Северокорейские СМИ осовременили пропаганду

ЭкспертОбщество

Северная Корея меняет тон

Северокорейские СМИ осовременили пропаганду. Всё для того, чтобы еще лучше донести миру привлекательный образ страны, силу вождя и ценность идей чучхе

Кристиана Денисенко

Чем хуже у страны дела, тем агрессивнее ведется пропаганда, говорят западные учебники по демократии. И в качестве примера неизменно приводится Северная Корея: воинствующие теленовости на фоне ядерных ракет, агитплакаты, прикрывающие дырки в полуразрушенных зданиях, рыдающие толпы на похоронах вождей. А там, за этой картинкой, концлагеря, голод и массовое помешательство. Но, похоже, пора менять пластинку. Эксперты утверждают, что экономика КНДР вылезает из ямы, в стране развиваются потребительский рынок и малое предпринимательство. И даже не заподозренный в любви к северянам южнокорейский центробанк фиксирует у соседей за 2017 год рост ВВП на 3,7%.

В соответствии с этим модернизируется и пропаганда одной из самых закрытых стран мира. Северокорейские СМИ тестируют технические новации на информационном рынке и смягчают новостной тон.

Спорт, мультфильмы, чучхе

Долгое время основными средствами информации в Северной Корее оставались радио и печатная пресса — сказывался заметный дефицит электроэнергии. Сегодня гидроэлектростанции страны вырабатывают достаточно электричества для обеспечения нормальной жизни граждан, так что Центральный комитет радиовещания и телевидения КНДР принялся развивать некогда энергозатратные каналы вещания, в первую очередь телевидение.

Пока в Северной Корее работают всего четыре телеканала, причем три из них («Реннамсан», «Мансудэ» и «Спортивное телевидение») выходят в эфир только по вечерам и охватывают в основном Пхеньян. Дело тут не в прихотях пропагандистской машины, а в технических сложностях вещания: из-за гористой местности до многих населенных пунктов страны не доходит сигнал даже Центрального телевидения КНДР (KCTV) — главного телеканала страны. Чтобы расширить географию вещания, в 2016 году КНДР запустила Netflix-подобную сеть IPTV «Манбан». Пока услуга доступна не всем гражданам, но с каждым годом число потребителей увеличивается.

Меняется и программа телеканалов, в которой стало больше развлекательных передач, спортивных матчей и зарубежных фильмов. «Реннамсан» транслирует телевизионные лекции и познавательные программы на иностранных языках. «Мансудэ» показывает зарубежные фильмы. А «Спортивное телевидение» — самый молодой северокорейский телеканал — передает новости спорта в стране и мире. К слову, он транслировал и чемпионат мира по футболу, проходивший в России. Правда, только в записи. Матч Бельгия — Япония и вовсе остался без внимания: сказались исторические обиды в отношении японцев.

Самым доступным, а значит, популярным каналом по-прежнему остается Центральное телевидение КНДР. Основу ежедневной сетки вещания KCTV составляют документальные фильмы о семье Кимов, репортажи о сельском хозяйстве и новых строительных объектах, а также детские передачи. К воспитанию детей в КНДР подходят основательно. Простые и поучительные сюжеты мультфильмов призваны образовывать малышей и прививать желание трудиться во благо Родины. Например, в прошлом году на KCTV был популярен мультсериал «История Братьев Весов». В одном из эпизодов доктор Микроскоп отправил братьям семена, дабы те выращивали их на своей бобовой ферме. Но вместо семян в посылке пришел мицелий грибов. Поначалу братья расстроились, однако быстро сообразили, что грибы неприхотливы в уходе, а значит, их можно выращивать и зимой. Вот такой незатейливый сюжет с «трудовой» моралью.

Большинство передач северокорейского телевидения строятся вокруг сюжетов о стране, ее великом вожде и успехах нации. Такова главная особенность идеологии чучхе — «опора на собственные силы». Иностранный контент допускается в эфир в небольших дозах и лишь на нейтральные темы: культура, образование, спорт. Никакой экономики и политики. Это касается не только телевидения, но и других северокорейских СМИ.

Между тем то, как КНДР стала говорить о себе, своем великом вожде и успехах нации, в последнее время претерпело заметные изменения.

