Борьба с эпидемией выведет отечественных производителей на новые уровни продаж

ЭкспертБизнес

Вирус возбуждает промышленность

Борьба с эпидемией выведет отечественных производителей продукции, препятствующей распространению болезни и способствующей излечению от нее, на невиданные ранее уровни продаж и развития

Сергей Куликов

Фото: Антон Новодережкин/ТАСС

Из битвы с коронавирусом ряд отечественных компаний может выйти победителем — отдельные сектора получат шанс обрести второе дыхание и возможность резко нарастить и даже модернизировать производство. Свою роль может сыграть государство, предлагающее поддержку производителям, задействованным в борьбе с вирусом. Власти заявили о запуске противоэпидемической программы, нацеленной на финансирование тех, кто готов выпускать оборудование и продукцию для выявления, профилактики и лечения эпидемических заболеваний, а также производящих средства индивидуальной защиты, лекарственные средства и медицинские изделия.

«Фондом развития промышленности специально открыта отдельная программа, на реализацию которой правительство выделило десять миллиардов рублей, — сообщили “Эксперту” в Минпромторге. — Льготные займы будут предоставляться для пополнения оборотных средств для наращивания объемов производства». При этом условия для заемщиков беспрецедентно мягкие. В частности, для получения займа по этой программе софинансирование со стороны заявителя не требуется. Компании, готовые принять участие в программе, смогут взять взаймы у государства от пятидесяти миллионов до полумиллиарда рублей. Под один процент годовых, на срок до двух лет. «Предприятия могут использовать льготный заем на приобретение необходимого оборудования, сырья, материалов и комплектующих, а также критически важной готовой зарубежной продукции», — уточняют в ведомстве. При этом в первый год пользования займом будет действовать льготный период, когда заемщик освобожден от уплаты основного долга. Подать заявку можно через личный электронный кабинет, а их рассмотрение обещают проводить в ускоренном режиме. В самом фонде пока не комментируют ситуацию с подачей заявок от компаний, которые могли бы принять участие в программе.

Кому не страшен вирус

По мнению аналитиков, нынешняя ситуация благоприятно скажется на показателях отечественных производителей защитных масок, средств для дезинфекции, медицинской и сопутствующей техники. А с учетом курса доллара появится дополнительный стимул к импортозамещению там, где сегодня еще есть необходимость в зарубежных поставках.

«Очевидно, что нынешняя эпидемия вызовет спрос, за которым последует рост производства товаров, связанных с гигиеной: санитайзеров, средств индивидуальной защиты и так далее, — считает старший вице-президент по инновациям фонда “Сколково” Кирилл Каем. — Будет бум на лекарства — неспецифическую терапию, поскольку специфической пока не существует. Быстро вырастет сектор hardware- и software-услуг, связанных с возможностью удаленной работы и позволяющих дистанцироваться от потенциального источника опасности». По его словам, прогнозировался колоссальный спрос на развлечения, но пока люди больше покупают образовательные услуги. Расцветет индустрия доставки, а с ней и все, что этому сектору требуется.

«Очевидно, что производители отдельных категорий медицинских препаратов и оборудования, средств индивидуальной защиты, средств дезинфекции уже сейчас не справляются с возросшими заказами и с учетом прогнозов длительности эпидемии коронавируса имеют и время, и финансы на развитие, — продолжает завкафедрой предпринимательства и логистики РЭУ им. Г .В. Плеханова Дмитрий Завьялов. — В выигрыше будут также производители средств гигиены и хозяйственных товаров».

По мнению главы Русско-Азиатского союза промышленников и предпринимателей Виталия Манкевича, нынешняя пандемия — первая, которая вызвала серьезный дисбаланс во всех отраслях промышленности, но не последняя. Вероятнее всего, вспышки подобных заболеваний будут появляться все чаще, поэтому будет расширяться фармацевтический рынок и рынок биотехнологий. «В данный момент российский рынок фармацевтической промышленности нельзя назвать достаточно развитым, россияне часто испытывают недоверие к местным лекарствам и предпочитают, скажем, покупать тот же ибупрофен немецкого производства, — напоминает он. — Поэтому следует развивать медицинский рынок как интенсивно, так и экстенсивно. В “мирное” время эти компании смогут производить лекарства, которые актуальны всегда: ибупрофен, активированный уголь, парацетамол, корвалол, нитроглицерин, а во время очередной “биологической войны” переходить на производство более серьезных препаратов узкого спектра действия». При этом фармацевтический рынок, по мнению Виталия Манкевича, неизбежно вызовет расширение производства сопутствующих изделий. Например, одноразовых шприцев, катетеров, одноразовых пробирок, иголок для забора крови, бинтов и т. д.

