Кикшеринг «Яндекс Go» представил электросамокат, разработанный в компании

ЭкспертБизнес

Наше. Уникальное. Made in China

Кикшеринг «Яндекс Go» представил электросамокат, разработанный в компании — но сконструированный и произведенный в Китае

Александр Астапов

Дека самоката от «Яндекса» шире, а потому удобнее, чем у конкурентов. Но короче, а потому вдвоем уже не покатаешься. Чего и добивались. Фото: «Яндекс»

«Яндекс» раскачивался долго. Еще в феврале 2019 года в компании начали прорабатывать расширение шерингового направления в сторону транспорта последней мили — тогда рассматривали и электроскутеры, и велосипеды, и собственную разработку оригинальных транспортных средств. Менеджерам явно застил глаза пример конкурентов: каршерингов «Делимобиль» и YouDrive, развивавших с весны 2018-го свои службы кикшеринга. Но корпорация не стартап, думают здесь многие и долго, так что первые электросамокаты с лого «Яндекс Go» появились в столице только в июле 2021 года, когда рынок уже был поделен, и не филиалами каршеринговых компаний, а стартапами Whoosh и Urent, занимавшими тогда 80% рынка.

Сейчас доля этой пары ниже, но «Яндекс» по сей день третий: так, в 2022 году в Москве его самокатами пользовались, по данным дептранса правительства Москвы, 1 млн человек против 1,2 млн у Urent и 2 млн у Whoosh, а количество поездок в день составило 36 тыс. против 42 и 72 тыс. соответственно. Для достижения же лидерства требуется нечто большее, чем гибкость или, наоборот, простота тарифной сетки. И таким прорывом решили сделать самокат собственной разработки.

Не то чтобы «мировой стандарт» кикшеринга, самокат Ninebot Max Plus, совсем плох. К тому же благодаря массовому (сотни тысяч в год) производству он недорог. Впрочем, производитель постепенно наращивает цену и совсем уже бессовестно наживается на запчастях и расходниках. А главное, за те несколько лет, что он выпускается, накопился большой опыт его использования, позволяющий утверждать: можно сделать снаряд для кикшеринга лучше.

Свое видение «лучше» после исследований пользовательского опыта и решили реализовать в «Яндексе». Главное нововведение — упругая подвеска заднего колеса, два амортизатора по бокам маятника, повышающая комфорт на брусчатке и неровном асфальте по сравнению с «хардтейлом». Что немаловажно, учитывая, что, по данным дептранса, средняя дистанция поездки у клиентов «Яндекс Go» составляет четыре километра. В свою очередь, эластичный «задник», точнее подвижное вверх-вниз колесо, потребовал поднять деку и блок батарей, а повышение центра масс компенсировать рамой из легкого сплава. Яндексовцы поступили радикально и выбрали магниевый сплав — единственный, пожалуй, спорный момент в конструкции, уж больно нестоек к коррозии этот материал, а горит ярко и громко (скажем, в результате скольжения по асфальту при аварии). Да и недешев. Еще одно оригинальное решение — дека ощутимо шире и намного короче, чем у аналогов. Это и удобнее для езды в одиночку, и затрудняет перевозку пассажира, ставшую головной болью кикшеринговых сервисов ввиду поломок от перегруза и аварийности.

Но от задумки до реализации долгий путь. Чтобы его сократить, обратились к китайским партнерам. К кому именно, не разглашается, но, разглядывая очень знакомые пейзажи полигона и интерьеры офиса в презентационном ролике, предположу с высокой долей вероятности, что инжиниринг (разработка, доводка и индустриализация) и, скорее всего, и производство — дело рук и умов SiAECOSYS. Это китайский консорциум, включающий в себя мощности по разработке и производству двухколесной электромобильности, от велосипедов до легких мотоциклов, и их компонентов, в том числе известных у нас электромоторов QS. Услугами экосистемы пользуются многие компании всего мира — например, именно там производятся мотоциклы Metacycle нашумевшего недавно американского стартапа Sondors (см. «Drossel riot», «Эксперт» № 48 за 2021 год).

Стоимость инжиниринговых работ у этой компании (включая постройку нескольких прототипов и комплект документации для подтверждения соответствия международному стандарту EN 17128–2020), вроде заказанной «Яндексом», — от 650 до 800 тыс. долларов в зависимости от технологической инновационности проекта, она же технический риск. Плюс стоимость изготовления оснастки, если предполагается производство на предприятиях консорциума. Плюс стоимость пилотной партии в несколько десятков аппаратов, если надо. А «Яндексу» было надо: прежде чем представить новинку россиянам, ее обкатали на дочернем кикшеринге в Израиле. В общем, получается не более 1,5 млн долларов, что не так и дорого для собственного продукта, стоимостью которого, включая запчасти, можно управлять и экономить на прибавочной стоимости. Даже если «чистая» себестоимость выходит выше, чем у грандов вроде того же Ninebot.

