Новые комбайны Ростсельмаша напоминают краулеры из «звездных войн»

Популярная механикаHi-Tech

Удивительные харвестеры

Текст: Александр Грек

Территория основной производственной площадки «Ростсельмаша» огромна – 148 га – и с высоты птичьего полета очертаниями напоминает Африку. Поэтому сотрудники на вопрос «вы где?» легко могут ответить: в Южной Африке, Конго или Тунисе. Сейчас мы находимся на «Мадагаскаре» – вынесенной немного в сторону экспозиционной площадке завода. Выставленные на ней машины напоминают скорее не привычную нам по старым фотографиям сельскохозяйственную технику, а краулеры из «звездных войн» или харвестеры из «дюны» и других фантастических фильмов. Это неудивительно – по-английски зерноуборочный комбайн как раз и называется словом harvester.

На площадке стоит комбайн RSM 161 – первая машина, которая создана на новой глобальной платформе, основанной на модульной архитектуре. Машина, построенная с нуля, нацелена на завоевание внешних рынков, хотя и о внутреннем никто не забывает. Харизматичный директор по маркетингу Прохор Дармов непрерывно сыплет цифрами: в лихие девяностые «Ростсельмаш » поставил антирекорд, выпустив за год всего 987 комбайнов устаревших моделей, доля рынка комбайнов в России в начале восстановления рыночных позиций компании балансировала в диапазоне 40–43%. А в этом году выпуск достигает 6000 комбайнов и доля превышает 70% рынка. И что самое интересное, сегодня «Ростсельмашу» принадлежит 17% мирового рынка уборочной техники, его машины вовсю колесят по полям США и Европы бок о бок с техникой главных конкурентов – американского John Deere и немецкого CLAAS. Впрочем, на «Ростсельмаше» предпочитают не говорить о прошлом, по-настоящему всех тут зажигает только будущее. И оно перед нами – представленное комбайном 7-го класса RSM 161. Поскольку конструкция модульная, на этой платформе можно делать комбайны разной производительности и разных схем – меньшей и большей классности. Всего существует восемь классов зерноуборочных комбайнов. Восьмой предназначен для уборки урожая на хороших высокоурожайных полях, а самый распространенный низший класс самоходных комбайнов – 3-й, для небольших фермерских хозяйств. Первый класс – мотоблоки с функцией среза и сноповязалкой, а комбайном нулевого класса в шутку называют серп.

Кабина для пилота

Наш визит в Ростов-на-Дону оказался удачным – Ростовская область только что собрала рекордный за всю историю урожай. Удалось и покататься на машинах. Удобная лестница ведет в кабину на высоту метров четырех. Сказать, что кабина огромная, – не сказать ничего. Я, например, не сразу заметил затерявшийся в ней холодильник. В кабине свободно помещаются трое, а двоим там полное раздолье. Пятая точка с комфортом утопает в подрессоренном кресле. В комбайне очень простая и неубиваемая безамортизационная подвеска, поэтому с неровностями и вибрациями сначала сражаются огромные колеса низкого давления, потом – подрессоренная кабина, и последний рубеж – кресло механизатора. Если раньше комбайнеры старались работать на заре или на закате, а полдень коротать в тени, то сейчас самое прохладное и комфортное место во время уборки – это кондиционированная кабина комбайна. Управление этой гигантской машиной простое, но непривычное. Небольшого размера рулевое колесо вращается левой рукой, для этого к ободу крепится удобная рукоятка. Правая рука лежит на джойстике, знакомом всем любителям компьютерных игр. Двигаешь джойстик вперед – комбайн плавно начинает движение, назад – дает задний ход. Там, где у геймеров кнопки переключения видов оружия и управления огнем, здесь – клавиши управления навесным оборудованием и собственно функциями комбайна. Помимо этого, вся информация выводится на дисплей. А еще комбайн может разговаривать на 14 языках, механизаторы зовут невидимую голосовую помощницу «Наташей».

Более 80% хлеба России убирается комбайнами «Ростсельмаша»

Cтавлю вторую передачу, плавно начинаю движение (чуть не написал «заплыв» – внутри чувствуешь себя как на корабле). Все машины вежливо уступают тебе дорогу, а инструктор только просит аккуратно проходить повороты – рулевые колеса у комбайна задние, поэтому с непривычки можно кормой что-нибудь снести и не заметить.