Установка тепловизора на входе в офис позволяет ограничить доступ заболевших сотрудников. Фото: предоставлено ГК «Ростех»

Воздушная защита

Одно из самых перспективных направлений — производство систем очистки и обеззараживания воздуха. Так считают эксперты, это подтверждают и производители, отмечающие резкий рост спроса на свою продукцию.

Мирослав Поточны, генеральный директор группы компаний Tion (новосибирский разработчик и производитель приборов и систем для очистки и обеззараживания воздуха в помещениях), рассказывает, что продажи компании начали существенно расти уже в январе и феврале. Правда, в абсолютных цифрах показатели он предпочитает не раскрывать. «В марте спрос в некоторых сегментах начал расти по экспоненте, — уточняет он. — Произошел двукратный рост продаж бризеров Tion относительно февраля». Напомним, бризеры — это приборы для очистки воздуха и проветривания помещений при закрытых окнах, которые, как правило, покупают домой или в небольшие офисы.

По словам Мирослава Поточны, спрос на рециркуляторы-обеззараживатели сейчас настолько высок, что за первые две недели марта в компании были распроданы все запасы, которые должны были обеспечивать продажи до конца мая. При этом количество запросов продолжает расти. «Объем заказанных рециркуляторов сейчас в двадцать раз превышает среднемесячные продажи, — признается глава компании. — Мы не готовились к такому росту, поэтому сейчас вынуждены заключать договоры на отложенные поставки». Кроме того, спрос в два раза выше среднемесячного отмечен на ламинарные потолки, которые используются в операционных, и на канальные очистители воздуха.

На вопрос, как и за счет каких решений компания собирается справиться с растущим спросом, Мирослав Поточны приводит сразу несколько вариантов. Во-первых, здесь нанимают на временную работу в дополнительную смену: «Будем работать в режиме 24/7». По его словам, схема проверенная, потому что в Tion уже не впервые пользуются этим инструментом. «Это отработанная технология, так как ежегодно во втором полугодии завершается большое число тендеров и бывает необходимо произвести в несколько раз больше продукции, чем в стандартный месяц», — поясняет он. Во-вторых, рассматривается вариант расширения производства, причем существенного — в три–пять раз. Такая задача была в планах на 2021 год, но, как показала нынешняя ситуация, имеет смысл принять это решение раньше. Впрочем, реализовать эти планы сложно. Потребуется немало времени, поскольку необходимо будет не только лицензировать новую площадку для производства медицинской техники, но и заказать индивидуальное производство новой партии станков, которые разработаны инженерами самой компании.

С валом заказов столкнулись и производители традиционных средств защиты и профилактики. Как пояснили в пресс-службе «Ростеха», сегодня предприятия, входящие в госкорпорацию, наращивают производство медицинской продукции, необходимой для борьбы с распространением коронавируса. «Мы готовы поставлять обеззараживатели воздуха, инновационные противомикробные маски, тепловизоры, инфракрасные термометры, аппараты искусственной вентиляции легких (ИВЛ) и другую продукцию в необходимых объемах, — сообщили в “Ростехе”. — С учетом наших компетенций правительство приняло решение назначить “Ростех” единственным поставщиком по целому списку медицинского оборудования».

При этом в госкорпорации уверены, что смогут удовлетворить существующий спрос — производственных мощностей предприятий вполне достаточно. «Например, Уральский приборостроительный завод готов в короткие сроки нарастить мощности по производству аппаратов ИВЛ десятикратно — с трехсот до трех тысяч приборов в месяц, — пояснили в “Ростехе”. — Масштаб корпорации — а мы объединяем свыше восьмисот предприятий по всей стране — дает широкие возможности для распределения заказов и кооперации».

