Введение импортных пошлин поспособствует развитию отечественных производств

ЭкспертБизнес

Косметику обложили пошлинами

Введена заградительная таможенная пошлина в размере 35% в отношении ряда парфюмерно-косметической продукции и товаров бытовой химии из некоторых недружественных стран

Дмитрий Василенко

Российские бренды, не облагаемые пошлиной. Предоставлено пресс-службой

Российские компании из числа крупнейших производителей парфюмерно-косметической продукции и бытовой химии попросили Минпромторг ввести заградительные пошлины на импорт ряда товаров из нескольких недружественных России стран. Собеседники «Эксперта» уверены, что это подтолкнет россиян к переходу на столь же качественную, но более доступную отечественную продукцию, а также поможет малому и среднему бизнесу в отрасли занять новые ниши.

Зачем платить больше

Санкционный шок, уход с рынка и приостановка деятельности многими крупными зарубежными производителями товаров повседневного спроса заставили их отечественных конкурентов в ускоренном режиме искать новых поставщиков сырья и осваивать выпуск новых для себя продуктов. Теперь индустрия, справившаяся с этими вызовами в рекордно короткие сроки, набрала хороший темп и не намерена останавливаться на достигнутом. Ассоциация товаропроизводителей «Национальный совет по парфюмерии, косметике и бытовой химии» обратилась в Минпромторг с предложением ввести заградительные импортные пошлины на ряд товаров из недружественных стран, а именно из США, Канады, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии и Польши. Такая мера должна коснуться поставщиков импортных шампуней, средств для волос, бритья и чистки зубов, дезодорантов, антиперспирантов, моющих средств и еще нескольких категорий. Национальный совет по парфюмерии, косметике и бытовой химии объединяет крупнейших производителей отрасли — АО «Фаберлик», АО «Арнест», ООО «ДиАрСи», ООО «Юникосметик» и ООО «Миксит». Суммарный годовой оборот членов ассоциации составляет 60% российского парфюмерно-косметического рынка, а товары этих компаний можно найти почти во всех торговых сетях, интернет-магазинах и других специализированных точках.

В беседе с «Экспертом» представитель Минпромторга подтвердил получение такого запроса и отметил, что уже сегодня российские производители могут полностью закрыть всю потребность рынка в этой продукции. Как объясняют в самой ассоциации, ранее доля импортного сырья в компонентной базе косметических средств составляла до 90% от общего объема, а в упаковке — до 70%. Однако за последний год российские компании в значительной степени переориентировали закупки в пользу дружественных стран и локальных производителей. Благодаря этому объем поставок сырьевых ингредиентов из недружественных стран в 2022 году сократился с 63 до 35% в сравнении с аналогичным периодом 2021 года, и тенденция на развитие отечественного химического производства говорит о том, что такой тренд сохранится и в ближайшие несколько лет.

Большинство собеседников «Эксперта», представляющих отрасль, отметили, что введение пошлин неминуемо приведет к росту конечных цен, но подорожают только конкретные импортные категории товаров (шампуни, средства для волос, средства для чистки зубов, средства для бритья, дезодоранты и антиперспиранты, средства для ароматизации и дезодорирования воздуха помещений, моющие и чистящие средства) из вышеупомянутых шести недружественных стран. Других категорий это не коснется, и удорожания не будет.

«Заградительные пошлины на ограниченный перечень продукции из недружественных стран приведут к соответствующему росту цен. Конечно, часть покупателей продолжит приобретать привычные бренды, несмотря на удорожание. Но большая доля начнет искать аналоги у российских производителей, а также производителей из дружественных стран. Спрос на отечественные бренды вырастет, но конкуренция с продукцией из дружественных стран останется», — говорит основатель косметического бренда Perfect4U Татьяна Бороздина.

В свою очередь, руководитель направления закупок товаров для красоты интернет-магазина Shopping Live Маргарита Рубцова уточняет, что продукция из этого перечня и так подорожала с начала года. И хотя это действительно поможет переориентировать часть покупателей на российскую косметику, введение полного запрета на поставки парфюмерно-косметической продукции из недружественных стран, а также повышение пошлин на товары, по которым ассортимент отечественных брендов не в полной мере может удовлетворить запросы потребителей (парфюмерия, декоративная косметика), пока не планируется, отметили в Минпромторге.

Свободная ниша

Исполнительный директор Ассоциации товаропроизводителей «Национальный совет по парфюмерии, косметике и бытовой химии» Андрей Самойлов в беседе с «Экспертом» отметил, что больше половины импортируемой продукции в указанных категориях ввозилось из стран Евросоюза, при этом в перспективе введение пошлин затронет только 815% от общего объема поставок и не коснется подавляющего большинства привычных потребителям брендов. По остальным категориям товаров, не подпадающим под новые пошлины, никаких изменений на рынке не предвидится, так как российские производители уже успешно заняли эти рыночные ниши.

