Эпопея немецкого рейдера «Кенигсберг» времен Первой мировой

Популярная механикаИстория

Крейсер «Кенигсберг» в африканских водах: Паровой партизан

Корсары – дети времен парусного флота. Морские разбойники на государственной службе ассоциируются скорее с эпохой открытий, чем с временами промышленных держав. Однако в Первую мировую борьба на морских путях возродилась на новом техническом уровне. Одной из самых замысловатых историй стала эпопея немецкого рейдера «Кенигсберг».

Текст: Евгений Норин

Крейсер «Кенигсберг» был довольно новым легким кораблем, заложенным в декабре 1905 года, в состав флота он вошел весной 1907-го. В Европе его использовали для разнообразных представительских функций: он участвовал в смотрах, праздниках, эскортировал яхту кайзера. Однако в европейских водах корабль прослужил недолго: ему предстояло дежурить в колониях. Весной 1914 года «Кенигсберг» вышел в Восточную Африку, чтобы никогда оттуда не вернуться. Командовал им фрегаттен-капитан (капитан 2-го ранга) Макс Лооф. Этот эльзасец служил уже довольно долго, но получить опыт по-настоящему экстремальной работы ему было негде. Службу в Африке он поначалу воспринимал как отдых и даже обзавелся мощным охотничьим ружьем.

Африка в начале ХХ века была поделена между европейскими державами. Германии достался крупный район на территории нынешней Танзании со столицей в Дар-эс-Саламе. Немцев здесь было немного, но колонии имели всю необходимую инфраструктуру, к тому же соображения престижа требовали от Германии защищать свои владения. Правда, британцы могли выставить целую флотилию крейсеров Южноафриканской эскадры, намного более мощных, чем «Кенигсберг». Поэтому решение было очевидным: как только в Европе пахнуло порохом, Лоофу предписали выйти в море, прежде чем к Дар-эс-Саламу явятся британцы и запрут крейсер в гавани. Капитан загрузил корабль припасами под завязку, присоединил торговое судно «Сомали» в качестве угольщика, вышел в море… и буквально в нескольких милях от берега был перехвачен тремя британскими крейсерами. Война еще не была объявлена, никто не открывал огня, но англичане со своими 15-см орудиями маячили в летних сумерках как призраки смерти.

Первая добыча

«Кенигсберг» спасла случайность. Погода резко испортилась, и стена сплошного дождя скрыла крейсер. Лооф понял, что это его единственный шанс, и на полном ходу вырвался из ловушки прежде, чем британцы смогли его догнать.

Провал первой попытки поймать «Кенигсберг» очень обеспокоил англичан. Судоходство в Индийском океане было весьма интенсивным. Тихоходные войсковые транспорты и лишенные вооружения «купцы» серьезно рисковали, а ловить один легкий крейсер на просторах океана можно было долго. 5 августа «Кенигсберг» принял радиограмму из Дар-эс-Салама о начале войны. Уже на следующий день он встретил добычу: пароход «Сити оф Винчестер», 6600 т, следует из Индии, на борту – груз чая на немыслимую сумму в 5 млн марок. Опасения британцев начали сбываться.

Пока «Кенигсберг» входил во вкус корсарской жизни, англичане решили, что лучше осушить болото, чем вылавливать крокодилов, и явились в порт Дар-эс-Салам. Крейсер «Астрея» разгромил базу, расстрелял радиостанцию, затопил в гавани два парохода. Использовать этот порт как укрытие Лооф не мог, а главное, стало негде пополнить запасы угля. На захваченном «Винчестере» уголь был плохого качества, а запасов на «Сомали» для длительного корсарства не хватало. «Кенигсберг» обшаривал побережье, но так и не обнаружил ни одного «приза», который можно было бы обобрать. И тогда Лоофу пришла в голову блестящая идея.

Укрытие

Исследовать берега Восточной Африки начали недавно, но перед самой войной немецкие гидрографы изучили обширный участок береговой линии, и в частности устье реки Руфиджи, впадающей в Индийский океан южнее Дар-эс-Салама. Доставленные на «Кенигсберг» незадолго до выхода в море карты оказались чрезвычайно полезны. Дюжина рукавов образует дельту в 65 км шириной, глубина двух из них достаточна, чтобы крейсер мог забраться довольно далеко, а берега густо поросли джунглями. К тому же немцы знали дельту на порядок лучше англичан, так что если от германских штурманов требовалось немалое искусство, чтобы спрятаться в протоках Руфиджи, то противник при всем старании не мог за ними последовать: пробираясь через рукава ощупью, англичане только посадили бы корабли на мели и рифы. Да и найти «Кенигсберг» в дельте было задачей нетривиальной: среди подступающих вплотную к воде мангровых зарослей было трудно отыскать даже такой крупный корабль.

