Мелькают окна вагонов, мелькают кадры фильмов

Знание – силаИстория

Стальной путь

Наталья Стеркина

Р

оссийские железные дороги связывают пункты А и Б, О и П, так же связывает жителей городов и деревень кино. Одни и те же фильмы смотрят в разных уголках страны, смотрят и обсуждают…

Мелькают окна вагонов, мелькают кадры фильмов. В некоторых из них дело происходит на железной дороге: в купе или плацкарте, в депо или в кабине машиниста, на вокзале или на станции. Вряд ли сейчас найдется человек (более или менее взрослый), который хоть раз не посмотрел «Вокзал для двоих» (1983), фильм Эльдара Рязанова, где сыграли несравненные Людмила Гурченко и Олег Басилашвили. Встречу официантки Веры и пианиста Платона снимали в Москве на Рижском вокзале. Наверное, не менее известен и фильм Алексея Балабанова «Брат» (1997). Данила Багров прибывает на Витебский вокзал Санкт-Петербурга.

Первая железная дорога, связывающая Санкт-Петербург с Царским Селом («царская ветка»), появилась в 1837 году, сейчас она входит в состав Витебского направления Октябрьской железной дороги. Кинематограф же, как известно, появился в 1896 году, и началось все с шестидесятисекундного фильма «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» братьев Люмьер. В 1903 году на студии Т. Эдисона режиссер Э. Портер снял двенадцатиминутный фильм «Большое ограбление поезда», эта картина проложила дорогу фильмам, где используются все выигрышные коллизии, которые дает железная дорога. Вестерну пригодились драки на крыше и погоня на лошадях за паровозом, психологической драме и триллеру – замкнутое пространство купе, мелодраме – неожиданные встречи в пути… И с точки зрения «картинки» – эстетической составляющей – здесь было чему поучиться: сходящиеся и расходящиеся рельсы, зыбкий свет фонарей обходчиков. Так зародились линии документального и игрового кино.

В России документальным кино успешно занялся А. Дранков. В 1909 году он снял прибытие Льва Толстого на Курский вокзал. Зрители и сейчас могут видеть лицо Толстого, стоящего у окна вагона или проходящего по перрону сквозь приветствующую его толпу. Первая киноэкспедиция для съемок полнометражного игрового фильма «Оборона Севастополя» была отправлена по железной дороге режиссером Александром Ханжонковым в 1911 году. Но еще раньше, в 1909‑м, появился первый кинопоезд! Петербургское управление Северо-Западной железной дороги устроило специальный передвижной просветительный кинематограф для детей. Существовало такое понятие «земский кинематограф», при активном участии сельской интеллигенции (врачей, учителей) зародилась идея кинопередвижек. Кино двинулось в уезды. А Ханжонков придумал дешевый вариант организации проката: он пересылал зарубежные фильмы с проводниками поездов, так фильмы путешествовали из города в город.

Кинопоезд

В советское время такие кинопередвижки стали играть роль агитпоездов. Режиссер Александр Медведкин (1900—1989), сын железнодорожного машиниста, придумал такой поезд: три железнодорожных вагона приспособлены для оперативной проявки, обработки и монтажа кинопленки. Есть вагон, где живут члены съемочной группы, и вагон, где, собственно, «крутят кино». В годы первой пятилетки было снято много агитационных и сатирических сюжетов. Девиз Медведкина был: «Сегодня снимаем – завтра показываем!» Фрагменты этих картин обнаружил в восьмидесятые годы киновед Н. Изволов. Интересно, что в оформлении таких агитпоездов принимал участие известный художник Александр Дейнека.

Агитпоезд

В 1925 году Всеволод Мейерхольд задумал снять тринадцатичастевый фильм «Стальной путь» (с ним сотрудничали его ученики Н. Экк и Н. Охлопков). Действие должно было начинаться с изобретения паровоза Стефенсоном, но все дальнейшее – на территории России. Предполагалось занять четыреста актеров, среди них Михаила Жарова, Сергея Мартинсона. Были заказаны и созданы масштабные декорации. Съемки должны были происходить на Кавказе, на Урале, в Сибири. В кадр должны были попасть вокзалы Одессы, Москвы, Ленинграда. Были задуманы трюковые сцены: в одном из эпизодов паровоз должен был врезаться в стену, пройти ее насквозь и продолжить путь. Предполагалось вести съемку с самолетов. Этот масштабный проект должен был рассказать историю железных дорог России. Увы, он не состоялся…

Зато в конце двадцатых – начале тридцатых годов появились интересные документальные фильмы. Под тем же названием «Стальной путь» в 1929‑м режиссер В. Турин снял «киноочерк в пяти частях». Название фильма имеет подзаголовок – «Турксиб». Это полнометражный фильм, снятый кинокомпанией «Востоккино» (оператор Е. Славинский). Поэтичный фильм, в котором шевелятся пески пустыни, несутся потоки воды с гор, медленно шествуют верблюды, вызывал большой интерес публики. Интересно было следить (как интересно и сейчас) за прокладыванием рельсов в пустыне, за скачущими по пустыне кочевниками. Продолжила тему картина «Турксиб открыт» (реж. Г. Роом, оператор А. Косматов, 1930). Эту документальную ленту можно использовать в качестве комментария к кадрам, посвященным Турксибу, в экранизациях романа И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой теленок». Первая экранизация, снятая Михаилом Швейцером, появилась в 1968 году, вторая (телесериал), которую сделала Ульяна Шилкина, – в 2006‑м.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Кровные и кровавые Кровные и кровавые

Как ошибки отцов и дедов приводили к войнам между их сыновьями и внуками

Дилетант
Дом Cердца Дом Cердца

Как старое здание в колониальном стиле превратить в пространство для творчества

Seasons of life
«Кукурузная кампания» Никиты Хрущева: как первый секретарь ЦК КПСС пытался накормить всю страну «Кукурузная кампания» Никиты Хрущева: как первый секретарь ЦК КПСС пытался накормить всю страну

Почему именно кукуруза стала предметом кампании Никиты Хрущева

ТехИнсайдер
Повзрослел или разлюбил: почему муж вас больше не ревнует Повзрослел или разлюбил: почему муж вас больше не ревнует

Стоит ли беспокоиться, если ревности в отношениях нет вообще?

