лишь сотни человек

ТехИнсайдер
Ученый-бихевиорист рассказал о 3-шаговом упражнении, которое помогает победить сомнения в себе Ученый-бихевиорист рассказал о 3-шаговом упражнении, которое помогает победить сомнения в себе

Кто из нас не сомневался в себе?

Inc.
DeepMind тоже любит футбол. Цифровая модель учится играть, глядя на людей DeepMind тоже любит футбол. Цифровая модель учится играть, глядя на людей

Как искусственный интеллект учится играть в футбол

ТехИнсайдер
«Лондонский мост»: из чего состоит секретный план правительства Великобритании на случай смерти Елизаветы II «Лондонский мост»: из чего состоит секретный план правительства Великобритании на случай смерти Елизаветы II

«Лондонский мост рухнул» — так называется план похорон Елизаветы II

Правила жизни
Забытое наследие СССР: завод автобусов «Уралец» Забытое наследие СССР: завод автобусов «Уралец»

Решили вспомнить завод «Уралец», производивший одноименные автобусы

ТехИнсайдер
Каждый справится: 10 комнатных растений, которые практически не нуждаются в уходе Каждый справится: 10 комнатных растений, которые практически не нуждаются в уходе

Растения, которые может себе позволить даже тот, кто часто уезжает из дома

ТехИнсайдер
Сам себе коуч Сам себе коуч

Такой вы актрису Глафиру Тарханову еще не видели

OK!
Ученый-медиевист — о судьбе искусства в эпоху Web 3.0 и NFT Ученый-медиевист — о судьбе искусства в эпоху Web 3.0 и NFT

Почему цифровое искусство не столь уж далеко от средневекового

РБК
Почему психологи не дают советов? Почему психологи не дают советов?

Почему человек должен сам найти решение своей проблемы?

Psychologies
Правда ли, что бежавшие французы от голода ели своих сослуживцев? 5 удивительных фактов об Отечественной войне 1812 года Правда ли, что бежавшие французы от голода ели своих сослуживцев? 5 удивительных фактов об Отечественной войне 1812 года

Эти подробности Отечественной войны 1812 года удивят даже знатоков истории!

ТехИнсайдер
Проводники электричества Проводники электричества

Что нам рассказали продавцы китайских машин на батарейках

Автопилот
Рубенс на природе: разбираемся, что скрывается за пейзажами одного из основоположников барокко Рубенс на природе: разбираемся, что скрывается за пейзажами одного из основоположников барокко

Речь пойдет о Питере Пауле Рубенсе, дуализме, стоицизме и прочих воззрениях

Правила жизни
«Японские мифы». От кицунэ и екаев до «Звонка» и «Наруто» «Японские мифы». От кицунэ и екаев до «Звонка» и «Наруто»

Отрывок из книги «Японские мифы. От кицунэ и екаев до "Звонка" и "Наруто"»

N+1
Манежная площадь Манежная площадь

Автомобильные выставки в дореволюционной России

Автопилот
Города майя до сих пор отравлены ртутью Города майя до сих пор отравлены ртутью

Спустя 900 лет, почва в городах майа остается опасной из-за загрязнения ртутью

ТехИнсайдер
Пропаганда: почему она нам необходима Пропаганда: почему она нам необходима

Что такое пропаганда и почему сейчас невозможно представить мир без неё?

Psychologies
Как барабанщик группы «Кино» Георгий Гурьянов стал дорогим современным художником Как барабанщик группы «Кино» Георгий Гурьянов стал дорогим современным художником

Аркадий Ипполитов — о феномене Гурьянова и о том, кем он был на самом деле

Forbes
7 признаков, что вам не хватает витамина С 7 признаков, что вам не хватает витамина С

Получаете ли вы достаточное количество витамина С?

Inc.
Большая маленькая Я Большая маленькая Я

«Когда же я повзрослею!» – кокетливо говорит женщина лет 30

VOICE
Половые гормоны: подробный обзор их влияния на организм, фигуру и либидо Половые гормоны: подробный обзор их влияния на организм, фигуру и либидо

Какой механизм лежит в основе полового влечения? Рассказывает врач-эндокринолог

Psychologies
Как прожить долго: 8 привычек, которые помогли Елизавете II Как прожить долго: 8 привычек, которые помогли Елизавете II

Что помогало Елизавете II оставаться активной в почтенном возрасте

Psychologies
Открыть в приложении