3 сентября «Кенигсберг» и «Сомали» с величайшей аккуратностью самым малым ходом вошли в устье Руфиджи, чем немало изумили персонал маленького таможенного поста и жителей деревушки. Лооф бросил якорь, сошел на берег и начал отдавать распоряжения. «Кенигсберг» требовалось отремонтировать после похода, а главное, нужно было взять где-нибудь уголь. Топливо вскоре нашлось – его «Кенигсбергу» смогли доставить маленьким каботажником. Ближайшие дни экипаж трудился над своим кораблем. Работы шли на чудовищной жаре. Внутренние помещения крейсера были настоящей душегубкой, вдобавок краска плавилась из-за высокой температуры и капала за шиворот; снаружи донимали москиты, в реке водились мелкие, но агрессивные хищные рыбы и крокодилы. Отдельную трудность составлял сложный режим приливов и отливов: во время прилива «Кенигсберг» мог относительно свободно маневрировать в дельте, но при отливе у корабля обнажались винты.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ускоритель на орбите Ускоритель на орбите

Кто первым выкопал томагавк пучкового оружия, точно не известно

Популярная механика
Квартира с историей Квартира с историей

Яркая квартира 86 м² в Новой Зеландии

AD
Самая древняя Русь Самая древняя Русь

Животный мир давно минувших эпох

Популярная механика
Сезам, откройся! История успеха Джека Ма Сезам, откройся! История успеха Джека Ма

Как Джек Ма стал одним из богатейших предпринимателей Китая

Forbes
Целого мира мало Целого мира мало

Человечеству грозит дефицит самых простых минеральных ресурсов

Популярная механика
Ребенок с высокой чувствительностью: 10 признаков Ребенок с высокой чувствительностью: 10 признаков

Признаки детей с высокой чувствительностью

Домашний Очаг
Метательные планеры Метательные планеры

Один из самых молодых видов авиамодельного спорта

Популярная механика
Демократия идет с востока Демократия идет с востока

Единственно верное решение власти отменить грязные выборы в Приморье

Эксперт
Дом во льдах Дом во льдах

История дрейфующих станций «Северный полюс» – это летопись подвига во имя науки

Популярная механика
Рыба с душком. В офисе «Норебо» прошли обыски Рыба с душком. В офисе «Норебо» прошли обыски

Сооснователь «Норебо» пытается отсудить у партнера треть бизнеса

Forbes
Интеллект для самолета Интеллект для самолета

Многофункциональная боевая машина следующего поколения

Популярная механика
Принцесса и горошины: одержимая художница Яёи Кусама Принцесса и горошины: одержимая художница Яёи Кусама

Яёи Кусама — королева авангардного искусства и автор запоминающихся арт-объектов

Cosmopolitan
Надежный рекордсмен Надежный рекордсмен

Сельскохозяйственные тракторы и рекорды «Ростсельмаша»

Популярная механика
Попробуй перестать на них смотреть: 9 актрис с самой большой грудью Попробуй перестать на них смотреть: 9 актрис с самой большой грудью

Признайся, тебе ведь интересно, у кого из актрис самая большая грудь?

Playboy
Живые огни Живые огни

К растительным настольным лампам и деревьям-фонарям ведет несколько путей

Популярная механика
Октябрь восемнадцатого Октябрь восемнадцатого

Русский авангард: сто и один год после революции

Forbes
У Солнца под боком У Солнца под боком

О том, какие загадки должен решить меркурианский зонд

Популярная механика
Гендерный скандал: как феминистки обиделись на теорему Гендерный скандал: как феминистки обиделись на теорему

Принято считать, что естественные науки — поле объективного знания

Forbes
Заплечных дел мастер Заплечных дел мастер

Почти бесконечный боезапас за спиной

Популярная механика
Золотые руки Золотые руки

Декоратор Анн-Софи Пайере и заказчица обожают золото и блеск

AD
Наука о прикосновениях Наука о прикосновениях

Белорусский стартап реализовал технологию передачи тактильных ощущений для VR

Популярная механика
10 правил мужской дружбы 10 правил мужской дружбы

Новый выпуск собрания мужских правил посвящен лучшим друзьям

Maxim
КВ-1 к маршу готов КВ-1 к маршу готов

Танки, участвовавшие в битве на Неве

Популярная механика
Новый взгляд на неверность: почему сейчас она ранит нас больше, чем когда-либо Новый взгляд на неверность: почему сейчас она ранит нас больше, чем когда-либо

Видео от психотерапевта Эстер Перель на тему неверности

Cosmopolitan
Конец всему Конец всему

Несколько вариантов сценария будущего для Вселенной

Популярная механика
Как Халима Аден стала первой моделью в хиджабе Как Халима Аден стала первой моделью в хиджабе

Халима Аден — о трудовых буднях, уходе за собой и отношении к социальным сетям

Vogue
Заблудился в Америке Заблудился в Америке

Дизельпанк: параллельная вселенная словенского художника Андрея Трохи

Популярная механика
Главное с презентации Apple: три новых айфона и Apple Watch Series 4 Главное с презентации Apple: три новых айфона и Apple Watch Series 4

Что нового приготовила компания Apple

Esquire
Имею скафандр, готов путешествовать Имею скафандр, готов путешествовать

Скафандров для других планет у человечества нет даже в перспективе

Популярная механика
Круто ты попал на ТВ Круто ты попал на ТВ

Михаил Богомолов рассказал Cosmo, как создаются хиты и звезды

Cosmopolitan
Открыть в приложении