Причем риска для производителя в увеличении производства нет — госзаказ будет гарантированно оплачен. Из резервного фонда правительства будет выделено 7,5 млрд рублей на закупку аппаратов ИВЛ и аппаратов экстракорпоральной мембранной оксигенации. На остальные изделия — тепловизоры, бесконтактные термометры и установки по обеззараживанию воздуха — будет выделено пять миллиардов рублей. На поддержку медицинской и фармацевтической промышленности в общей сложности будет направлено более 23 млрд рублей. «Речь идет и о тех медицинских изделиях и оборудовании, которые сейчас пользуются повышенным спросом, — пояснил премьер-министр Михаил Мишустин. — Мы также поддержим предприятия, чтоб они могли увеличить производство и выпуск такой продукции».

Как сообщили в Минпромторге, уже к середине апреля в России объем производства одноразовых масок будет доведен до пяти миллионов штук в сутки. Причем заказами обеспечат не только традиционных производителей этой продукции, но и временно переориентируют на ее выпуск некоторые трикотажные фабрики и другие предприятия легкой промышленности. В середине марта было дополнительно запущено производство масок из гостированной российской марли. Объем ее производства сейчас наращивается до 30 млн погонных метров в месяц. Что касается дезинфекторов, то, как отметили в ведомстве, производители уже вышли на объемы три миллиона устройств для дезинфекции рук и 350 млн литров жидкостей для дезинфекции помещений и обработки зданий. Производство средств для дезинфекции дополнительно увеличено в три раза. Сегодня работает ряд предприятий по всей стране, на базе которых производят антисептические и дезинфицирующие средства. Потребность в этих средствах быстро растет. Например, только в тоннелях московского метро за сутки распыляют более 90 тонн обеззараживающего состава.

Помимо наращивания производства на имеющихся у производителей дезинфекционных средств мощностях компании смежных профилей, в том числе производители парфюмерно-косметической продукции, выразили готовность производить кожные антисептики. Например, компания Faberlic готова переориентировать часть производственных мощностей для выпуска средств дезинфекции и гигиены в объеме полтора миллиона штук в неделю и шесть миллионов в месяц. О заинтересованности в организации выпуска кожных антисептиков сообщили и другие парфюмерно-косметические производители.

«Как производитель дезинфицирующих средств, мы можем оперативно увеличить производственные мощности за счет существующих ресурсов (увеличение числа смен, расширение производственных участков и так далее) при условии обеспечения сырьем и упаковкой», — заверила руководитель отдела маркетинга ГК «Технология чистоты» (резидент Сколково) Елена Соловьева. Кроме того, растет уверенность в том, что вырастут темпы реализации собственного проекта компании — производство разработанного здесь антимикробного препарата «Криодез-Нео» на основе органических кислот с программируемым временем действия.

«Очевидно, что будет развиваться производство антисептических (антивирусных) средств защиты и импортозамещающих товаров народного потребления», — отметила Надежда Кузнецова, генеральный директор компании «Лаборатория Био Зет» (разработчик препарата обработки поверхностей для снижения развития патогенной микрофлоры, включая различные вирусы резидент Сколково). При этом особое внимание, по ее словам, нужно обратить на повышение эффективности уже существующих средств защиты. Например, срок работы антивирусных масок необходимо увеличивать с нынешних двух часов до восьми.

Вирус нужно знать в лицо

Как отмечает Валерий Манкевич, сейчас в тренде оказалось такое словосочетание, как «эпидемиологическое расследование», где используются высокие технологии с распознаванием лиц и походки. Обычно эти технологии применяются для контроля и фиксации разного рода нарушений и нарушителей. Но в нынешней ситуации их можно было бы доработать и научить отслеживать лиц, находящихся на карантине, чтобы предотвратить распространение эпидемии, а также выявлять цепочки контактов зараженных лиц с тем, чтобы предотвращать распространение болезни. И это очень перспективное направление бизнеса. «Сейчас такие нововведения есть только в Москве, но у предпринимателей и разработчиков есть высокие шансы зайти на региональный рынок, — говорит Валерий Манкевич. — Наш союз для этих целей создал на своей базе Центр научно-технического и инновационного сотрудничества, который позволит обмениваться технологиями со странами Азии и находить инвестиции под жизненно необходимые высокотехнологичные проекты».