Новая стратегия «королевы пиара»

Формировать позитивный образ страны и ее вождя в медиа доверено младшей сестре северокорейского лидера Ким Ё Чжон. Последние три года она возглавляет отдел пропаганды и агитации Центрального комитета Трудовой партии Кореи. Помимо прочего, правая рука Ким Чен Ына руководит организацией публичных мероприятий с его участием, разрабатывает маршруты поездок и отвечает за их логистику. «Ким Ё Чжон контролирует график брата и решает, как лучше всего его боготворить», — говорит эксперт по Северной Корее из Института стратегии национальной безопасности Южной Кореи Ким Илджи.

Со своей работой Ким Ё Чжон справляется успешно, за это западные СМИ уже окрестили ее «северокорейской королевой пиара». Во многом благодаря стараниям сестры Кима пиар-стратегия КНДР и претерпела заметные изменения. Например, в последнее время северокорейская машина госпропаганды начала изображать Ким Чен Ына менее формально и архаично. В медийном поле появляется все больше фотографий, где великий вождь запечатлен со своей семьей, в традиционных декорациях и обычной футболке. Интересно, что вот уже два года лидер КНДР обращается с новогодней речью к народу не в черном пуговичном жакете в стиле Мао, а в деловом костюме и при галстуке. Такой Ким более понятен и привлекателен для международной аудитории, а значит, вызывает больше доверия.

Ким Ё Чжон потрудилась и над новым форматом работы СМИ. Например, еще год назад только один телеканал рассказал северокорейцам о поездке Ким Чен Ына в Китай, хотя это был его первый публичный зарубежный визит после прихода к власти в 2011 году. Главная ежедневная газета КНДР «Нодон синмун» напечатала материал об этом лишь после возвращения Кима, кратко сообщив читателям, что их «верховный лидер неофициально связался со своим китайским коллегой». То же произошло и после важной встречи лидеров Северной и Южной Кореи. Когда весь мир следил, как Ким Чен Ын и Мун Джэин пожимали друг другу руки, центральный телеканал КНДР даже не был в эфире.

Но теперь северокорейские СМИ рассказывают о зарубежных поездках своего вождя с завидным постоянством. Во время июньского саммита в Сингапуре телевидение транслировало новости о встречах Ким Чен Ына с президентом США Дональдом Трампом ежедневно, не забывая упомянуть о почтении иностранного лидера к Киму. Причем весьма оперативно: репортажи шли в режиме онлайн, журналисты даже не подождали, когда глава страны вернется домой и будут ясны результаты встречи. Подводя итоги саммита, KCTV выпустило в эфир три спецдоклада об успехах переговоров с Трампом. То же касается и мартовского саммита во Вьетнаме. Почетный диктор Центрального телевидения КНДР Ли Чхун Хи, облаченная в свой фирменный розово-черный чосонот (традиционный национальный костюм корейцев), зачитала трехминутный отчет о встрече Ким Чен Ына с американским президентом в Ханое в первый же день их двухдневного саммита.

Предполагается, что Центральный комитет радиовещания и телевидения КНДР поменял информационную политику с «оглядкой на другого» в лице мировой общественности. В связи с недавним сближением двух Корей и американокорейскими саммитами к Пхеньяну приковано пристальное внимание мировых СМИ. Так что широкое и оперативное освещение переговорного процесса изнутри стало сигналом Западу, в первую очередь США: Пхеньян заинтересован в углублении дипломатического процесса и нуждается в отмене санкций.

Догоняя информационный век

Под руководством Ким Ё Чжон СМИ также начали транслировать в эфир более прогрессивный образ страны, о чем свидетельствуют последние успехи КНДР в сфере медиатехнологий. В первую очередь модернизацию прошел главный государственный телеканал. В сентябре 2018 года у KCTV появилась высокотехнологичная студия, оснащенная цифровой комнатой управления, усовершенствованной системой освещения и телесуфлером. Большую часть нового оборудования KCTV подарило Центральное телевидение Китая в рамках помощи северокорейскому телевещанию для перехода к производству контента более высокого качества. С тех пор главный телеканал КНДР начал экспериментировать с современными технологиями, такими как замедленная съемка, съемка с беспилотников и 3D-графика. Так, в одной из образовательных передач северокорейский ведущий, рассказывая о способах сохранения здоровья, ловко вынул из виртуального экрана яблоко.

