Прочие опасности
По материалам советской печати
Есть версия, что люди на глазах глупеют. Жизнь становится все проще. По крайней мере, в бытовом плане. И то, что бабушка делала на раз-два, например превращала с помощью двух металлических палочек зимнюю шапку в теплые носки, внучка, скорее всего, не сможет повторить и под угрозой отлучения от смартфона. У дедушек свои суперспособности. Особенно их много у «дедушек» за рулем – тех, кто научился управлять машиной еще в прошлом веке. Тогда водить автомобиль было делом для посвященных. Требовались знания, передаваемые с помощью книг. У нас на обзоре «дорожные» книги 1950-х и 1960-х годов. Сегодня так подробно, доверительно, порой неожиданно откровенно уже не пишут.
О сложности работы шофера
Червонский И.П. Несчастные случаи на улице и их предупреждение. М.: Медгиз,1957.
Наверное, вы видели художественные фильмы 1950-х годов. И они вам запомнились широченными проспектами, по которым тащатся малочисленные «ЗИМы», «Победы» и «Волги». Просто рай для водителя. Но из того времени картина видится иной. «16–18 часов в сутки центральные улицы Москвы запружены потоками автомобилей, троллейбусов, трамваев и пешеходов… Работа шофера трудна и ответственна. Встречаются, конечно, и среди шоферов малокультурные люди, позволяющие себе „пугнуть“ пешехода, превысить дозволенную скорость или сесть за руль в нетрезвом виде. Но такие шоферы быстро попадают в руки бдительных сотрудников ОРУД и надолго, если не навсегда, теряют водительские права. Основная масса городских шоферов работает очень добросовестно. Незнающему человеку даже трудно представить себе, какую тяжелую и нервную работу они несут на улицах большого города. Шофер должен все время зорко смотреть во все стороны (при помощи особого зеркала в кабине) и, соответственно обстановке, управлять одновременно рулем, тормозами, ручкой переключения скоростей… Водитель обязан также учитывать состояние дороги, по которой он едет. Дорога может быть плотной, мягкой, сухой, мокрой, заснеженной, обледенелой: на ней могут быть ямы, кучи мусора, острые предметы и т.д. Во всем нужно ориентироваться быстро, оперативно, на ходу. Таким образом, от шофера, сидящего за рулем, требуется постоянное и напряженное внимание к машине и окружающей обстановке. Малейшая рассеянность – и авария неизбежна».
Да, несчастные случаи в СССР есть, но их виновниками часто бывают сами пострадавшие. Далее следует разбор отдельных, как говорят сегодня, кейсов. «Сергеев Николай Павлович. 38 лет. Место несчастного случая: Самотечная площадь. Диагноз: травматическая ампутация левого бедра, опьянение. Упал с трамвая». Автор задается вопросом: «Какая жизненная драма кроется за этими сухими протокольными строками?» И рассказывает, что произошло с отцом двоих детей, бухгалтером издательства. «В 6 часов вечера по окончании работы Николай Павлович с приятелем, счетоводом того же издательства, зашли в пивной зал. Посидели с часок и выпили полдюжины бутылок пива…» После бара герой повествования, «слегка пошатываясь, пошел по магазинам». Потом пытается сесть в переполненный трамвай – «трезвый человек сразу бы сообразил, что в этот вагон, да еще с покупками, сесть не удастся». В итоге не удержался на подножке. «Сергеев, конечно, будет еще работать. Бухгалтер может работать и без ноги. О нем позаботится и администрация, и местком, и отдел социального обеспечения. Но ничто не исправит случившегося с ним».
Об опасности переживаний
Зорин В.С. Шоферу-любителю о мерах безопасности. М.: Московский рабочий, 1960.
Так получилось, у нас еще одна книга ужасов. Посыл ее прост. «Автомобильная промышленность Советского Союза каждую минуту выпускает автомобиль. В нашей стране быстро растет автомобильный парк, увеличивается число владельцев индивидуальных легковых автомобилей, шоферов-любителей. Многие из них впервые садятся за руль… Отсутствие необходимых навыков в обращении с автомобилем… зачастую приводит к несчастным случаям».