Между тем примеры реализации конкретных проектов в этой сфере уже есть. И к российским разработкам особенно внимательно относятся в Китае, что и понятно, если вспомнить происхождение большинства эпидемий последнего времени.

«По запросу зарубежного контрагента из азиатского региона мы проработали создание пилотного продукта и уже получили расчет от китайских производителей на производство серии видеокамер со встроенным пирометром. Этот прибор дистанционно определяет с высокой точностью температуру тела человека и делает фотофиксацию, пересылая данные на почтовый ящик, мессенджер и так далее, — пояснил “Эксперту” Илья Шуравин, управляющий партнер компании Rusland SP. — Разработанный нами ранее софт позволяет распознавать лицо посетителя и сравнивать его с ранее занесенными в базу лицами посетителей». Разработчиком программного обеспечения является российская компания Spy.space. Стартап был профинансирован на деньги частных инвесторов — акционеров компании Rusland SP. На данный момент, как сообщили в компании, зарегистрировано юридическое лицо, а часть разработчиков уже переведена из Санкт-Петербурга в Иннополис (Татарстан). По словам Ильи Шуравина, софт интегрируется со всеми современными видеоустройствами, соответствующими базовым техническим требованиям. Он легко совмещается с популярными устройствами СКУД (системы контроля и управления доступом), а также обладает широкими возможностями по видеоаналитике для целей ритейла, сегментов HoReCa (отели, рестораны, кафе) и т. д.

Этот продукт, интегрированный в СКУД, позволяет не допускать в здание человека с повышенной температурой (при наличии турникета) и (или) уведомлять фотофиксацией об этом факте получателя, указанного в протоколе.

Подобные устройства могут быть внедрены в любые учреждения и бизнес-центры как на проходных, так и на входе на отдельные этажи. В городских программах видеоаналитики они пока не используются, но, как уверяют производители, обладают всеми техническими возможностями по интеграции в соответствующие городские программы.

Себестоимость этого гаджета при заказе всех комплектующих в Китае до процедуры растаможивания составит менее тысячи долларов (зависит от объема партии). Впрочем, эта сумма не учитывает затрат на интеграцию и общие затраты на сервисную поддержку проекта. Стоимость интеграции в СКУД зависит от технических возможностей и в зависимости от дополнительных требований (блокировка прохода, проход с отправкой уведомления специалисту по охране и т. д.) может составить до 120 тыс. рублей за систему на одно здание. Стоимость сложного монтажа не превысит десяти тысяч рублей на устройство (на крупных типовых объектах он обойдется дешевле). «На первом этапе мы предполагаем сбыт собранных по нашему техническому заданию устройств с наценкой порядка двадцать–тридцать процентов под заказ, — поясняет Илья Шуравин. — Эту систему сложно будет отнести к медицинскому оборудованию, несмотря на ее прямую пользу для здравоохранения, поэтому в структуре цены будет НДС». На втором этапе планируется перевод в Россию производства пирометров и корпусов с использованием локальных поставщиков (импортной планируется оставить только оптику), снизив себестоимость производства примерно в полтора раза (в том числе за счет увеличения объема партий). «Сейчас мы начинаем первые переговоры с российскими производителями пирометров, — говорит Илья Шуравин. — Целесообразность реализации и дальнейших доработок подобного продукта под российских поставщиков комплектующих напрямую зависит от заинтересованности крупного инвестора либо государственного заказчика». При этом видеообработка лиц может осуществляться как в облаке, так и на серверах заказчика или на компьютерном устройстве во внутреннем периметре. А это позволяет использовать такую систему после сертификации даже на режимных объектах.

