Как на Руси вызывали дождь, кормили ветер и отпугивали нечистую силу от светила

Культура.РФИстория

Украденное солнце и Божья стрела: во что верили славяне

Солнечные и лунные затмения, проливные дожди, грозы и ветер — все эти явления нашли в традиционной культуре свое объяснение. Крестьяне считали их проделками колдунов или гневом Бога и старались уладить все особыми обрядами. Читайте, как на Руси вызывали дождь, кормили ветер и отпугивали нечистую силу от небесного светила.

Автор: Маргарита Ковынева

0:00 /
688.121
Иван Айвазовский. Солнечное затмение в Феодосии (фрагмент). 1876. Частное собрание

Украденное солнце

Затмения солнца и луны в народе объясняли проделками демонов и ведьм. На Руси верили, что колдуны хотят уничтожить светила, а злые духи прячут солнечный свет, чтобы в темноте удобнее было ловить христиан. Поэтому если случилось затмение или даже месяц просто заволокло тучами, то, скорее всего, его украл колдун. Это касалось и звезд: считалось, что ведьмы складывают краденое в глиняные кувшины и горшки, а затем прячут их в погребах и колодцах.

По другим поверьям, исчезновение светила — наказание за многочисленные людские грехи. Якобы так Бог наводит страх, чтобы люди ощутили бремя своих прегрешений. Светила также представляли в образе мужчины или женщины, которые во время затмений заслоняют лицо руками, чтобы не видеть неправедных поступков.

Аполлинарий Васнецов. Солнечная корона. Полное солнечное затмение в Крыму (фрагмент). 1914. Новосибирский государственный художественный музей, Новосибирск
Аполлинарий Васнецов. Надвигающаяся на Феодосию лунная тень. 1914. Мемориальный музей-квартира А.М. Васнецова, Москва

Считалось, что затмения солнца или луны плохо влияют на людей и животных и вызывают болезни. А если это природное явление застанет человека в поле, то его ждет скорая смерть. Практически везде затмение воспринимали как предвестник большой беды — неурожая или голода, кровопролитной войны, болезней и эпидемий. Красный цвет луны называли кровавым и верили, что она окрашивается из-за войны, которая где-то проходит в это время.

Собиратель фольклора Александр Афанасьев еще в XIX веке в книге «Поэтические воззрения славян на природу» писал, что в городах и селах во время затмений народ очень беспокоился. Многие волновались, что солнце не вернется, и делились переживаниями со священниками. Некоторые крестьяне даже полагали, что наступает Страшный суд, и начинали к нему готовиться. Афанасьев привел к книге случай, который произошел на ярмарке в Чернигове в 1840 году. Тогда во время полного затмения солнца крестьяне бросили товар и с криками бежали, не разбирая дороги, а в толпе раздавались призывы покаяться в последний день мира. Однако же когда солнце появилось, все успокоились.

В народе считали, что затмений можно избежать, если отогнать злых духов от солнца. Напугать нечисть старались громкими звуками: когда светило пряталось, крестьяне собирались вместе, кричали, палили из ружей, били в металлические предметы, заставляли собак лаять. Существовали и другие способы защиты: люди надевали чистую одежду, зажигали освященные в церкви свечи и окуривали себя ладаном.

Иван Айвазовский. Гнев морей (фрагмент). 1886. Частное собрание
Максим Воробьев. Дуб, раздробленный молнией (фрагмент). 1842. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Алексей Саврасов. Гроза (фрагмент). 1856. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Божья огненная стрела

Гром и молнию в традиционной культуре связывали с представлениями о небесном огне. Молнию — сверкающую, словно металл, — считали могучим оружием Бога. Якобы, когда он боролся с нечистой силой, освещал себе небо, чтобы найти черта или Сатану, и поражал его горящей стрелой. В некоторых легендах даже упоминался подобный вариант появления на земле огня: Бог изгнал первых людей из рая, а затем ударил в черта молнией. Она попала в дерево, отчего и возник огонь.

Сравнение со стрелой подкрепляла стремительность молнии. Так она упоминалась в заговорах и загадках:

Летит огневая стрела,
Никто ее не поймает:
Ни царь, ни царица,
Ни красная девица.
(Молния)

На севере Руси верили, что, когда Бог метит в черта, тот в испуге может спрятаться в человека или за дерево, и поэтому в грозу горят деревья и погибают люди. Убитого молнией считали грешником и, как правило, не хоронили на кладбище — как самоубийцу.

