Российские города в числе самых загруженных. Сколько мы теряем, стоя в пробках, выяснял «Огонек».

Огонёк

Неделя | Эпицентр

Непроезжая участь

Новый рейтинг мегаполисов мира с самыми большими пробками не порадовал: российские города в числе самых загруженных. Сколько мы теряем, стоя в заторах, выяснял «Огонек»

Материал подготовил Кирилл Журенков

Рейтинг городов мира с точки зрения транспортной ситуации, публикуемый аналитической компанией Inrix, экспертов не удивил: на первом месте по самым безнадежным пробкам — Лос-Анджелес, в прошлом году местные автомобилисты провели в дорожных заторах в среднем 104 часа. Для сравнения, в Москве, оказавшейся на втором месте, этот показатель составил 91 час, а, например, в Майами, замыкающем первую десятку,— 65 часов.

Американские города вообще в антилидерах: 11 из них вошли в список 25 мегаполисов с самым плотным дорожным движением. Отдельного рейтинга экспертов удостоились самые загруженные дороги США, среди которых лидирует скоростное шоссе Кросс-Бронкс (Нью-Йорк), где среднестатистический водитель теряет 86 часов в год. Однако наиболее интересная часть доклада посвящена другому: авторы подсчитали, во сколько обходятся автомобилистам бесконечные пробки, эти данные приводятся впервые! В докладе выделяют прямые и косвенные издержки: первые связаны со стоимостью бензина и потерями времени, вторые — с расходами различных компаний, чей транспорт простаивает в дорожных заторах (их перекладывают на плечи домохозяйств, поднимая цены). Так вот в прошлом году в совокупности американские водители не досчитались 300 млрд долларов, или по 1400 долларов на каждого,— сумма внушительная. Парадокс в том, что такие пробки — производное от стабильной экономики, роста занятости и низких цен на бензин... Но это в Америке. А у нас?

Лос-Анджелес — самый загруженный город мира, местные автомобилисты проводят в пробках в среднем 104 часа в год
Фото: Extreme-Photographer / Getty Images

«Огонек» уже пытался узнать, сколько мы теряем на дорожных заторах: своими расчетами с нами делился Дмитрий Енин, сегодня — директор Института прикладных транспортных исследований. Тогда, по его данным, один загруженный перекресток четырехполосной дороги обходился примерно в 100 млн рублей (или более 3 млн долларов) в год (см. № 5 от 11 февраля 2013 года). Однако сегодня эксперты журнала осторожны в оценках, мол, слишком много неизвестных.

— В подобных расчетах важно все, от жадности ритейлеров, закладывающих транспортные издержки в стоимость товаров, до структуры экономики, которая может поменяться буквально за несколько лет,— говорит Константин Трофименко, директор Центра исследования транспортных проблем мегаполисов НИУ ВШЭ.— Или возьмите такой показатель, как потерянное время. Обычно его считают по средней стоимости часа работы в этом конкретном городе. Но надо понимать, что в пробке люди тратят время досуга, а не работы, так что для Москвы я бы делать такие расчеты не рискнул...

Тема вообще болезненная: столичные власти уже несколько лет пытаются победить пробки, и вот их заслуги под сомнением? По счастливому совпадению, почти одновременно с рейтингом Inrix в прессе раструбили о похожем рейтинге от голландской компании TomTom, только в нем Москва оказалась всего лишь 13-й, это подсластило горькую пилюлю от американских коллег. Эксперты «Огонька», впрочем, уверены, что определенные столичные успехи и без рейтингов налицо, точнее, на дорогах.

— Давайте посчитаем,— предлагает Константин Трофименко.— По моим данным, сегодня москвичи проводят в пробках порядка 4-5 часов в сутки. Это распределяется следующим образом: около двух часов утром и три часа вечером, потому что вечерний пик обычно более продолжительный: люди ведь не сразу едут домой после работы, нужно заехать в магазин или ресторан. Так вот, насколько я помню, в 2012-м тот же показатель равнялся 6-7 часам: мы стояли в пробках 3 часа утром и почти 4 вечером,— согласитесь, прогресс очевиден. Другой вопрос, что достигнутое равновесие очень шатко и куда качнется, пока неясно.

По словам эксперта, многое зависит от градостроительной политики Москвы и Подмосковья: наращивать число многоэтажных домов, а значит, и машин, дальше просто невозможно. Важны и психологические факторы: сколько времени люди готовы тратить в пробках, каков ритм самого города, какие экономические издержки мы готовы терпеть, какова модель нашего транспортного поведения... Об этом стоит сказать отдельно: согласно теории, поначалу люди ездят лишь по основным магистралям, затем, в процессе самообучения, начинают продумывать маршрут, выбирать пути объезда. Высшая ступень — это сознательное комбинирование нескольких видов транспорта, с применением различных гаджетов. К сожалению, большинство отечественных городов сегодня все еще застыло на второй стадии, и это тоже тормозит прогресс в дорожной ситуации...

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Двадцать и одно Двадцать и одно

В Думу внесен законопроект о едином поставщике общедоступного телеконтента

РБК
Сколько нужно ходить, чтобы «активировать» ваш мозг Сколько нужно ходить, чтобы «активировать» ваш мозг

Почему нам всем нужно больше ходить?