«В остальных категориях после ухода европейских иностранных брендов на российском рынке увеличилось количество товаров из дружественных стран, которые закрыли потребность производителей в импортных аналогах», — объясняет он. Схожую позицию выразили и в Минпромторге, отметив, что введение пошлин поможет сделать российскую продукцию более конкурентоспособной в конкретных категориях — там, где российские товары не уступают по качеству иностранным аналогам.

«Речь идет об ограниченной части парфюмерно-косметической продукции, поэтому повышения цен на необходимые российским потребителям товары не предвидится. Отметим также, что отечественные товары не уступают по соотношению цена/качество зарубежным аналогам», — сказали в Минпромторге.

Мал, да удал

В Минпромторге также считают, что введение импортных пошлин поспособствует развитию других отечественных производств, которые со временем могут занять определенные ниши и вытеснить оттуда иностранных игроков. Но этот процесс, по мнению опрошенных «Экспертом» специалистов, требует не только государственной поддержки, но и значительных инвестиций в фундаментальные процессы — вроде разработок и исследований.

«С точки зрения процесса производства — ингредиентов, формул, упаковок — часть категорий российские производители уже заместили. Часть же пострадала. Например, категория гигиены, где есть высокотехнологичные процессы. И здесь коллег ждет большая работа не только в плане производства и технологий, но и в плане клинических тестов продуктов», — говорит управляющий директор ГК Natura Siberica по стратегии Анастасия Устенко.

Собеседница «Эксперта» объясняет, что в той же категории косметики по уходу за кожей лица лидерами всегда были производители из Швейцарии, Франции и США, на протяжении долгого времени вкладывавшие средства в развитие этого направления, его научной основы, знаний и технологий. То же можно сказать и о косметике, идущей из пластической хирургии, фармацевтики и так далее. Научиться производить сопоставимые по качеству аналоги можно, но это требует концентрированных усилий и крупных инвестиций. К тому же это очень большой путь для потребителя, у которого должно сформироваться лояльное отношение не только к продукту, но и к бренду.

Впрочем, многие небольшие российские производители уже говорят, что рынок сам идет к ним навстречу. Так, Татьяна Бороздина из Perfect4U в беседе с «Экспертом» отметила, что в этом году ее компания ощущает заметный рост спроса со стороны мультибрендовой розницы, салонов красоты, федеральных сетей, дистрибьюторов и интернет-магазинов. Она уверена, что в будущем этот тренд сохранится, что открывает путь для конкурентной борьбы между небольшими, но уникальными производителями.

«Мы уверены, что российский производитель может занять свою долю рынка, отвоевав ее у иностранных игроков, в первую очередь за счет качественного продукта, который не уступает импортному. Все это открывает огромные возможности для роста и развития отечественного производства, в том числе МСП», — говорит Татьяна Бороздина.

Российские производители на данный момент обладают достаточным производственным потенциалом и компетенцией, используют высокотехнологичное оборудование, оснащены испытательными и научно-исследовательскими лабораториями, имеют большое количество патентов на изобретения в части технологий производства продуктов и их компонентов. Все это только способствует их развитию — и с точки зрения влияния на малый и средний российский бизнес введение заградительных пошлин только усилит уже сформировавшийся тренд, уверена собеседница «Эксперта». «Повышение пошлины благоприятно скажется на субъектах малого и среднего предпринимательства, поскольку она затрагивает не только известные компании, но и ряд нишевых брендов. Введение заградительной пошлины может послужить стимулом для выбора российского», — говорит представитель профильной ассоциации.

В Минпромторге подытожили, что сама по себе пошлина не может коренным образом изменить ситуацию на российском рынке косметики и парфюмерии: важен комплексный подход, нацеленный на всестороннюю помощь таким предприятиям. В частности, рассказали в ведомстве, помимо традиционных пользующихся спросом мер — транспортной субсидии, сертификации на внешних рынках и займов Фонда развития промышленности — в этом году запущен новый механизм поддержки, направленный на субсидирование части затрат производителей потребительских непродовольственных товаров на продвижение их продукции на телевидении.

Принятые меры являются ответным шагом на агрессию со стороны западных стран в отношении отечественных производителей парфюмерии, косметики и бытовой химии. Восьмой пакет санкций полностью ограничил экспорт российской продукции за рубеж, нанеся сильный удар по крупным российским компаниям. И для того, чтобы наши производители могли выстоять, необходимо оказать им поддержку внутри страны, уверены в Ассоциации производителей.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

От совестливой номенклатуры — к буржуазному олигархату От совестливой номенклатуры — к буржуазному олигархату

Какую эволюцию прошла элита, прежде чем решилась свернуть советский проект

Эксперт
Всё что вам нужно знать об обновлённом Skoda Kodiaq Всё что вам нужно знать об обновлённом Skoda Kodiaq

Что изменилось в новом поколении Skoda Kodiaq?