Входящий в КРЭТ Уральский приборостроительный завод готов увеличить производство аппаратов ИВЛ в десять раз — до 3000 штук в месяц. Предоставлено ГК «Ростех»

Запас карман не протрет

Сейчас, когда ситуация напряженная, все силы брошены на увеличение производства с подключением дополнительных мощностей и ресурсов. Но что с ними делать, когда острота проблемы спадет? В «Ростехе» категорически отвергают само существование такой проблемы. «Мы гибко реагируем на изменения спроса и подстраиваем свои производственные мощности под текущие задачи и потребности рынка», — ответили в госкорпорации.

По мнению Мирослава Поточны, даже когда страсти из-за коронавируса улягутся и ажиотажный спрос спадет, рынок соответствующей продукции будет расти как минимум в течение двух-трех лет. По его наблюдениям, в обществе повысилась ценность здорового и качественного воздуха. Так что помимо заказов, которые нужно отработать здесь и сейчас, в компании готовятся к участию в длинных тендерах. По наблюдениям специалистов Tion, в тех офисах, где устанавливают оборудование для улучшения микроклимата, сотрудники гораздо реже уходят на больничный (в среднем примерно на 40%) — работодателям это выгодно, причем не только в период пандемии.

«Наше производство моющих и дезинфицирующих средств легко может вернуться к прежним объемам, так как наработанная продукция востребована постоянно, — считает Елена Соловьева. — Санитарию и гигиену нужно соблюдать всегда, и последние события это только подтверждают».

Да, нагрузка на производство окажется пиковой, соглашается Кирилл Каем. Но часть продукции будет отправляться на склады и заменяться по мере истечения сроков годности. Стратегический запас поддерживать нужно, о чем раньше сигнализировали вирусы SARS и MERS. «Пандемий давно не было, системы здравоохранения по всему миру оказались не готовы к такому быстрому распространению заболевания, — продолжает он. — Стратегического запаса медицинских товаров у нас не оказалось. А они нужны, те же медицинские маски следует держать в запасе на случай, если резко возрастает нагрузка на сектор здравоохранения и большое количество пациентов обращается за медицинской помощью».

Кроме того, в России, по мнению Кирилла Каема, всегда была низкой культура защиты окружающих от собственной инфекции — по сравнению с тем же Китаем: «Простудившийся китаец придет в присутственное место в маске, россиянин — нет». Пока нет специфической профилактики — вакцины, вирус будет ротироваться, эпидемия не ограничится одной волной, ведь экономика не позволит нам существовать в изолированном режиме, как это было в китайском Ухане. Так что спрос на медицинские товары сохранится, пусть и не в нынешнем масштабе, считает Кирилл Каем.

По мнению аналитиков, к существованию в полуизолированном режиме общество быстро привыкнет: эпидемия пройдет, но крен в сторону большего виртуального общения останется. Это повлияет на культуру труда и корпоративную культуру, следовательно, возрастет спрос на технологические решения для удаленной работы. Тренд на здоровый образ жизни в России существовал и раньше, но теперь он точно пролонгируется, поскольку у людей с хорошим иммунитетом риски в отношении здоровья ниже. Будет расти все, что не связано с темой лечения, но имеет к ней отношение: производство биодобавок, витаминов, здорового питания.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Рейтинг брендов Рейтинг брендов

Бренды, которые стали заметны на рынке за год

Forbes
Российские биофизики предложили получать полимерно-белковые полотна электропрядением Российские биофизики предложили получать полимерно-белковые полотна электропрядением

Российские ученые разработали способ производства полимерно-белковых полотен

N+1
Кризис, к которому мы готовы Кризис, к которому мы готовы

Первые оценки нефтяного кризиса оказались сильно преувеличенными

Эксперт
Как правильно хотеть, чтобы добиться всего Как правильно хотеть, чтобы добиться всего

Без правильной цели невозможно ничего добиться и, главное, — стать счастливым

Forbes
Холодный ветер согреет города Холодный ветер согреет города

В России разработали установку для превращения энергии ветра в тепло

Эксперт
Племя молодое Племя молодое

У большинства из этих ребят еще нет паспорта, зато есть международное признание

Vogue
Переговорка на балконе Переговорка на балконе

Работа из дома связана с некоторыми сложностями

Эксперт
Конец салонной эпохи Конец салонной эпохи

Почему некогда популярный формат автосалона уходит в историю

Robb Report
Точка разрыва Точка разрыва

Рынок нефти переживает беспрецедентный профицит предложения

Эксперт
Модная надежда Модная надежда

В чем различие между любовью к одежде и к моде в целом

Grazia
«И теперь я точно знаю, что семья — это самый главный, самый трудный бизнес-проект в жизни» «И теперь я точно знаю, что семья — это самый главный, самый трудный бизнес-проект в жизни»

