Швеция и Нидерланды: как изменилась отечественная школа подводного судостроения

Наука и техникаОбщество

Современные подводные лодки постройки Швеции и Нидерландов

Юрий Каторин

Шведские подводные лодки типа «Готланланд» в походе

Одним из основных классов кораблей шведского флота, наиболее приспособленных для боевых действий в условиях Балтийского и Северного морей, считаются подводные лодки. Они призваны решать следующие задачи: уничтожать подводные лодки и надводные корабли противника, нарушать его морские коммуникации, препятствовать проведению морских десантных операций, осуществлять активные постановки мин, вести разведку.

В 1987–1990 годах Швеция ввела в строй четыре подводные лодки типа «Вестерготланд». Лодки были названы именами ленов (округов): «Вестерготланд» («Vestergotland»), «Гальсингланд» («Halsingland»), «Седерманланд» («Sedermanland») и «Остерготланд» («Ostergotland»). Контракт на их проектирование был подписан 17 апреля 1978 года, а контракт на строительство – в декабре 1981 года. Работы выполняла фирма «Кокумс» из Мальме. Все лодки предназначены для боевых действий у побережья и хорошо приспособлены для плавания в мелководном Балтийском море. Субмарины вооружены 18 управляемыми по проводам торпедами.

Шведская подводная лодка «Седерманланд». Водоизмещение подводное – 1500 т, основные размерения: 60,5 × 6,1 × 5,6 м, скорость – 20/11 узлов, глубина погружения – 300 м, автономность – 45 суток, экипаж – 20 человек, в том числе 5 офицеров, вооружение – шесть 533-мм и три 406-мм торпедных аппарата

В 2000–2005 годах две лодки прошли радикальную модернизацию, заключавшуюся в установке новой секции, в которой находятся двигатели Стирлинга. Из-за кардинальных отличий от изначального проекта модернизированные лодки получили обозначение тип «Седерманланд». Длина лодок после модернизации увеличилась на 12 м, полное водоизмещение выросло до 1500 т. «Остерготланд» была списана в 2021 году, вторая лодка в 2024 году прошла ремонт и прослужит до 2030 года.

Двигатель Стирлинга

Две другие подводные лодки серии «Вестерготланд» и «Гальсингланд», были в 2005 году сняты с вооружения флота Швеции и проданы ВМС Сингапура. Перед передачей они также прошли переоборудование по проекту «Седерманланд». Вообще «Седерманланды» – это скорее эксперимент, чем серьезная работа.

«Седерманланд»
(«Sedermanland») 1989 г.

«Остерготланд»
(«Ostergotland») 1990 г./ списана в 2022 г.

Развитием этого довольно удачного проекта стали лодки типа «Готланд» (Gotland), производство которых начато в 1996 году.

Устройство шведской подводной лодки «Готланланд». Водоизмещение – 1490/1599 т, основные размерения: 60 × 6,2 × 5,6, скорость – 11/20 узлов, экипаж – 27 человек, вооружение – шесть 533-мм и три 406-мм торпедных аппарата
Шведская лодка «Готланланд» в лизинге в США

Правительство Швеции в марте 1990 года подписало контракт с компанией «Kockums» на производство трех субмарин класса «Готланд». Это первые серийные корабли с комбинированной воздухонезависимой двигательной установкой, использующей стирлинг-генераторы. Подводная лодка «Готланд» оснащена двумя двигателями замкнутого цикла «Стерлинг AIP» фирмы «Кокумс», мощностью по 75 кВт, которые питают электромотор (1800 л.с.) и заряжают аккумуляторные батареи без использования для этого обычных дизельных двигателей (создающих на лодках основные шумы). Поскольку двигатель Стирлинга сжигает дизельное топливо с использованием кислорода, хранящегося в сжиженном виде в резервуарах, а не взятом из атмосферы, то лодка может спокойно перемещаться под водой в течение нескольких недель без необходимости всплывать на поверхность. Причем делает это очень тихо и быстрее, чем на электромоторах, запитанных от аккумуляторов. Продукты сгорания дизельного топлива выбрасываются в кильватерную струю от движителя. Это позволяет замаскировать положение подводной лодки, поскольку большие пузыри выбрасываемого газа в кильватерной струе разбиваются на множество мелких пузырьков, плохо заметных на поверхности воды. Воздухонезависимая ЭУ обеспечивает подводное плавание лодки в условиях практически абсолютной скрытности, а два дизеля MTU мощностью по 1300 л.с. работают (под шноркелем) только на входе или выходе ПЛ из базы в море.

