Андрей Стыскин из «Яндекса» — о технологиях и голосовом поиске

РБКHi-Tech

«Инженеры не любят копировать»

О технологиях, которые помогут пользователям искать информацию в интернете, в каких случаях сейчас используют голосовой поиск и при каких условиях «Яндекс» готов платить СМИ за контент — Андрей Стыскин в интервью РБК

Анна Балашова

756258380007372.jpg
Андрей Стыскин (Фото: Владислав Шатило / РБК)

«Яндекс» был основан в 2000 году как сервис для поиска в интернете. И до сих пор поиск — одно из важнейших направлений бизнеса компании, на рекламе в поиске и других сервисах интернет-холдинг зарабатывает 49% выручки, или 39,5 млрд руб., по итогам первого квартала 2021 года (последние доступные данные). Россия остается одной из немногих стран в мире, где лидером на рынке поиска является не мировой монополист Google, а национальная компания. По данным «Яндекс.Радар», сейчас доля «Яндекса» на рынке поиска в России составляет 58,8%, а Google — 39,4%. Однако в 2015–2016 годах российская компания теряла долю: на мобильных устройствах, которые стремительно набирали популярность, по умолчанию использовался поисковик Google, так как компания является владельцем операционной системы Android. Исправить ситуацию удалось только после того, как Федеральная антимонопольная служба (ФАС) обязала Google не препятствовать установке на смартфоны альтернативных поисковых приложений. Дело было возбуждено по жалобе «Яндекса».

Теперь сам «Яндекс» является объектом расследования ФАС. В августе 2020 года ivi, Avito, ЦИАН, Profi.ru, «Туту.ру» и другие игроки российского интернет-рынка пожаловались на компанию из-за использования так называемых колдунщиков — интерактивных виджетов, всплывающих на странице результатов поиска после рекламы. В феврале этого года ФАС вынесла «Яндексу» предупреждение и потребовала до 1 апреля устранить нарушение. Этого не произошло, и ФАС возбудила дело против «Яндекса», его рассмотрение должно состояться в июле.

Параллельно в отдельных странах звучат предложения обязать цифровые платформы платить СМИ за контент. О жалобе в ФАС, конкуренции с Google и о том, что компания намерена добровольно делиться со СМИ частью выручки, в интервью РБК рассказал Андрей Стыскин, директор бизнес-группы поиска, рекламных и облачных сервисов «Яндекса», в зону ответственности которого входят все поисковые продукты и технологии компании, реклама в поиске, голосовой помощник «Алиса», геосервисы, сервисы «Погода», «Новости», «Путешествия» и др.

Про спор вокруг «колдунщиков»

После того как ФАС возбудила дело против «Яндекса», компания опубликовала принципы, согласно которым сторонние сервисы могут получить представление в поиске с помощью обогащенных, то есть расширенных, ответов. Для этого им нужно предоставить большой объем данных «Яндексу», а также поддерживать на своих ресурсах авторизацию и оплату через инструменты интернет-компании. Пожаловавшимся в ФАС компаниям такие условия не понравились.

По словам Андрея Стыскина, несмотря на сомнения со стороны ряда бизнесов, сейчас «Яндекс» ведет переговоры об интеграции в соответствии с опубликованными принципами более чем с 40 крупными и небольшими компаниями (какими конкретно, он не называет).

— Все без исключения поиски в мире, в том числе в США, Китае, Корее, используют обогащенные ответы, для того чтобы улучшать пользовательский опыт. Это не вчера придуманная вещь. «Яндекс» развивает такие ответы больше десяти лет, у нас больше десятка видов публично доступных обогащенных ответов. Для миллионов сайтов мы обогащаем выдачу автоматически, например для сайтов СМИ, а больше 30 тыс. интернет-магазинов на безвозмездной основе самостоятельно предоставляют данные для обогащения выдачи. Заявители [жалобы в ФАС] хотят получить больше внимания и трафика, но внимание пользователя небесконечно. Задача «Яндекса» — найти правильный баланс и помочь решить вопрос пользователя наилучшим образом. Поэтому важно затачивать интеграции с партнерами под каждый сценарий, что требует дополнительной разработки. Иначе получается, как в оригинальной «Золушке» братьев Гримм: лучше отрубить пальцы сестрам, лишь бы влезть в туфельку. А нам важно найти именно правильную Золушку под правильный размер туфли.