Владимир Потанин рассказал о своих жизненных ценностях и мотивации

Forbes
Вопреки всем бедам: как российские модные бренды преодолевают кризис Вопреки всем бедам: как российские модные бренды преодолевают кризис

СЕО российских брендов рассказывают, как справляются с проблемами

GQ
Кость даю Кость даю

Семейная коллекция северного косторезного искусства Михаила Карисалова

Forbes
Последняя вспышка оспы в СССР в 1959 году: как это было Последняя вспышка оспы в СССР в 1959 году: как это было

До окончательной победы над оспой в мире оставалось 20 лет

Maxim
Переменные величины Переменные величины

Как заработали состояние богатейшие селфмейдмены мира?

РБК
Александр Дворкин: Есть ли раскол в Русской Православной церкви? Ответ Артему Нарышкину Александр Дворкин: Есть ли раскол в Русской Православной церкви? Ответ Артему Нарышкину

Артем Нарышкину отвечает кандидат богословия, доктор философии, профессор

СНОБ
Американский виски опознали по «паутинке» на дне бокала Американский виски опознали по «паутинке» на дне бокала

Ученые исследовали процесс высыхания капель виски и оставшихся следов

N+1
Надо грязи! Надо грязи!

У шамана есть бубен. Три двери у хетчбэка. Восемь колес у БТР

Популярная механика
2A или 30C: в какой части самолета больше шансов выжить 2A или 30C: в какой части самолета больше шансов выжить

Исследователи жестко посадили полностью работоспособный Boeing 727

Популярная механика
Дима Рыбин: про сексуальное воспитание детей в XXI веке и не только Дима Рыбин: про сексуальное воспитание детей в XXI веке и не только

«Смысл говорить, что порно – это жанр живописи, а секс – название сериала?»

Playboy
Cамые опасные виды спорта в мире — топ-9 рискованных занятий Cамые опасные виды спорта в мире — топ-9 рискованных занятий

Рассказываем, какие самые опасные виды спорта существуют в мире

Cosmopolitan
Айболит 666. Дикие методы, которыми лечили больных до изобретения зеленки и анальгетиков Айболит 666. Дикие методы, которыми лечили больных до изобретения зеленки и анальгетиков

Пятьсот лет назад болеть было по-настоящему страшно и больно

Maxim
Принцы с телефонами: как члены королевских семей относятся к гаджетам? Принцы с телефонами: как члены королевских семей относятся к гаджетам?

Членам королевской семьи не чужды простые человеческие радости

Cosmopolitan
Велосипедист Жуков Велосипедист Жуков

Валентин Жуков — фронтовик. В свои 95 поражает спортивной подготовкой

Огонёк
Страшная сказка про Холокост: с кем воюет Аль Пачино в сериале «Охотники» Страшная сказка про Холокост: с кем воюет Аль Пачино в сериале «Охотники»

Что хотел сказать автор своим жестоким комиксом про ужасы Второй мировой

Forbes
125 лет компании Skoda 125 лет компании Skoda

Разбираемся в запутанной истории Skoda

4x4 Club
Скользкая дорога Скользкая дорога

Ослабление рубля и пандемия нанесут болезненный удар по российскому авторынку

Эксперт
Не похожий Не похожий

Главные события в жизни Рами Малека укладываются в какие-то пару лет

Glamour
«Исполнитель перестал быть кумиром» «Исполнитель перестал быть кумиром»

Скрипач Вадим Репин — о Транссибирском арт-фестивале

Огонёк
Несколько способов осадить критикана Несколько способов осадить критикана

С непрошеной критикой так или иначе сталкивается почти каждый из нас

Psychologies
Открыть в приложении