Конструкция лодки необычна – прочный корпус разделен двойной равнопрочной плоской перегородкой на две палубы. На верхнем уровне располагаются: центральный пост, камбуз с двумя кают-компаниями (на шесть человек каждая), жилые помещения и главное машинное отделение. Экипаж размещается в двух- и четырехместных каютах (командир, старший механик и кок занимают отдельные каюты). Компоновка нижней палубы включает носовой торпедный и аккумуляторный отсеки, а также вспомогательное машинное отделение. Здесь также размещены рефрижераторные емкости с жидким кислородом (LOX), который служит для оксидирования топлива (керосина) двигателей «Стирлинг». «Готланд» впервые в мире оснащен автоматизированной системой боевого управления (АСБУ), подключенной к всемирной системе Интернет. АСБУ позволят полностью обеспечить все режимы плавания и следить одновременно за 95 целями. Такая степень автоматизации позволила уменьшить экипаж до 27 человек, из них 5 офицеров.

Вполне заслуженно субмарина отнесена к лодкам 4-го поколения*. Несмотря на высокую цену, на нее поступили многочисленные заказы из-за рубежа. Однако массовое строительство лодок невозможно из-за ограниченных возможностей верфей (не технических – тут шведы на наивысшем мировом уроне, а производственных).

* В 2005–2007 годах подводная лодка «Готланд» с экипажем была сдана в лизинг США для использования на учениях в качестве подводного противника. Шведские моряки наглядно показали своим американским коллегам, насколько сложна оборона от практически бесшумных современных неатомных субмарин.

Для 533-мм торпедных аппаратов на вооружении субмарины находятся тяжелые противокорабельные торпеды «Bofors Underwater Systems» Type 613, несущие боеголовку массой 240 кг и поражающие цель на расстоянии до 20 км, для 406-мм торпедных аппаратов – легкие противолодочные торпеды «Bofors Underwater Systems» Type 43. Всего планировалось построить пять субмарин данного типа, но по финансовым причинам серия ограничилась тремя лодками. По предварительным данным, к 2018 году все подлодки класса «Gotland» пройдут модернизацию с использованием наработок проекта A26. В настоящее время подводный флот скандинавской страны насчитывает пять подлодок: три – класса «Gotland» и две – класса «Sodermanland».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Мифы фондового рынка Мифы фондового рынка

Пять распространенных заблуждений частного инвестора

Forbes
На кроманьонской стоянке в Кракове насчитали остатки как минимум 113 мамонтов На кроманьонской стоянке в Кракове насчитали остатки как минимум 113 мамонтов

Ученые проанализировали останки животных из граветтийского Краков-Спадзиста

N+1
3,5 тонны роскоши 3,5 тонны роскоши

Китайский внедорожник TANK 700 очень большой, очень тихий и очень мощный

ТехИнсайдер
Ох уж эти детки Ох уж эти детки

Звездные мамы и папы рассказали, чему научились у своих детей

Grazia
Искусство момента и вечности Искусство момента и вечности

Книги об истории и философии искусства, о вдохновленных и вдохновлявшем

Weekend
Мост в небесах Мост в небесах

Некоторые современные мосты сооружают только для того, чтобы заинтриговать

Знание – сила
В будущем зубы можно будет «лечить» волосами В будущем зубы можно будет «лечить» волосами

Есть ли способ восстанавливать поврежденные зубы?