Свою ключевую задачу в качестве поисковика компания видит в том, чтобы «создать максимально универсальный поиск, который ищет объекты во всех доступных источниках», говорит Стыскин. Например, если человек захочет посмотреть французскую комедию, ему не нужно будет искать ее отдельно в каждом онлайн-кинотеатре или «Афише». Достаточно будет забить вопрос в поиске «Яндекса», чтобы увидеть в одном блоке фильмы из коллекции «Кинопоиска», Okko и других онлайн-кинотеатров, а также те, что идут в кино. Интеграция в такие универсальные ответы бесплатная. Стыскин рассчитывает, что благодаря публикации принципов компания сможет интегрировать большее количество партнеров.

756258380351480.jpg
Андрей Стыскин. (Владислав Шатило / РБК)

Он напомнил, что «Яндекс» уже давно разрабатывал и предлагал партнерам более заметное представление в поисковой выдаче. В 2013 году компания представила такие форматы в рамках проекта «Острова», но тогда они не пользовались большим спросом, потому что интеграция требовала технических усилий со стороны партнеров, к которым рынок не был готов. «В 2021 году общий уровень технологий, доступных участникам рынка, гораздо выше, чем в 2013-м, а мы со своей стороны пытаемся в каждом следующем поколении своего предложения упростить порог входа в интеграцию с поиском», — отметил Стыскин.

— Когда мы опубликовали свои принципы, представители рынка, в том числе коалиции [компаний, пожаловавшихся в ФАС], спросили, зачем нам столько информации. Мы объясняем, что без этих данных не получится сделать полезный людям обогащенный ответ. Например, чтобы искать по сайтам, через которые продаются автомобили, мало иметь только фото и пробег машины. Необходимо знать, как люди взаимодействовали с конкретным объявлением в прошлом, на что кликали. Тогда мы не будем предлагать человеку, который ищет семейный автомобиль, модели стоимостью на порядок выше.

Пилот с HeadHunter

По словам Андрея Стыскина, «Яндекс» делает пилот с HeadHunter, в рамках которого последний отдает feed (поток контента, который автоматически подгружается блоками. — РБК). «База объявлений о работе достаточно быстро обновляется, важно не ждать, пока поисковый робот обойдет по ссылкам в интернете всю информацию, а получить актуальную информацию непосредственно от HeadHunter. Без данных о кликах и других действиях пользователей мы не понимали, решил человек задачу или нет. Мы видели ухудшение пользовательских показателей, так как люди возвращались и снова задавали уточняющие вопросы. Когда стали использовать данные «Яндекс.Метрика», при переходе из обогащенного ответа в среднем на 20% вырос показатель полезных действий соискателей на сайте — регистраций или откликов на вакансию. Это произошло потому, что мы поняли, какие работодатели интересны человеку, и начали показывать их вакансии. В итоге люди быстрее находят работу, а сайт получает нужную аудиторию», — пояснил Стыскин.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Блеск и нищета Блеск и нищета

Что мы делаем с деньгами, а они с нами?

Psychologies
От Гоши из «Москва слезам не верит» до Наумова из «Красных линий»: как менялся образ мужчины в российском кино От Гоши из «Москва слезам не верит» до Наумова из «Красных линий»: как менялся образ мужчины в российском кино

Как образ мужчины в российском кино отражал динамику общественных событий?

Maxim
Для кого звонит рассветный колокол новой деревни? Для кого звонит рассветный колокол новой деревни?

Факторы эффективности проектов развития территорий на примере движения Сэмаыль

Позитивные изменения
Позолоти перчатку: как зарабатывает и на что тратит состояние Тайсон Фьюри Позолоти перчатку: как зарабатывает и на что тратит состояние Тайсон Фьюри

Forbes Sport рассказывает о сумасшедших заработках Тайсона и его инвестициях

Forbes
Ты лучший: можно ли завести роман с близким другом? Ты лучший: можно ли завести роман с близким другом?

Стоит ли вступать в отношения с близким другом? Расцениваем все риски

VOICE
На полюс из стратосферы На полюс из стратосферы

Каково это — десантироваться с парашютом на Северный полюс с высоты 10,5 км?

