Не преклоняться!
Музыка, книги, фильмы и кумиры помогают сбежать от рутины и почувствовать себя «среди своих». Но что происходит, когда любовь к звезде становится важнее работы, семьи и в целом настоящей жизни?

Продолжение следует
Когда-то быть фанатом значило иметь сомнительную репутацию: например, в журналах 1964 года поклонников The Beatles называли «скучными, ленивыми, наименее удачливыми представителями своего поколения», а всех любителей поп-культуры считали «марионетками и бездумными потребителями».
Сейчас многое изменилось. Роман «Пятьдесят оттенков серого», начавшийся как фанфик по «Сумеркам», стал бестселлером, а фильмы позже собрали больше миллиарда долларов. Третий сезон «Шерлока» открыла серия «Пустой катафалк», в которой сценаристы использовали зрительские версии того, как главный герой инсценировал свою смерть. Фандомы изучают антропологи, социологи и психологи. Между «фанатами» и «фанатиками» пролегла целая пропасть, но есть люди, которые без труда преодолевают ее, испортив тем самым жизнь себе и своим близким. Сегодня мы расскажем, почему это происходит и как остановить того, кто вот-вот из преданного поклонника превратится в одержимого последователя.
«Одним из первых персонажей, у которых появился фан-клуб, был Шерлок Холмс: после того как Конан Дойль «убил» его в 1893 году, недовольные почитатели сыщика устроили несколько масштабных акций протеста, а потом начали писать собственные истории, публиковать и обсуждать их.»
Подарок эволюции
У нас есть врожденное желание принадлежать к группе – тактика собираться вместе когда-то позволила людям выжить и теперь намертво зашита в человеческом ДНК. Фанатство – отличный способ удовлетворить потребность в чувстве общности. Здесь все равны: неважно, сколько тебе лет, как ты выглядишь и что носишь – футболки из массмаркета или рубашки с узнаваемым зеленым крокодильчиком. К тому же быть поклонником звезды значит периодически отдыхать от суровых реалий. Любители K-pop не просто слушают музыку – они погружаются в мир айдолов, где все вечно молоды, талантливы и беззаботны. Наконец, фанатство – это безопасные эмоциональные качели: ожидание выхода нового альбома или надпись «Оплата прошла» при покупке билетов на концерт запускает выработку дофамина, гормона, который дарит радость, возбуждает интерес к жизни, вызывает желание действовать и добиваться своих целей.
«Как показывают разные исследования, чаще всего страсть к кумирам возникает в возрасте от 12 до 30 лет. При этом, по мнению ученых, поклонники спорта и любители книг и музыки испытывают одинаковые переживания*. Так что мужчина 30 лет с вувузелой на трибуне и мечтательная школьница, пишущая фанфик про Чимина из BTS, очень похожи.»
* Исследование опубликовано в Journal of Sports Behavior

Почти настоящие
Просто быть «среди своих» и иногда сбегать в лучшую версию реальности некоторым недостаточно. Какие доводы убеждают взрослого человека сделать 40 пластических операций ради превращения в Ким Кардашьян, как появляется желание сломать себе ногу только потому, что Джесси Джей ходит в гипсе после травмы?
Не стоит недооценивать удовольствие, которое получают фанаты. Например, когда психолог Чарльз Хиллман в ходе эксперимента показывал фотографии эффектных игровых моментов болельщикам, то обнаружил, что испытуемые ощущали такое же возбуждение, как и при просмотре порнографии, – или, проще говоря, переставали контролировать себя.
Исследования доказывают*, что чем лучше человек знаком с неким действием, тем интенсивнее при наблюдении за ним работают зеркальные нейроны, отвечающие за эмпатию, умение понимать других людей и способность повторять чужие движения. Иными словами, поклонница Чимина не просто в сотый раз смотрит, как певец танцует на сцене, – она чувствует, будто находится рядом с ним. Всё почти реально.