Можно ли считать новый самокат собственной разработкой «Яндекса»? Однозначно да: интеллектуальные права полностью принадлежат корпорации, а концепция и принципиальная конструкция изделия — дело рук ее сотрудников. Возможно ли было сделать изделие если не полностью российским, то хотя бы российской сборки, и была ли сделана такая попытка — на этот вопрос «Эксперта» в «Яндексе» не ответили. Как, впрочем, и на другие.

Впрочем, опыт показывает, что инжиниринг и постройку прототипов, да и опытной партии («пилота»), в России можно было бы сделать, получилось бы пусть не дешевле, зато как минимум не хуже. Но дольше, сильно дольше, чем у китайцев, разрабатывающих «микромобильность» конвейерным методом. Вместо трех-четырех месяцев даже у стартапов и независимых разработчиков как минимум девять (и не имея потока по разработке однотипных изделий, срок не сократить — проверено). И конечно же, все равно на китайской агрегатной базе — своей массовой недорогой «начинки» нет и пока не предвидится. Как нет производств, способных, например, недорого производить рамы из тонкостенных отливок из магниевого сплава.

И контрактных производств, способных за считаные месяцы сделать десятки тысяч электросамокатов, у нас нет и близко. А сделать собственный заводик пусть и относительно несложно, но собственные нужды «Яндекса» слишком малы для массовых технологий, а значит, основные средства будут простаивать большую часть времени, если не загружать их производством для поставок сторонним потребителям, например на экспорт или просто частным покупателям, желающим иметь самокат в собственности, а не пользоваться прокатным. Понятно, что лишнего года-полутора на стройку у корпорации явно не было — слишком долго принималось решение о «вхождении в тему». Делать же собственный инжиниринг в отрыве от технологических и логистических возможностей конкретного производства — обрекать проект на доработки и переделки, что долго и дорого, либо же увеличивать себестоимость за счет переналадки логистики у производителя, что опять же и время, и деньги.

Шеринговые самокаты не единственная ниша «транспорта последней мили». Более того, как показала западная практика и исследования консалтинговой компании McKinsey, кикшеринг всего лишь пусковой механизм для продвижения на рынок более совершенных микро- и мини- транспортных средств, шеринговых и персональных. Например, до сих пор в секрете подробности проекта шерингового велосипеда, разрабатываемого Whoosh как дополнение к парку китайских электросамокатов.

Ассортимент последних, к слову, у компании расширен: к Ninebot Max Plus осенью добавили более совершенные (и, что немаловажно, не столь страшные на вид) Okai ES600. Так что в сезоне-2023 операторы кикшеринга будут соревноваться не только тарифами, но и качествам самокатов. Хоть и, как видим, пока что китайских.

Тем не менее создание под эгидой Мосгортранса и НТИ кластеров и центров компетенций по электротранспорту не исключает, что вскоре мы увидим на улицах «последнюю милю» российского производства, гибкого и с относительно малосерийными технологиями. Последнее, вкупе с кредитованием и субсидированием, действующими и намеченными правительством, делает отечественное производство интересным и для относительно малосерийных изделий.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Зеленая эпоха уходит Зеленая эпоха уходит

Все больше стран отказываются от доллара в пользу национальных валют

Эксперт
Что такое компилятор? Как работает: виды и примеры Что такое компилятор? Как работает: виды и примеры

Как компилятор помогает человек и компьютеру понять друг друга

Цифровой океан
Идеальный бюджетный шторм Идеальный бюджетный шторм

Паника из-за январского дефицита бюджета неуместна

Эксперт
Загадка «ангарского цветка» Загадка «ангарского цветка»

Ученые находят растения, которые относят к цветковым, в слоях юрского периода

Наука и Техника
«Мама — это где-то рядом с Москвой». В поисках точки абсолютного покоя «Мама — это где-то рядом с Москвой». В поисках точки абсолютного покоя

Помогут ли санкции вернуть промышленность на отдаленные северные территории

Эксперт
Петербург будущего Петербург будущего

Владимир Ильич Травуш проектировал самые высокие здания современной России

Собака.ru
Немирное «земледелие» Немирное «земледелие»

Как работает система залпового минирования

Популярная механика
«Как живые: Двуногие змеи, акулы-зомби и другие исчезнувшие животные» «Как живые: Двуногие змеи, акулы-зомби и другие исчезнувшие животные»

Какой была переходная форма от рыбы к четвероногому

N+1
Ты лучший: можно ли завести роман с близким другом? Ты лучший: можно ли завести роман с близким другом?