ТехИнсайдер
Горячие головы Горячие головы

Как позаботиться о прическе с приходом теплого времени года

Лиза
Важный нюанс, из-за которого у вас плохо получаются снимки с зумом Важный нюанс, из-за которого у вас плохо получаются снимки с зумом

Съемка с оптическим увеличением только на первый взгляд кажется простой

CHIP
Загадка «ангарского цветка» Загадка «ангарского цветка»

Ученые находят растения, которые относят к цветковым, в слоях юрского периода

Наука и Техника
Всё что вам нужно знать об обновлённом Skoda Kodiaq Всё что вам нужно знать об обновлённом Skoda Kodiaq

Что изменилось в новом поколении Skoda Kodiaq?

4x4 Club
Транзитный пассажир Транзитный пассажир

Актер Сергей Горошко перевоплощается легко и очень элегантно

OK!
Как по нотам Как по нотам

Никола Мельников об источниках вдохновения и подходе к пониманию искусства

Men Today
Бегущая с волками. Какой получилась «Фуриоса: Хроники Безумного Макса»? Бегущая с волками. Какой получилась «Фуриоса: Хроники Безумного Макса»?

Несмотря на 2,5 часа хронометража, «Фуриоса» справляется с экспозицией за минуту

Правила жизни
Петербург будущего Петербург будущего

Владимир Ильич Травуш проектировал самые высокие здания современной России

Собака.ru
Главный винодел России Леонид Попович: В СССР делали премиальное вино Главный винодел России Леонид Попович: В СССР делали премиальное вино

Как жили виноделы в годы горбачевской антиалкогольной кампании

СНОБ
Дядя честных правил Дядя честных правил

«Дядя Леша»: Юрий Деточкин нового времени

Weekend
Банкократия Банкократия

Как получилось, что банки растут в разы быстрее, чем вся остальная экономика

Монокль
«Как живые: Двуногие змеи, акулы-зомби и другие исчезнувшие животные» «Как живые: Двуногие змеи, акулы-зомби и другие исчезнувшие животные»

Какой была переходная форма от рыбы к четвероногому

N+1
Как определить забитый катализатор не снимая его. Признаки Как определить забитый катализатор не снимая его. Признаки

Все о проверке катализатора: признаки неисправности и способы ремонта

РБК
Как перестать тратить и начать зарабатывать: 3 совета Михаила Лабковского Как перестать тратить и начать зарабатывать: 3 совета Михаила Лабковского

Деньги — цель или средство? Источник удовольствия или тяжкое бремя?

Psychologies
Узнайте правила мафиози! «Омерта»: кодекс молчания, которым пользуется мафия Италии Узнайте правила мафиози! «Омерта»: кодекс молчания, которым пользуется мафия Италии

Что такое «омерта»? Почему её так отчаянно эксплуатирует мафия?

ТехИнсайдер
Куратор выставки в «Доме на Хлебном» Геолина Моргулис — о Фрейде и гибридной галерее Куратор выставки в «Доме на Хлебном» Геолина Моргулис — о Фрейде и гибридной галерее

Геолина Моргулис: как перекликаются философия и искусство

СНОБ
Стоит ли увидеть новое кино Гая Ричи «Министерство неджентльменских дел». Честная рецензия MAXIM Стоит ли увидеть новое кино Гая Ричи «Министерство неджентльменских дел». Честная рецензия MAXIM

Ричи решил снять своих «Бесславных ублюдков», что у него из этого получилось?

Maxim
101 совет от «цифрового пророка» Кевина Келли 101 совет от «цифрового пророка» Кевина Келли

«Когда вы правы, вы ничему не учитесь»

Reminder
Дэдпул, Росомаха и другие мутанты: 13 фильмов о Людях Икс от худшего к лучшему Дэдпул, Росомаха и другие мутанты: 13 фильмов о Людях Икс от худшего к лучшему

Вспоминаем фильмы о Людях Икс и выбираем лучший из них

Правила жизни
Жизнь после измены: как восстановить доверие Жизнь после измены: как восстановить доверие

Как можно восстановить доверие после того, как партнер изменил

Psychologies
Ребёнок здесь я Ребёнок здесь я

Взрослые дети, инфантильные родители

Новый очаг
«Я люблю свою работу» «Я люблю свою работу»

Факторы корпоративного благополучия в НКО и гипотезы о роли оценки

Позитивные изменения
Сера преткновения Сера преткновения

Каким радикальным способом разрубили норильский экологический узел

Монокль
С видом на простор С видом на простор

Смотреть мир — только на машине!

Новый очаг
Открыть в приложении