Иван Шишкин. Перед грозой (фрагмент). 1884. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Екатерина Васильева. Перед грозой (фрагмент). 2017. Частное собрание
Карл Брюллов. Дорога в Синано после грозы (фрагмент). 1835. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва

Пронзать дьявола небесными стрелами могли, по преданиям, и Божьи помощники — ангелы, архангелы и особо почитаемый на Руси святой Илья. Молнию считали следом от его колесницы или плеткой, с помощью которой Илья гонит по небу огненных лошадей. Бытовала примета, что в день Ильи Пророка (2 августа) всегда гремит гром, а если его вдруг не будет, значит, в этом году кого-то убьет молнией или сгорит дом.

Гром считали благоприятной для плодородия силой: он был связан с дождем, питающим землю. Первая весенняя гроза олицетворяла пробуждение природы и возвращение солнца из путешествия в зимнее царство.

Для того чтобы защититься от грома и молнии, нужно было встать на колени и прочитать молитву, а еще зажечь освященную в церкви свечу и обойти с ней дом и хлев. Чтобы не убило, нельзя было работать в большие православные праздники.

Крестьяне использовали в целебных целях некоторые окаменелости и минералы: считали, что это стрела-молния, которую выпустил Бог, застыла в земле. Ими лечили испуг от грома. Историк Иван Забелин в одной из своих работ приводил совет из старинного травника: нужно положить громовую стрелу в воду, «и он в воде станет дрожать и стоять, и эту воду дать пить». Если же у человека нет испуга, то камень в воде будет лежать спокойно. Также для того, чтобы побороть страх перед громом, ели плесневелый или испорченный мышами хлеб.

Иван Айвазовский. Ливень в Судаке (фрагмент). 1897. Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского, Феодосия, Крым
Иван Шишкин. Дождь в дубовом лесу (фрагмент). 1891. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Архип Куинджи. После дождя (фрагмент). 1890. Бурятский республиканский художественный музей им. Ц.С. Сампилова, Улан-Удэ

Осквернение земли и молитвы у колодца

В народе дождь воспринимался как благотворная сила. Александр Афанасьев писал: «Дождь, особенно весенний, дарует тем, кто им умывается, силы, здоровье, красоту и чадородие; больным дают пить дождевую воду как лекарство или советуют в ней купаться». Во время свадьбы дождь сулил богатую и счастливую жизнь. «Запереть» дождь могли колдуны и ведьмы: считалось, что они крадут облака или отгоняют их передниками.

Крестьяне полагали, что властью над дождем обладали утопленники и самоубийцы, их считали хозяевами туч. Другую причину засухи крестьяне видели в осквернении земли: считалось, что она не принимает «нечистых» покойников. Или же что они мучаются от жажды и высасывают из почвы влагу. К утопленникам и самоубийцам обращались во время засухи. Выходили в поле, звали погибшего по имени, просили у него дождя. Или поливали могилы водой.

Одновременно с этим крестьяне верили, что Бог посылает сушь за грехи. Как и гром с молнией, дождь связывали со святым Ильей, и, чтобы вызвать осадки, его икону опускали в реку или в источник.

Аполлинарий Васнецов. После дождя (фрагмент). 1887. Национальный музей «Киевская картинная галерея», Киев, Украина
Софья Сухово-Кобылина. Перед грозой (фрагмент). 1868. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Федор Васильев. После дождя. Проселок (фрагмент). 1860-е. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Вода на земле, по поверьям, связана с небесной влагой: радуга набирает ее из земного источника, а затем проливает дождем. Поэтому, чтобы вызвать дождь, прочищали заброшенные источники, молились святым у колодцев.

Еще одной причиной засухи считали нарушение запретов: например, нельзя было шить или прясть по праздникам. Если грех обнаруживали, то нарушительницу и станок обливали водой.

Если же дождь шел долго и мог испортить урожай, в некоторых районах обвиняли женщину, погубившую своего незаконнорожденного ребенка. Чтобы остановить осадки, следовало найти младенца. «Останавливали» дожди и знахари — они использовали предметы, связанные с земным огнем: печь или обожженную глиняную посуду.