В конце марта Центральное телевидение КНДР и вовсе устроило маленькую техническую революцию. Когда пришло эфирное время блока экономических новостей, скучный фон заменила компьютерная графика, а неулыбчивого мужчину в темном костюме — молодая ведущая в бежевом наряде на западный манер. Под ее бойкий комментарий зрителям показали видеоматериал с беспилотников об успехах легкой промышленности в Пхеньяне, а также покадровую съемку рабочих и техники.

«До поездки в Пхеньян я часто смотрел выпуски новостей KCTV (у них, кстати, есть своя открытая страничка на YouTube), но ничего подобного этому эксперименту не видел. Так сложилось, что этот выпуск я наблюдал из номера в пхеньянском отеле “Янгакдо”, и если бы не пейзаж за окном, то решил бы, что смотрю какую-нибудь южнокорейскую передачу», — рассказывал хороший приятель автора этой статьи по возвращении из Северной Кореи.

Пока нововведения внедряются в тестовом режиме, в последующих выпусках телеканал вернулся к старому формату. Но даже для выхода одной такой программы нужно было проделать большую работу. Причем не столько в техническом плане, сколько в сознании ньюсмейкеров. Центральное телевидение КНДР начало потихоньку перенимать западный медиастиль, становясь более современным, а главное, понятным для восприятия иностранного зрителя. И это не осталось незамеченным. Выпуск новостей сразу же привлек внимание мировых СМИ, которые сочли его предвестником больших изменений в медийном поле Северной Кореи. Так, крупнейшее южнокорейское информагентство «Йонхап» назвало его похвальной попыткой соседа «доставить новости разными способами».

Эксперт по северокорейскому телевидению Мартин Уильямс в своем блоге написал, что подобные изменения в имидже главного телеканала страны могут быть вызваны усилением влияния и доступности иностранных СМИ в Северной Корее: «За последние десять лет фильмы и телепередачи из-за рубежа наводнили рынки КНДР, и теперь их смотрят многие граждане. Государственная пропагандистская машина больше не может работать в вакууме, и ей приходится приспосабливаться к современным реалиям».

Главный девиз Ким Чен Ына — догнать новый век и его тенденции. Молодой лидер больше расположен к подражанию западным медиа, чем его предшественники, взявшие за основу советскую модель вещания. Конечно, роль государственных СМИ Северной Кореи по-прежнему заключается в прославлении вождя и транслировании идеологии чучхе. Просто теперь Пхеньян делает это с помощью привлекательной упаковки.

Есть значимые изменения и в северокорейском медийном поле. Во-первых, сюжеты стали чаще фокусироваться на обычных людях, в то время как раньше большинство программ сосредоточивалось на достижениях великого вождя. В последних выпусках на KCTV участвовали и женщины из общежития косметической фабрики, и студенты, демонстрирующие свои новые мобильные телефоны, и работники кухни в пиццерии. Во-вторых, заметно смягчилась риторика в адрес Соединенных Штатов — главного идеологического противника северокорейского режима. И это, пожалуй, самое удивительное.

Формированием позитивного образа страны в медиа КНДР занимается сестра Великого вождя Ким Ё Чжон

США нам не враг!

«Здравствуйте, дяденька американская империалистическая сволочь!» — так мог бы поприветствовать гостей из США обычный северокорейский ребенок, воспитанный на агитационных фильмах и книгах (конечно, в том случае, если бы ему было разрешено говорить с иностранцами). В Северной Корее антиамериканизм прививается со школьной скамьи. В ход идут даже такие, казалось бы, аполитичные предметы, как арифметика. Вот так, например, выглядит одна из задач северокорейского учебника для начальных классов: «Три бойца Корейской Народной Армии уничтожили 30 американских солдат. При этом они уничтожили равное количество американцев. Сколько солдат уничтожил каждый из бойцов?»