Самодвижущаяся фабрика

Головная площадка «Ростсельмаша» – одна из немногих в мире с почти полным циклом производства, на ее территории можно найти практически всё: от корпусов литья до современных складов, от рядов суперсовременных станков лазерной резки до испытательных полигонов и, конечно, несколько конвейеров для сборки комбайнов. Конвейер, на котором собирают одни из самых эффективных машин в мире, движется не по прямой, о ленте тут речь не идет. Огромные рамы с колесами устанавливают на квадратные поддоны размером с волейбольную площадку, они передвигаются на роликах, как квадраты в старой детской игре «пятнашки». К конечной точке приезжает почти собранный комбайн, только без кузовных панелей.

RSM 161. Вот так выглядит «изнутри» один из самых высокопроизводительных в мире комбайнов. Способен убрать за сезон свыше 2000 га даже в самых неблагоприятных условиях.

Такие «полуголые» комбайны выглядят как нечто среднее между фантастическими стимпанковскими механизмами и гигантскими часами. Огромное количество приводов, шкивов, передач, шестерней завораживает и не добавляет понимания того, как это все работает. Комбайны никогда не были маленькими – по сути это самодвижущаяся фабрика: срезает колосья, выбивает из колосков зерна, очищает зерна струей воздуха и еще много чего делает. Уже в середине XX века масса комбайна превысила 15 т, а стоящий перед нами на конвейере RSM 161 пустым весит более 16 т. И пока он едет по конвейеру, обрастая плотью, можно подробно разглядеть его устройство и разобраться в принципах работы.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Без пилота Без пилота

О том, как автомобиль будет обходиться без водителя

Популярная механика
Новое назначение Новое назначение

Внедорожник Mitsubishi Pajero Sport примерил статус флагманской модели. И что скрывается под его новой, более «глянцевитой» внешностью?

АвтоМир
Человек из Рио Человек из Рио

Рио‑де‑Жанейро оказался мечтой не только Остапа Бендера. Канадский бизнесмен Ариф Нур влюбился в те края и построил себе там виллу с видом на океан.

AD
Одеть Надежду Одеть Надежду

Дочь актрисы Полины Кутеповой и худрука «Мастерской П. Фоменко» Евгения Каменьковича примеряет в ателье Chanel на rue Cambon платья для Бала «Татлера».

Tatler
Уиз Халифа: «Всегда можно зайти за угол и перетереть» Уиз Халифа: «Всегда можно зайти за угол и перетереть»

Уиз Халифа рассуждает об опасных улицах родного Питтсбурга и разборках с Канье

Playboy
Рыцарь плаща Рыцарь плаща

У фло­рен­тий­ской мар­ки Bottega Veneta — двой­ной юби­лей: пол­ве­ка на рын­ке и пят­на­дцать лет, как ею ру­ко­во­дит немно­го­слов­ный пер­фек­ци­о­нист Томас Майер. С ним встре­ти­лась Ольга Михайловская.

Vogue
Mercedes-Benz СL 500 стал настоящим другом для Мити Фомина Mercedes-Benz СL 500 стал настоящим другом для Мити Фомина

Популярный российский исполнитель рассказал «АвтоМиру», почему не меняет свой автомобиль вот уже девять лет

АвтоМир
Lexus NX 300h Lexus NX 300h

Чем может привлечь гибрид японской марки и как ему живется в немногочисленном сегменте автомобилей с такими же силовыми установками

АвтоМир
FIAT Fullback FIAT Fullback

На российский рынок выходит новый пикап. Правда, вы наверняка уже хорошо знакомы с этим автомобилем

АвтоМир
Портреты героев Портреты героев

Эти внедорожники могли бы занять места на автомобильной доске почета. Сравним весомые авторитеты.

GQ
Рэй Курцвейл: «Надоел партнер – превратил его в кого-нибудь другого» Рэй Курцвейл: «Надоел партнер – превратил его в кого-нибудь другого»

Рэй Курцвейл в 15 лет написал свою первую компьютерную программу

Playboy
Побудь в моей коже Побудь в моей коже

Свер­ши­лось: Louis Vuitton вы­пу­стил соб­ствен­ные духи — и не одни, а сра­зу семь. Чем пахнет глав­ная люк­со­вая мар­ка мира, вы­яс­нил Алек­сей Тарханов.

Vogue
Робот вместо человека Робот вместо человека

Компьютеры крадут у нас работу. Но это не повод воспринимать рынок труда будущего в мрачных тонах — он просто станет другим. Благодаря некоторым факторам для людей найдется работа и через 20 лет.

CHIP
Вокруг да около Вокруг да около

15-километровый обход Торжка на федеральной трассе М-10 реконструировали почти три года. Пусть долго, зато результат превзошел ожидания

АвтоМир
Peugeot 2008 Peugeot 2008

Два года спустя после дебюта в России французский кроссовер обновился. Не рано ли?

Quattroruote
5 причин повышенной тревожности 5 причин повышенной тревожности

Все мы время от времени нервничаем или чего-то опасаемся. Но бывает, что чувство тревоги возникает без видимых причин. Почему?

Лиза
Maserati quattroporte Maserati quattroporte

В вопросах эстетики главное мерило – персональный вкус. Это лишь одно из мнений, ведь есть же такие абсолютные явления, как герой этого теста.

Quattroruote
Загореть и не постареть Загореть и не постареть

Думаешь, морщины появляются только с возрастом? Дерматологи с тобой не согласятся...

Лиза
Fiat Tipo SW Fiat Tipo SW

Вслед за седаном и хэтчбеком гамма пополнилась универсалом. Каков новый семейный грузоперевозчик?

Quattroruote
Audi A5 Audi A5

Не прошло и десяти лет, как A5 разменял поколение. Осенью дебютирует самая спортивная версия – купе. В 2017-м за ним последуют другие.

Quattroruote
Джулиан Барнс. Шум времени Джулиан Барнс. Шум времени

Джулиан Барнс описывает истории из жизни и размышления Дмитрия Шостаковича

Playboy
Киносело Киносело

Каждый год в Диево-Городище, что в Ярославской области, обязательно проходят съемки нескольких фильмов и сериалов. Местные жители к киношникам привыкли, научились на них зарабатывать, а свое село в шутку называют Диево-Голливудище

Огонёк
Карта vs кредит: битва титанов Карта vs кредит: битва титанов

Банковские заемщики разделились: одни отстаивают кредитную карту, другие голосуют за потребительский кредит. Так на чьей стороне правда? Устроим между этими двумя способами честный поединок

Добрые советы
Наш человек Наш человек

Гид по привычкам, заморочкам и богатой духовной жизни Мэтта Деймона, главного симпатяги Голливуда, в рассказах Джорджа Клуни, Мартина Скорсезе, Бена Аффлека и прочих титанов, знающих его как облупленного.

GQ
Надо всегда быть в авангарде Надо всегда быть в авангарде

Директор по маркетингу и продукту Jaguar Land Rover рассказала Quattroruote о ближайших планах обоих брендов, об интересных сервисных кампаниях и почему электромобилям – быть.

Quattroruote
Какая красота! Какая красота!

Печать 3D существует уже 30 лет, но лишь в последние десять этой технологии нашли широкое применение в автостроении. Первым ее преимущества понял Ford.

Quattroruote
Я знаю, что я сделал этим летом Я знаю, что я сделал этим летом

При помощи даже такого, казалось бы, пустяка, как цвет волос, можно круто изменить свое отношение к жизни.

GQ
DTM Игры по-взрослому DTM Игры по-взрослому

В августе самое время выйти из отпуска и, упаковав семейство в автомобиль, отправиться в Подмосковье – на лучшие выходные лета, под завязку заполненные экшеном, ревом моторов и искрами из-под колес

АвтоМир
Автопилот на дороге Автопилот на дороге

На рекомендованной скорости автомобиль может перемещаться без участия водителя. Пока концепты Google ездят по Маунтин-Вью со скоростью 40 км/ч, прототип Audi рулит по трассе А9 в Германии. И CHIP участвует в этой поездке.

CHIP
Папина дочка Папина дочка

Дочь Стинга, пе­ви­ца Элиот Самнер, вы­шла из тени: пе­ре­ста­ла бо­ять­ся срав­не­ний с от­цом, отыс­ка­ла свой стиль и со­би­ра­ет­ся до­ка­зать всем, что рок-му­зы­ка по‑преж­не­му спо­соб­на спа­сти мир.

Vogue
Открыть в приложении