Сергей Макаров. Ветер (фрагмент). 2018. Частное собрание
Юрий Сизоненко. Ветер (фрагмент). 2002. Частное собрание
Владимир Гермитских. Весенний ветер (фрагмент). 1973. Частное собрание

Добрый господин с большой головой

В народе ветры разделяли на добрые и злые. Добрые приносили дожди во время засухи, злые же, мощные и разрушительные, вызывали вихри, град, опасные морские волны, а еще — болезни, особенно душевные. Считалось, что нечистые люди насылают по ветру злые чары и порчу, которые становятся причинами эпидемий. В то же время к ветру обращались в заговорах, чтобы он забрал болезнь, беду или печаль.

Ветер — как мифологический персонаж — наделяли определенными качествами и внешностью, его описывали как большого сильного человека или как старика в рваной шапке. Отмечали, что у него большая голова и толстые губы, в некоторых местностях его считали всадником или верили, что он ездит в повозке. Жил ветер, по поверьям, в ямах, лесах, в горах или на далеком острове в океане.

Воздух в традиционной культуре был связан с понятием о душе — якобы дух человека заключался в дыхании. Считалось, что ветер сопровождал покойников и нечистую силу. Причину сильных ветров видели в том, что где-то человек умер неестественной, насильственной смертью. По другим поверьям, ураганы вызывали духи злых людей, в то время как небольшой ветер приносили души добрых.

Иван Айвазовский. Бушующее море (фрагмент). 1872. Дагестанский музей изобразительных искусств, Махачкала
Николай Сверчков. Охотник, застигнутый вьюгой (фрагмент). 1872. Тульский областной художественный музей, Тула
Сергей Водолазкин. Метель (фрагмент). 2013. Частное собрание

В сказках ветер часто выступает как помощник главного героя. Как господин он предстает в рассказе, который приводит Александр Афанасьев:

Шел мужик, смотрит — навстречу ему идут мужики: Солнце, Ветер и Мороз. Мужик мужикам поклонился, посеред дороги становился, а Ветру еще поклон наособицу. Этот лишний поклон разгневал Солнце:
— Постой, мужик! — сказало оно, — вот я те сожгу.
А Ветер молвил:
— Я повею холодом и умерю жар.
— Постой, мужик! Я тебя заморожу, — сказал Мороз.
А Ветер ответил:
— Я повею теплом и не допущу тебя.

В народе ветер задабривали особыми обрядами. Моряки и рыбаки вызывали его свистом, пением, молились святому Николаю и бросали в воду хлеб. Во многих губерниях ветер даже подкармливали — остатками блюд с праздничного стола, мукой, крупой и мясом.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

В раме – целый мир В раме – целый мир

Кажется, у Кати Абламской волшебные нити — из самого сердца земли

Seasons of life
Александра Ревенко: «Мне очень интересно, как отреагирует зритель» Александра Ревенко: «Мне очень интересно, как отреагирует зритель»

Актриса Александра Ревенко — о том, как важно сделать правильный выбор

Grazia
Моника навсегда Моника навсегда

Актриса Моника Беллуччи — ее победительная женственность поражает в самое сердце

Harper's Bazaar
Топ лучших NFT платформ. Где купить или продать NFT токены Топ лучших NFT платформ. Где купить или продать NFT токены

Самые популярные платформы рынка NFT

Цифровой океан
Спор кофеманов и любителей чая разрешен: 5 причин, которые убедят вас в полезных свойствах черного кофе Спор кофеманов и любителей чая разрешен: 5 причин, которые убедят вас в полезных свойствах черного кофе

Черный кофе очень полезен для здоровья

ТехИнсайдер
Массовая электрификация: когда электротранспорт захватит все дороги мира Массовая электрификация: когда электротранспорт захватит все дороги мира

Почему электротранспорт до сих пор не захватил рынок?