Борьба против «американских империалистов» является одним из главных элементов северокорейской идентичности и ключевым условием самосохранения режима. Штатам ставится в вину и раскол страны, и участие в Корейской вой не, и Трудный поход (голод 1995–1999 годов). Справедливости ради стоит отметить, что ненавидят в Северной Корее все же «американский империализм», а не саму Америку. Образ американца в массовом сознании северокорейцев еще далек от реальности, но уже отошел от клише «солдат», «богач» и «злодей». Тем не менее отношения между странами остаются натянутыми и периодически рискуют перерасти в вооруженный конфликт.

Поначалу не задалось у Северной Кореи и с нынешним президентом США Дональдом Трампом. Еще в августе 2017 года тот грозил ответить КНДР «огнем и яростью, каких мир не видел», и воинственно писал в твиттер: «Моя кнопка больше вашей». Но затем сменил риторику и в конце марта 2019-го даже высказался против дополнительных санкций. «Министерство финансов США сегодня объявило, что добавит дополнительные крупномасштабные санкции к тем, что уже действуют в отношении Северной Кореи. Я распорядился отозвать эти санкции», — сообщил он в твиттере.

Постепенно стали сходить на нет и тирады о «злых империалистах» в северокорейских СМИ. Еще год назад «Нодон синмун» называла Трампа «чокнутым старым ублюдком», а KCTV еженедельно уделяло порядка шести минут эфира критике США (примерно столько же длятся репортажи об успехах самой КНДР). В январе 2018 года в одном из выпусков вечерних новостей ведущий KCTV осудил Штаты за препятствование воссоединению двух Корей: «Военные игры США и их стратегические ядерные силы приведут к необратимой катастрофе». За последние несколько месяцев такие выпады в сторону США практически исчезли. Даже после саммита в Ханое северокорейские СМИ остались верны новой политике: KCTV выпустило документальный фильм о встрече двух лидеров, подчеркнув: «Если Северная Корея и США полны решимости урегулировать проблемы, они могут создать совершенно новое будущее».

Конечно, пока можно говорить только об изменении интенсивности антиамериканской пропаганды, а не полномасштабной смене курса. Но смягчение риторики в адрес главного идеологического врага уже кажется серьезной подвижкой. По крайней мере, подобный жест Пхеньяна говорит о готовности северокорейского лидера к дальнейшим переговорам и желанию адаптироваться к информационным реалиям XXI века.

Примечательно, что дружественным странам Центральное телевидение КНДР уделяет значительно меньше эфирного времени, несмотря на исторические связи и всестороннюю помощь, оказываемую ими КНДР. В СМИ Северной Кореи редко можно услышать даже о Китае, не говоря уже о России. Например, без внимания остался мартовский визит в КНДР российских сенаторов, приуроченный к знаменательному событию — 70-й годовщине подписания советско-корейского соглашения об экономическом и культурном сотрудничестве. Молчат государственные СМИ и о недавней поездке в Пхеньян депутатов Госдумы во главе с вице-спикером Сергеем Неверовым, в ходе которой состоялась их встреча с новым председателем президиума Верховного народного собрания КНДР Цой Рен Хэ. В связи с такой избирательностью интересно будет понаблюдать за освещением возможного визита в Россию самого северокорейского лидера, если он действительно состоится, как анонсируют, в ближайшее время.

ТАСС

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Все равно «Депо» Все равно «Депо»

Фудмолл «Депо» претендует на то, чтобы стать центром общественной жизни

Эксперт
Дышать и двигаться: как связаны тело и эмоции Дышать и двигаться: как связаны тело и эмоции

Эмоции – это еще и телесные переживания, заключенные в какой-то части тела

Домашний Очаг
На российских ВСМ продолжается круговое движение На российских ВСМ продолжается круговое движение

Уже который год Россия планирует начать строить высокоскоростные магистрали

Эксперт
Весь мир - это я: новый проект дизайнера Яны Недзвецкой Весь мир - это я: новый проект дизайнера Яны Недзвецкой

Каждому интереснее сейчас его собственная жизнь, чем жизнь звезд и супермоделей

Cosmopolitan
Чуть мягче, но немного жёстче Чуть мягче, но немного жёстче

Постепенная модернизация Nissan X-Trail растянулась на несколько лет

4x4 Club
От рэпа до ножа — один баттл! От рэпа до ножа — один баттл!