ТехИнсайдер
Первый элемент Первый элемент

Академик Михаил Федонкин — о сформировавшихся под влиянием жизни минералах

Наука
45 в «кубе» 45 в «кубе»

За что мы любим «Гелендваген»

Автопилот
Весна приходит не одна: как бороться с аллергией на пыльцу? Весна приходит не одна: как бороться с аллергией на пыльцу?

Что важно знать о поллинозе, чтобы пережить период активного цветения растений

Maxim
Как выбрать леску для триммера: виды, отличия, рекомендации Как выбрать леску для триммера: виды, отличия, рекомендации

Какой леской лучше косить траву триммером? На что обратить внимание при выборе?

CHIP
Обычные подозревающие Обычные подозревающие

10 главных параноиков мирового кино

Weekend
Список Будисавлевич: как домохозяйка спасла из немецких концлагерей тысячи детей Список Будисавлевич: как домохозяйка спасла из немецких концлагерей тысячи детей

Как Диана Будисавлевич в годы гитлеровской оккупации спасала детей

Forbes
«Режимы движения» и их влияние на системы автомобиля «Режимы движения» и их влияние на системы автомобиля

Зачем внедорожникам нужны «режимы движения»?

4x4 Club
Самый первый iPhone. Когда вышел и каким он был Самый первый iPhone. Когда вышел и каким он был

Кто создал iPhone, как он выглядел и сколько стоил

Цифровой океан
«Претенденты» Луки Гуаданьино: как итальянец снял один из самых злых ромкомов этого года «Претенденты» Луки Гуаданьино: как итальянец снял один из самых злых ромкомов этого года

«Претенденты»: злой и хулиганский ромком от Луки Гуаданьино

Правила жизни
Чем полезен щавель и кому лучше от него отказаться Чем полезен щавель и кому лучше от него отказаться

Щавель насыщен витаминами и органическими кислотами, а потому очень полезен

РБК
Покидая Генотопию Покидая Генотопию

С тех пор каждый человек фактически живет в двух параллельных мирах...

Вокруг света
Растяжки на коже у женщин: почему они появляются и как от них избавиться Растяжки на коже у женщин: почему они появляются и как от них избавиться

Почему на коже женщин появляются растяжки и как их профилактировать?

Psychologies
«От саванны до дивана: Эволюционная история кошек» «От саванны до дивана: Эволюционная история кошек»

Почему внешность домашних кошек разнообразнее, чем у их предков

N+1
Жена Николая Еременко: «В самом начале нашего романа Коля предупредил меня, что женат» Жена Николая Еременко: «В самом начале нашего романа Коля предупредил меня, что женат»

«Я хочу дать тебе свою фамилию. Никаким женам не давал, а тебе дам»

Караван историй
Ускоряем уборку: 15 гениальных лайфхаков для вытирания пыли Ускоряем уборку: 15 гениальных лайфхаков для вытирания пыли

Как быстро убрать пыль в доме?

VOICE
Ссоры из-за денег: как и почему возникают финансовые разногласия между парой и в семье Ссоры из-за денег: как и почему возникают финансовые разногласия между парой и в семье

Основные причины финансовых разногласий в парах

Inc.
В теннисе странный счет и много сложных терминов. Рассказываем, как устроен этот вид спорта В теннисе странный счет и много сложных терминов. Рассказываем, как устроен этот вид спорта

Почему в теннисе считают 15-30-40? Ликбез от «Сноба»

СНОБ
Код: элегантность Код: элегантность

Интерьер в стиле рафинированного софт-минимализма

SALON-Interior
Почему в США все больше людей прибегает к стерилизации? Ответ напугал ученых! Почему в США все больше людей прибегает к стерилизации? Ответ напугал ученых!

Почему все больше молодых людей в США отказывается от планов иметь детей?

ТехИнсайдер
«Джеймс Уэбб» подтвердил наличие экзопланеты в протопланетном диске путем ее необнаружения «Джеймс Уэбб» подтвердил наличие экзопланеты в протопланетном диске путем ее необнаружения

Телескоп понаблюдал за спиральным протопланетным диском у звезды MWC 758

N+1
Stenosis Stenosis

Stenosis делают художники Даниил Шульгин (Shulya) и Анатолий Алексеев

Собака.ru
10 простых способов успокоиться, если вас бесят подчиненные 10 простых способов успокоиться, если вас бесят подчиненные

Что делать, если кто-то доводит вас до точки кипения одним только присутствием?

Inc.
Чтобы кости были крепкими: 10 продуктов, богатых кальцием, которые нужно добавить в рацион Чтобы кости были крепкими: 10 продуктов, богатых кальцием, которые нужно добавить в рацион

Как питание может повлиять на здоровье костей?

ТехИнсайдер
Такой непростой насморк Такой непростой насморк

Как облегчить течение аллергического ринита?

Здоровье
На связи с рынком: чем интересно размещение на бирже акций МТС Банка На связи с рынком: чем интересно размещение на бирже акций МТС Банка

Что в бизнес-модели МТС Банка несет риски и преимущества для инвесторов

Forbes
Валерия Гай Германика Валерия Гай Германика

Валерия Гай Германика: уникальная оптика в наблюдении за подростковым бунтом

Собака.ru
Послеродовая депрессия: что нужно знать близким Послеродовая депрессия: что нужно знать близким

Послеродовая депрессия это не усталость, не «минутная слабость» и не каприз

Psychologies
Мои инопланетяне! Мои инопланетяне!

Если они прилетели, природа сделала уверенный поворот к приходу весны

Наука и жизнь
Открыть в приложении