Psychologies
Русско-японская война и манипуляции памятью Русско-японская война и манипуляции памятью

Как война с Японией прочно вошла героический раздел русской истории

Знание – сила
16 фактов о дворовых бандах Казани: что послужило основой для создания сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте» 16 фактов о дворовых бандах Казани: что послужило основой для создания сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте»

Почему подростковые банды возникли именно в Казани и кто такой Роберт Гараев?

Maxim
Зооразвод. Как не попасть в ловушку из-за любви к животным? Зооразвод. Как не попасть в ловушку из-за любви к животным?

4 уловки зоомошенников, которые угрожают не только кошельку владельца

Лиза
Genesis GV80. Премиальный — не значит дорогой Genesis GV80. Премиальный — не значит дорогой

Genesis GV80 — альтернатива премиальным кроссоверам BMW и Medcedes

4x4 Club
Елена Лядова: «Дом — не дом, если там холодно и нет любви» Елена Лядова: «Дом — не дом, если там холодно и нет любви»

Крыло горит, я на высоте, а вся группа — внизу

Караван историй
Анастасия Климова Анастасия Климова

Из чего состоит фэшн-стиль художницы Анастасии Климовой?

Собака.ru
Городская легенда Городская легенда

Tank 300 City. Теперь и в ритме мегаполиса

Автопилот
«Декабрист» и другие шлумбергеры «Декабрист» и другие шлумбергеры

Первый по распространённости в мире кактус

Наука и жизнь
Рост есть. Рост будет! Рост есть. Рост будет!

Российская промышленность росла и инвестировала в этом году сумасшедшими темпами

Монокль
Почему выгодно быть «жертвой»: 5 преимуществ, о которых вы не знали Почему выгодно быть «жертвой»: 5 преимуществ, о которых вы не знали

Как люди становятся «жертвами» и почему часто не хотят отказываться от этой роли

Psychologies
История ритуального убийства История ритуального убийства

Книга, в которой подробно описана история краха Советского Союза

Монокль
ChatGPT, лунная миссия и мышата от двух отцов ChatGPT, лунная миссия и мышата от двух отцов

Редакция Nature назвала героев из мира науки 2023 года

N+1
Слишком дорого и неоднозначно. Тест-драйв Volkswagen Taos 4 Motion Слишком дорого и неоднозначно. Тест-драйв Volkswagen Taos 4 Motion

Почему маленький кроссовер Volkswagen не может привлечь покупателей

4x4 Club
10 великих фильмов, которые освистали в Каннах 10 великих фильмов, которые освистали в Каннах

Критики холодно приняли работы Дэвида Линча, Квентина Тарантино, Софии Копполы

Правила жизни
Невероятный подвиг 23-летней Матрены Вольской, которая, будучи беременной, спасла 3 225 детей от фашистов Невероятный подвиг 23-летней Матрены Вольской, которая, будучи беременной, спасла 3 225 детей от фашистов

Как простая учительница организовала партизанскую операцию по спасению детей

ТехИнсайдер
Рубен Ениколопов: «В вопросах на миллиарды долларов нельзя консультироваться с ChatGPT» Рубен Ениколопов: «В вопросах на миллиарды долларов нельзя консультироваться с ChatGPT»

Рубен Ениколопов: сможет ли Россия в одиночку совершить технологический рывок

РБК
Мусор оптом: проблема стихийных свалок на Южном Урале Мусор оптом: проблема стихийных свалок на Южном Урале

Как устранить очаги захламления земель?

ФедералПресс
Плечо для внешней торговли Плечо для внешней торговли

Рост российского несырьевого неэнергетического экспорта — в числе приоритетов

РБК
Современная сказка Востока Современная сказка Востока

Крупнейший из семи Арабских Эмиратов, Абу-Даби, любит быть первым во всем

Лиза
Уметь = преуспеть Уметь = преуспеть

Есть такие умения, которые пригодятся везде и всегда. Их стоит отточить

Лиза
Российская память о Первой мировой войне: от раскола к консенсусу? Российская память о Первой мировой войне: от раскола к консенсусу?

Долгие десятилетия память о Первой мировой войне была на задворках истории

Знание – сила
России нужны станки, дороги и умные люди России нужны станки, дороги и умные люди

Инвестиции в основной капитал сейчас на рекордно высоких уровнях

Монокль
Корабли лавируют Корабли лавируют

Учимся выстраивать опоры, чтобы справляться с кризисами

VOICE
Точка и шар. Что может быть общего между ними? Точка и шар. Что может быть общего между ними?

Что, если взглянуть на квантовые точки с новой точки зрения?

Наука и жизнь
Елизавета Туктамышева: «С детства любила выигрывать и не показывала слез» Елизавета Туктамышева: «С детства любила выигрывать и не показывала слез»

Фигуристка Елизавета Туктамышева раскрывает секрет своей внутренней стойкости

VOICE
В природе вещей В природе вещей

Спокойный стиль, природные оттенки и люксовая мебель в интерьере виллы

SALON-Interior
Открыть в приложении