Специальная правительственная комиссия по урегулированию хип-хоп-деятельности

Maxim
Ниоткуда с любовью Ниоткуда с любовью

Автор недавнего документального фильма о Бродском, пытается найти его среди нас

Esquire
«Россия не выучила урок компьютерной эпохи» «Россия не выучила урок компьютерной эпохи»

Что такое закрывающие технологии и чем они опасны

Огонёк
Загадки репродуктивной системы гиен Загадки репродуктивной системы гиен

Встретив гиену, вы далеко не сразу сможете понять, самец это или самка

National Geographic
13 фильмов, которые тайно обожают мужчины, никому в этом не признаваясь 13 фильмов, которые тайно обожают мужчины, никому в этом не признаваясь

Каких своих любимых фильмов мужчины стыдятся больше всего?

Playboy
Очень при­ят­но, Джордж Очень при­ят­но, Джордж

Пят­на­дцать ми­нут в ком­па­нии Джор­джа Клу­ни — и все, вы обез­ору­же­ны

Glamour
В поиске устойчивого равновесия В поиске устойчивого равновесия

Видные российские политики инициировали дискуссию о новом балансе ветвей власти

Эксперт
Выбираем самый лучший лаунчер для Android: подборка CHIP Выбираем самый лучший лаунчер для Android: подборка CHIP

В этой статье поговорим о лаунчерах - настраиваемых графических оболочках

CHIP
Как Disney будет конкурировать за внимание аудитории с Netflix и Amazon Как Disney будет конкурировать за внимание аудитории с Netflix и Amazon

Disney создает собственный стриминговый сервис

Forbes
В чем поехать за город на выходные В чем поехать за город на выходные

Оказывается, спортивный костюм – не единственный вариант для поездки на природу

GQ
Мощнее, ещё мощнее Мощнее, ещё мощнее

5 знаменитых тюнинг-мастерских, делающих супер-внедорожники

4x4 Club
Герой асфальта Герой асфальта

Mitsubishi Pajero Sport способен на внедорожные приключения любой сложности

4x4 Club
Высокое напряжение Высокое напряжение

Jaguar I-Pace, который даже в России уже научился ездить из Петербурга в Москву

Quattroruote
Точно в середину Точно в середину

Volvo XC40 — машина нейтральная и соответствующая всем запросам потребителей

4x4 Club
Когда не надо начинать свое дело: 10 аргументов в пользу работы «на дядю» Когда не надо начинать свое дело: 10 аргументов в пользу работы «на дядю»

Работа в офисе — вовсе не антитренд

Psychologies
Человек на борту Человек на борту

Пора покупать свой джет

Robb Report
Ученым удалось частично оживить мозг умершей свиньи – и это сенсация Ученым удалось частично оживить мозг умершей свиньи – и это сенсация

Нейроны начинают гибнуть уже спустя несколько минут кислородного голодания

National Geographic
Кошка и простокваша Кошка и простокваша

Алиса Коонен была из тех женщин, кто умеет сделать из шарфа сценический костюм

Story
Главные по ЗОЖ Главные по ЗОЖ

Восемь ЗОЖ-пионеров Голливуда, у которых есть чему поучиться

OK!
Обзор Asus VivoBook E203MA-FD825TS: легкий ноутбук для работы Обзор Asus VivoBook E203MA-FD825TS: легкий ноутбук для работы

Тестируем компактный и недорогой ноутбук от Asus

CHIP
Приспособленец Приспособленец

QX50 — гремучая смесь: новая платформа, уникальный мото, электроруль и вариатор

АвтоМир
Все могут короли Все могут короли

Коллеги Примадонны о том, какова она в работе и за ее пределами

StarHit
Звезда «Сорвиголовы» Чарли Кокс: не верю, что жестокость может что-то решить Звезда «Сорвиголовы» Чарли Кокс: не верю, что жестокость может что-то решить

Про что только не поговорили

Playboy
«Я очень сильно боялся летать» «Я очень сильно боялся летать»

Интервью с известным тревел-блогером Сергеем Долей

OK!
Мой... Михаил Булгаков Мой... Михаил Булгаков

Киносценарист Герман Климов о том, почему нельзя ничего создать, стоя на коленях

Story
Открыть в приложении