Стоит ли вступать в отношения с близким другом? Расцениваем все риски

VOICE
Как определить забитый катализатор не снимая его. Признаки Как определить забитый катализатор не снимая его. Признаки

Все о проверке катализатора: признаки неисправности и способы ремонта

РБК
От Гоши из «Москва слезам не верит» до Наумова из «Красных линий»: как менялся образ мужчины в российском кино От Гоши из «Москва слезам не верит» до Наумова из «Красных линий»: как менялся образ мужчины в российском кино

Как образ мужчины в российском кино отражал динамику общественных событий?

Maxim
Горячие головы Горячие головы

Как позаботиться о прическе с приходом теплого времени года

Лиза
Для кого звонит рассветный колокол новой деревни? Для кого звонит рассветный колокол новой деревни?

Факторы эффективности проектов развития территорий на примере движения Сэмаыль

Позитивные изменения
Всё что вам нужно знать об обновлённом Skoda Kodiaq Всё что вам нужно знать об обновлённом Skoda Kodiaq

Что изменилось в новом поколении Skoda Kodiaq?

4x4 Club
Важный нюанс, из-за которого у вас плохо получаются снимки с зумом Важный нюанс, из-за которого у вас плохо получаются снимки с зумом

Съемка с оптическим увеличением только на первый взгляд кажется простой

CHIP
Бегущая с волками. Какой получилась «Фуриоса: Хроники Безумного Макса»? Бегущая с волками. Какой получилась «Фуриоса: Хроники Безумного Макса»?

Несмотря на 2,5 часа хронометража, «Фуриоса» справляется с экспозицией за минуту

Правила жизни
Банкократия Банкократия

Как получилось, что банки растут в разы быстрее, чем вся остальная экономика

Монокль
Почему некоторые кабриолеты называют спайдерами и при чем тут пауки Почему некоторые кабриолеты называют спайдерами и при чем тут пауки

Слово Spider кажется совершенно неуместным, когда речь заходит об автомобилях

Maxim
Френч, Мишальон, Ободников: 5 бестселлеров от непрофессиональных писателей Френч, Мишальон, Ободников: 5 бестселлеров от непрофессиональных писателей

Юрист, журналист, театральная актриса и графиня, которые создали отличные романы

СНОБ
Не вступать в старость без любви: почему возраст пугает и как научиться его принимать Не вступать в старость без любви: почему возраст пугает и как научиться его принимать

Глава из книги «Возраст: Инструкция по применению»

Forbes
Синдром Дон Жуана: какая детская травма скрыта за образом мачо Синдром Дон Жуана: какая детская травма скрыта за образом мачо

Что такое синдром Дон Жуана, как с ним живут мужчины?

Psychologies
Стиль твоей удачи Стиль твоей удачи

Минимализм или классика: самый подходящий интерьер для твоего знака зодиака

Лиза
Как проверить стартер на работоспособность в домашних условиях Как проверить стартер на работоспособность в домашних условиях

Все о проверке стартера: признаки неисправности и способы ремонта

РБК
Подводные лодки и придворный шарм Подводные лодки и придворный шарм

Подводная лодка С.К. Джевецкого – первая в мире серийная субмарина

Наука и Техника
Артериальную гипертензию у подростков связали с инфарктами и инсультами во взрослом возрасте Артериальную гипертензию у подростков связали с инфарктами и инсультами во взрослом возрасте

У подростков с артериальной гипертензией высок риск инфарктов во взрослой жизни

N+1
Сериал «Олененок»: почему история о сталкинге так затягивает Сериал «Олененок»: почему история о сталкинге так затягивает

Как и почему сериал о сталкинге «Олененок» завоевал так много поклонников

Psychologies
Станислав Житарев: «Это была самая настоящая дружба длиною в 45 лет» Станислав Житарев: «Это была самая настоящая дружба длиною в 45 лет»

Коля действительно был добрым и открытым человеком

Коллекция. Караван историй
А ведьмы кто: краткая история инквизиции между мифом и реальностью А ведьмы кто: краткая история инквизиции между мифом и реальностью

Что из историй об инквизиторах имеет под собой реальные основания, а что выдумка

Правила жизни
2 и 2, то есть в сумме 3 факта или типа того о фильме «Идиократия» 2 и 2, то есть в сумме 3 факта или типа того о фильме «Идиократия»

Факты самого гениального фильма о тупости

Maxim
8 грубейших ошибок во время глажки белья, которые допускают все без исключения: узнайте, что портит ваши вещи 8 грубейших ошибок во время глажки белья, которые допускают все без исключения: узнайте, что портит ваши вещи

Как не стоит гладить белье, если вы не хотите испортить ткань и свое настроение

ТехИнсайдер
Открыть в приложении