Популярная механика
Что купить вместо «Крузака»: пять альтернатив Toyota Land Cruiser 300 Что купить вместо «Крузака»: пять альтернатив Toyota Land Cruiser 300

Какие в России есть альтернативы внедорожнику Toyota Land Cruiser 300

РБК
Почему не стоит бояться «Улисса» и что почитать, чтобы его понять Почему не стоит бояться «Улисса» и что почитать, чтобы его понять

«Улисс» Джеймса Джойса — одно из фундаментальных произведений XX века

РБК
Случится чудо Случится чудо

Новый «Бэтмен» с Робертом Паттинсоном. Актер не представляет, что делать дальше

GQ
5 вопросов, на которые не может ответить ни один историк 5 вопросов, на которые не может ответить ни один историк

Изучение истории похоже на чтение книги, в которой половина страниц отсутствует

Maxim
Цена «собачьего» вопроса Цена «собачьего» вопроса

Почему государство не справляется с бездомными псами

Эксперт
Андре Леон Телли и его книга «Мои шифоновые окопы» Андре Леон Телли и его книга «Мои шифоновые окопы»

Андре Леон Телли был последним воином красоты

СНОБ
Идеолог модернизации Идеолог модернизации

Проповедник Феофан Прокопович — ренегат и авантюрист, карьерист и доносчик

Дилетант
Выживут только инфорги Выживут только инфорги

«Инфорги» — люди, которые придут на смену Homo Sapiens

Популярная механика
По следам «Анчартеда»: как снять успешный фильм по гейм-франшизе и не ударить лицом в грязь По следам «Анчартеда»: как снять успешный фильм по гейм-франшизе и не ударить лицом в грязь

Для успеха экранизации любой компьютерной игры необходимо быть психологом

Популярная механика
Медицинский интеллект Медицинский интеллект

Российский стартап на основе ИИ делает проекты с гигантами фармотрасли

Forbes
Соль Эпсома: как английская соль влияет на здоровье и красоту Соль Эпсома: как английская соль влияет на здоровье и красоту

Почему тебе стоит запастись эпсомской солью

Cosmopolitan
Меланхолия Меланхолия

Ксения Колесник (Asammuell) о том, почему не хочет быть хорошей

OK!
Первым делом: в каких городах начать знакомство с историей авиации Первым делом: в каких городах начать знакомство с историей авиации

Города, в которых можно узнать больше об истории и будущем гражданской авиации

Популярная механика
Выкупает бренды на Amazon и помогает им расти: разбор бизнеса Accel Club, который привлёк $170 млн Выкупает бренды на Amazon и помогает им расти: разбор бизнеса Accel Club, который привлёк $170 млн

Как стартап Accel Club выкупает бренды и что с ними делает?

VC.RU
Почему пингвины кучкуются? Почему пингвины кучкуются?

Чему мы можем научиться у пингвинов?

Популярная механика
Полностью удаляем Avast с компьютера: пошаговая инструкция Полностью удаляем Avast с компьютера: пошаговая инструкция

Как полностью удалить Avast с компьютера, работающего под управлением Windows

CHIP
Городские агамы не захотели спать в лучах фонарей и выбрали затененные места для ночлега Городские агамы не захотели спать в лучах фонарей и выбрали затененные места для ночлега

Ящерицам пришлось изменить привычки, чтобы защититься от светового загрязнения

N+1
«Медскан» получит ядерный заряд «Медскан» получит ядерный заряд

«Медскан» может стать крупнейшим частным игроком в направлении онкологии

Эксперт
О чем должно рассказывать искусство? Искусство вам ничего не должно О чем должно рассказывать искусство? Искусство вам ничего не должно

Об искусстве задавать вопросы и, самое главное, о праве их задавать.

GQ
Шахматы с мафиози: какие навыки стоит позаимствовать бизнесменам у семьи Корлеоне Шахматы с мафиози: какие навыки стоит позаимствовать бизнесменам у семьи Корлеоне

Отрывок из книги «Пять ходов вперед: от личного успеха к успеху в бизнесе»

Forbes
Блиц: Gavrilina Блиц: Gavrilina

Блиц-интервью с Юлией Гаврилиной: неожиданные вопросы и быстрые ответы

ЖАРА Magazine
Как построить коллайдер на Луне (и зачем) Как построить коллайдер на Луне (и зачем)

Можно ли построить ускоритель частиц на Луне?

Популярная механика
Добровольцы помогли расшифровать одну из стенографических рукописей Чарльза Диккенса Добровольцы помогли расшифровать одну из стенографических рукописей Чарльза Диккенса

Впервые расшифровали более половины Тавистокского письмо Чарльза Диккенса

N+1
Любая душа — поломка Любая душа — поломка

«Большой баг»: жесткая антиутопия Жан-Пьера Жёне

Weekend
Открыть в приложении