ТехИнсайдер
Гарт Штапаков Гарт Штапаков

Что волнует непо-бейби петербургской арт-сцены Гарта Штапакова

Собака.ru
Ученые выяснили, что большинство травоядных животных ест не только траву Ученые выяснили, что большинство травоядных животных ест не только траву

Традиционная классификация травоядных не отражает реальную картину их рационов

ТехИнсайдер
ИИ-система создает модели для сборки из кирпичиков Лего ИИ-система создает модели для сборки из кирпичиков Лего

Как создали AI-систему, которая может по промпту собирать физические объекты

ТехИнсайдер
Запpетный лот сладок Запpетный лот сладок

Мир большого коллекционирования — это поле азарта и страсти

СНОБ
Музыка — не в нотах Музыка — не в нотах

Что мы потеряли в музыке за последние сто лет, педантично следуя нотам?

СНОБ
Великий Бату Великий Бату

Внук величайшего Чингисхана, завоеватель Руси, гроза китайских крепостей

Дилетант
«Близнецовое пламя»: что это такое, чем оно отличается от родственных душ и кармических партнеров «Близнецовое пламя»: что это такое, чем оно отличается от родственных душ и кармических партнеров

С чем путают «близнецовое пламя» и что в этих подходах противоречит

VOICE
Американец начал употреблять бром по совету ChatGPT и заработал психоз Американец начал употреблять бром по совету ChatGPT и заработал психоз

Мужчина заработал психоз после совета ChatGPT

N+1
4 книги, которые советует прочитать лидер книжного клуба Skolkovo Alumni Андрей Мигель 4 книги, которые советует прочитать лидер книжного клуба Skolkovo Alumni Андрей Мигель

Бизнес-литература, на которую стоит обратить внимание

Inc.
Как запустить свое производство Как запустить свое производство

Как оформить и запустить свое производство с нуля и на что обратить внимание

Inc.
Пора в дорогу, старина: 7 книг, которые помогут настроиться на путешествие Пора в дорогу, старина: 7 книг, которые помогут настроиться на путешествие

Подборка книг о разных городах, заповедных местах и самой сути туризма

Правила жизни
Уязвимое место: почему колени так часто травмируются Уязвимое место: почему колени так часто травмируются

Почему колени — такое болезненное и уязвимое место в теле человека?

ТехИнсайдер
Сусанна Георгиевская Сусанна Георгиевская

Сусанна Георгиевская была писателем редкой силы и редкой судьбы

Дилетант
Культура всегда со страной Культура всегда со страной

Разговор с директором Эрмитажа о роли, которую играют сейчас музеи

Знание – сила
Собрать всех друзей: хип-хоп-исполнитель Кассета о новом альбоме «Ателье» Собрать всех друзей: хип-хоп-исполнитель Кассета о новом альбоме «Ателье»

Музыкант Кассета — о специфике работы с другими испольнителями

Forbes
Что о вас говорит ваше любимое спортивное упражнение? Что о вас говорит ваше любимое спортивное упражнение?

Наши любимые упражнения могут зависеть от типа нашей личности!

ТехИнсайдер
Американские горки Американские горки

Группа БКС возобновила торги американскими бумагами через свой инвестбанк

Ведомости
Непотопляемый Непотопляемый

Амфибии Amphicar, выпущенные более 60 лет назад, до сих пор в строю

ТехИнсайдер
Почему понедельник – самый опасный день недели? Дело не только в работе Почему понедельник – самый опасный день недели? Дело не только в работе

Статистика неумолима: именно на понедельник приходится пик сердечных приступов

Inc.
Терраса с видом на море Терраса с видом на море

Как выглядит Majesty 112 Terrace, продолжающая концепцию яхт Majesty

Y Magazine
Продажи в офлайне: 8 приемов коммуникации с клиентом Продажи в офлайне: 8 приемов коммуникации с клиентом

Gростые техники продаж, которые помогают вести доверительный диалог

Inc.
Палеобиологи прочитали протеом жившего больше 20 миллионов лет назад носорога Палеобиологи прочитали протеом жившего больше 20 миллионов лет назад носорога

Ученые выделили фрагменты древних белков из зубной эмали миоценового носорога

N+1
Что будет с организмом, если спать по 4 часа в сутки: эксперимент, который точно не стоит повторять Что будет с организмом, если спать по 4 часа в сутки: эксперимент, который точно не стоит повторять

Чем чревато пренебрежение здоровым сном?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении