Выставка, посвященная традиции образовательных турне русских художников

ЭкспертКультура

«Отличники» в Музее русского импрессионизма: пути становления русских художников

Выставка, посвященная полуторавековой традиции европейских образовательных турне русских художников

Вячеслав Суриков

Исаак Бродский, Дети на берегу моря. Капри. 1909–1919. Холст, масло. Ярославский художественный музей

Каждая выставка рассказывает историю. Музей русского импрессионизма предпочитает истории сложносочиненные, требующие длительной подготовки, вовлекающие в проект как столичных коллег, так и региональных, а заодно и частных коллекционеров. В этот раз они обратились к сюжету, хорошо известному в искусствоведческой среде и неожиданному для широкой публики. Новая выставка повествует об одном из аспектов системы художественного образования в России — учебных поездках в Европу тех студентов, кто показал себя наилучшим образом в процессе обучения в Академии художеств. Основателем этой традиции, как и создателем первой в стране «рисовальной школы» был Петр I. Он еще в 1716 году отправил на Запад живописцев, граверов, скульпторов и архитекторов — совершенствоваться за государственный счет. С 1859 года право на такие поездки стали получать лучшие выпускники Императорской академии художеств — обладатели Большой золотой медали.

Приоритет был у исторических живописцев: они могли уехать в Европу для «усовершенствования в искусстве» на шесть лет. Художники, предпочитавшие писать пейзажи, батальные и жанровые сцены, могли рассчитывать на содержание в течение трех лет за рубежом и еще три года в России. Предполагалось, что человек все это время будет осматривать достопримечательности, получать художественные впечатления и подробно о них отчитываться, тем самым доказывая, что не зря тратит время, а также ежегодно отправлять на родину написанную картину. Присланные работы позволяли оценить степень мастерства автора и то, как на него влияет пребывание за границей.

В 1872 году женатые художники лишились прав на путешествие в Европу, однако Илья Репин сумел его обойти, отправившись в зарубежный вояж с женой и сыном. Найденная им лазейка заставила чиновников ужесточить правила, чтобы лишить живописцев, успевших обзавестись семьей, любых шансов. В 1879 году срок образовательной поездки с шести лет сократился до четырех — правда, с увеличением бюджета в полтора раза.

Во второй половине XIX века развитие искусств, а с ним и центр притяжения русских художников сместился. Если до сих пор выпускники академии ездили по преимуществу в Италию — например, именно здесь Александр Иванов писал свое полотно «Явление Христа народу», — то теперь их интересы сосредоточились на Франции. Это вызвало протест со стороны администрации Академии художеств, и в регламент заграничных путешествий внесли изменения, ограничивавшие пребывание русских живописцев в Париже.

Но не проходит и полувека, как бюрократические препоны наконец снимаются. До начала Первой мировой войны художникам предоставлена полная свобода: они самостоятельно выбирают, куда ехать и как тратить деньги. Больше никаких письменных отчетов — только полотна.

Выставка «Отличники» рассказывает о европейских путешествиях молодых русских мастеров — лучших выпускников Императорской академии художеств и Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Фото: Музей русского импрессионизма

На выставке можно не только увидеть то, на что обращали внимание художники, оказываясь за границей, но и посмотреть, как менялась сама живопись. Живописцы, сформировавшиеся в первой половине XIX века, предпочитали работать в мастерской. Сюжет в то время рождался в воображении творца, его модели представали в роли тех или иных героев. Картина могла создаваться годами и даже, как в случае Александра Иванова, десятилетиями. Такое полотно нельзя было охватить мимолетным взглядом — оно требовало от зрителя долгого вдумчивого изучения, расшифровки всех изображенных художником персонажей и деталей. Но во второй половине XIX века подход меняется: теперь художники стремятся запечатлеть уникальный момент — то, что существовало в реальности и больше никогда не повторится.

По мнению искусствоведа Анны Познанской, это произошло еще и благодаря изобретению американского художника Джона Ренда — оловянному тюбику для краски с завинчивающейся крышкой. Такой тюбик вкупе с этюдником позволил творцам вырваться из мастерских — а заодно и из мифологического мира, который до тех пор находил свое отражение на большинстве полотен.

Еще один процесс — активность русских коллекционеров на европейских арт-рынках. Мировой художественный опыт, сумма впечатлений, накопленных ведущими живописцами, их технические достижения с каждым десятилетием становились все доступнее. Это позволяло русским творцам из самых разных социальных слоев и с разными стартовыми возможностями ускорить свой путь в искусстве — изучить все этапы его эволюции, чтобы в конце концов обрести собственный стиль.

Одним из таких художников был Исаак Бродский, оставшийся в истории как классик соцреализма и создатель канонического образа Владимира Ленина и других вождей революции. На выставке мы видим работы, где он еще только подступается к новому стилю создания портрета. В Европу Бродский попадает в 1909 году: Париж, Вена, Берлин, затем Испания. В поездке художник знакомится с Огюстом Роденом, который производит на него неизгладимое впечатление. Вернувшись в Санкт-Петербург, Исаак Бродский предъявляет свои работы на суд академического совета и, получив разрешение продолжить путешествие, вместе с Александром Савиновым отправляется на Капри. Там он пишет портрет Максима Горького и полотно «Сказка». За «Сказку» на родине художник получает премию в две тысячи рублей и возвращается на остров уже на собственные деньги.

Портрет Максима Горького написан уже в том узнаваемом стиле, который принес его автору известность: Бродскому всегда удавалось очень точно передать не только внешние особенности человека, но и его эмоциональное состояние. Горький в светлой рубашке, штанах и туфлях сидит в плетеном кресле на фоне белой стены — типичный житель средиземноморского острова. Но смотрит он настороженно: вошел в роль вестника революции и пытается ей соответствовать. Короткая стрижка, хрестоматийные усы, прищуренные глаза. И никаких намеков на то, что он писатель. Надень Максим Горький какую-нибудь рыбацкую одежду, и вполне мог бы сойти за итальянского рыбака. Картину для выставки привезли из мемориального Музея А. М. Горького Института мировой литературы РАН.

На картине Исаака Бродского «Мальчики», написанной здесь же, на Капри, подробностей уже куда больше. На полотне изображены два темноволосых ребенка, которые сидят спиной к зрителям. На заднем плане полоска моря. Между мальчиками и морем — каменистый берег с вытащенной на сушу лодкой. Стиль вполне узнаваемый, но тема «Море и дети» для художника, которому меньше чем через десять лет придется с головой окунуться в революционные сюжеты, скорее неожиданная. Это словно сон из какого-то беззаботного прошлого, навсегда утраченного рая. Картина приехала на выставку из Ярославского художественного музея.

Исаак Бродский, Сказка. 1911. Холст, масло. Фото: Государственный художественный музей, Ханты-Мансийск

Третье полотно — та самая «Сказка», благодаря которой Бродский получил возможность вернуться в Италию. Фантастическая картина, неожиданно написанная одним из основателей соцреализма. На холсте — белый город с высокими башнями; по центральной улице идут люди, словно что-то празднуя. Зрителю предлагается роль наблюдателя: он словно подглядывает за происходящими сквозь листья дерева. Но орнамент, который образуют листва, оперение павлинов и цветы, расположенные на переднем плане, оказывается куда более притягательным и завораживающим, чем город и его едва различимые жители. Природа состязается в красоте с творением рук человеческих и безоговорочно побеждает. Изначально художник хотел назвать картину «Вечная сказка», однако Максим Горький убедил его убрать эпитет, оставив лишь последнее слово: сказка ведь всегда вечная.

Но в творческом пути Исаака Бродского сказка ограничилась только одной картиной.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Сами научим Сами научим

Бизнес инициировал реформу системы среднего профессионального образования

Эксперт
Всё что вам нужно знать об обновлённом Skoda Kodiaq Всё что вам нужно знать об обновлённом Skoda Kodiaq

Что изменилось в новом поколении Skoda Kodiaq?

4x4 Club
Трон под долларом зашатался Трон под долларом зашатался

Руководство США собственноручно разрушает гегемонию доллара

Эксперт
«Как живые: Двуногие змеи, акулы-зомби и другие исчезнувшие животные» «Как живые: Двуногие змеи, акулы-зомби и другие исчезнувшие животные»

Какой была переходная форма от рыбы к четвероногому

N+1
Как по нотам Как по нотам

Никола Мельников об источниках вдохновения и подходе к пониманию искусства

Men Today
Как перестать тратить и начать зарабатывать: 3 совета Михаила Лабковского Как перестать тратить и начать зарабатывать: 3 совета Михаила Лабковского

Деньги — цель или средство? Источник удовольствия или тяжкое бремя?

Psychologies
Петербург будущего Петербург будущего

Владимир Ильич Травуш проектировал самые высокие здания современной России

Собака.ru
Транзитный пассажир Транзитный пассажир

Актер Сергей Горошко перевоплощается легко и очень элегантно

OK!
Загадка «ангарского цветка» Загадка «ангарского цветка»

Ученые находят растения, которые относят к цветковым, в слоях юрского периода

Наука и Техника
Главный винодел России Леонид Попович: В СССР делали премиальное вино Главный винодел России Леонид Попович: В СССР делали премиальное вино

Как жили виноделы в годы горбачевской антиалкогольной кампании

СНОБ
Важный нюанс, из-за которого у вас плохо получаются снимки с зумом Важный нюанс, из-за которого у вас плохо получаются снимки с зумом

Съемка с оптическим увеличением только на первый взгляд кажется простой

CHIP
Банкократия Банкократия

Как получилось, что банки растут в разы быстрее, чем вся остальная экономика

Монокль
Бегущая с волками. Какой получилась «Фуриоса: Хроники Безумного Макса»? Бегущая с волками. Какой получилась «Фуриоса: Хроники Безумного Макса»?

Несмотря на 2,5 часа хронометража, «Фуриоса» справляется с экспозицией за минуту

Правила жизни
На полюс из стратосферы На полюс из стратосферы

Каково это — десантироваться с парашютом на Северный полюс с высоты 10,5 км?

ТехИнсайдер
Для кого звонит рассветный колокол новой деревни? Для кого звонит рассветный колокол новой деревни?

Факторы эффективности проектов развития территорий на примере движения Сэмаыль

Позитивные изменения
Как определить забитый катализатор не снимая его. Признаки Как определить забитый катализатор не снимая его. Признаки

Все о проверке катализатора: признаки неисправности и способы ремонта

РБК
Позолоти перчатку: как зарабатывает и на что тратит состояние Тайсон Фьюри Позолоти перчатку: как зарабатывает и на что тратит состояние Тайсон Фьюри

Forbes Sport рассказывает о сумасшедших заработках Тайсона и его инвестициях

Forbes
Что такое компилятор? Как работает: виды и примеры Что такое компилятор? Как работает: виды и примеры

Как компилятор помогает человек и компьютеру понять друг друга

Цифровой океан
Дядя честных правил Дядя честных правил

«Дядя Леша»: Юрий Деточкин нового времени

Weekend
«Следствие насилия»: 4 шага, чтобы справиться с угодливостью «Следствие насилия»: 4 шага, чтобы справиться с угодливостью

Как перестать угождать всем?

Psychologies
Запах белых ночей. Кем был создатель духов Chanel №5 Эрнест Бо Запах белых ночей. Кем был создатель духов Chanel №5 Эрнест Бо

Каким человеком был парфюмер Эрнест Бо?

СНОБ
WD-40: история компании, которая создала универсальное средство WD-40: история компании, которая создала универсальное средство

Где и как была разработана формула «всемогущей» жидкости

ТехИнсайдер
Куратор выставки в «Доме на Хлебном» Геолина Моргулис — о Фрейде и гибридной галерее Куратор выставки в «Доме на Хлебном» Геолина Моргулис — о Фрейде и гибридной галерее

Геолина Моргулис: как перекликаются философия и искусство

СНОБ
Как фальсицифируют палестинские древности: история черных археологов в Иерусалиме Как фальсицифируют палестинские древности: история черных археологов в Иерусалиме

О подделках древних артефактов в Палестине

Forbes
Прощай, молодость: что такое кризис среднего возраста и как с ним справиться Прощай, молодость: что такое кризис среднего возраста и как с ним справиться

Как проявляется кризис среднего возраста и что поможет его пережить

Forbes
Ахматова-изменница и Гумилев-мальчишка. Как жила главная пара Серебряного века Ахматова-изменница и Гумилев-мальчишка. Как жила главная пара Серебряного века

Абьюз, измены и рукоприкладство: как жили Гумилев с Ахматовой

СНОБ
«Ставить дружбу выше истины»: каково это — быть настоящим другом «Ставить дружбу выше истины»: каково это — быть настоящим другом

Дружба складывается не из схожестей людей, а из моментов, в которых они разнятся

Psychologies
Что делать, когда жизнь выходит из-под контроля: советы психолога Что делать, когда жизнь выходит из-под контроля: советы психолога

Когда все идет не так, самое главное — сконцентрироваться на себе

Psychologies
Как одевается Марк Цукерберг: футболка Brunello Cucinelli, дубленка из мема и костюм I’m sorry Как одевается Марк Цукерберг: футболка Brunello Cucinelli, дубленка из мема и костюм I’m sorry

Как менялся стиль Марка Цукерберга и почему за его гардеробом следят мировые СМИ

СНОБ
«У меня нет контакта со всеми. У меня есть контакт с каждым». Отрывок из книги о детском спорте «У меня нет контакта со всеми. У меня есть контакт с каждым». Отрывок из книги о детском спорте

Как избежать физических и психологических травм в детском спорте

СНОБ
Открыть в приложении