4x4 Club
Китайский марксизм на службе новой эпохи Китайский марксизм на службе новой эпохи

В Китае окончательно закрепилась концепция социалистической рыночной экономики

Эксперт
Загадка «ангарского цветка» Загадка «ангарского цветка»

Ученые находят растения, которые относят к цветковым, в слоях юрского периода

Наука и Техника
В Питере шить: как моряки запустили производство изделий из кожи В Питере шить: как моряки запустили производство изделий из кожи

Компании «Верфь» удалось занять свою нишу на конкурентном рынке кожгалантереи

Эксперт
Как перестать тратить и начать зарабатывать: 3 совета Михаила Лабковского Как перестать тратить и начать зарабатывать: 3 совета Михаила Лабковского

Деньги — цель или средство? Источник удовольствия или тяжкое бремя?

Psychologies
Позолоти перчатку: как зарабатывает и на что тратит состояние Тайсон Фьюри Позолоти перчатку: как зарабатывает и на что тратит состояние Тайсон Фьюри

Forbes Sport рассказывает о сумасшедших заработках Тайсона и его инвестициях

Forbes
Транзитный пассажир Транзитный пассажир

Актер Сергей Горошко перевоплощается легко и очень элегантно

OK!
Главный винодел России Леонид Попович: В СССР делали премиальное вино Главный винодел России Леонид Попович: В СССР делали премиальное вино

Как жили виноделы в годы горбачевской антиалкогольной кампании

СНОБ
Как определить забитый катализатор не снимая его. Признаки Как определить забитый катализатор не снимая его. Признаки

Все о проверке катализатора: признаки неисправности и способы ремонта

РБК
Горячие головы Горячие головы

Как позаботиться о прическе с приходом теплого времени года

Лиза
Банкократия Банкократия

Как получилось, что банки растут в разы быстрее, чем вся остальная экономика

Монокль
Важный нюанс, из-за которого у вас плохо получаются снимки с зумом Важный нюанс, из-за которого у вас плохо получаются снимки с зумом

Съемка с оптическим увеличением только на первый взгляд кажется простой

CHIP
Как по нотам Как по нотам

Никола Мельников об источниках вдохновения и подходе к пониманию искусства

Men Today
Дядя честных правил Дядя честных правил

«Дядя Леша»: Юрий Деточкин нового времени

Weekend
Ты лучший: можно ли завести роман с близким другом? Ты лучший: можно ли завести роман с близким другом?

Стоит ли вступать в отношения с близким другом? Расцениваем все риски

VOICE
Бегущая с волками. Какой получилась «Фуриоса: Хроники Безумного Макса»? Бегущая с волками. Какой получилась «Фуриоса: Хроники Безумного Макса»?

Несмотря на 2,5 часа хронометража, «Фуриоса» справляется с экспозицией за минуту

Правила жизни
Петербург будущего Петербург будущего

Владимир Ильич Травуш проектировал самые высокие здания современной России

Собака.ru
Дуэты с мировыми звездами, болезни и одна женщина: горе и радости жизни Николая Носкова Дуэты с мировыми звездами, болезни и одна женщина: горе и радости жизни Николая Носкова

Строчка «на меньшее я не согласен» лучшего всего описывает жизнь Николая Носкова

VOICE
Ресторатор Александр Сысоев — о пьянстве в барах и том, как с ним бороться Ресторатор Александр Сысоев — о пьянстве в барах и том, как с ним бороться

Почему люди в барах напиваются и пристают к гостям и как этого избежать

СНОБ
Почему мы боимся успеха и как справиться с этим страхом: советы психолога Почему мы боимся успеха и как справиться с этим страхом: советы психолога

Почему нам так страшно сделать решающий шаг к успеху?

Psychologies
6 книг, которые помогут «прокачать» мозг 6 книг, которые помогут «прокачать» мозг

Книги, которые помогут расширить представление о природе сознания

Psychologies
6-летняя девочка делает макияж в детский сад: как поколение альфа рискует травмировать себя 6-летняя девочка делает макияж в детский сад: как поколение альфа рискует травмировать себя

Почему поколение альфа так одержимо макияжем и чем это может им навредить?

Psychologies
Новые археологические открытия и альтернативные пути развития человечества Новые археологические открытия и альтернативные пути развития человечества

Ряд археологических открытий, не вписывающихся в привычную со школы картину

Наука и Техника
Маржа на горошинах Маржа на горошинах

Аграрии переводят посевы нерентабельных зерновых на альтернативные культуры

Агроинвестор
Инженеры будущего. Ультразвуковая левитация и системы предсказания погоды Инженеры будущего. Ультразвуковая левитация и системы предсказания погоды

Новые инженерные проекты предпрофессиональной подготовки

Наука и Техника
Почему котам и собакам нравится, когда их гладят? Ведь в дикой природе этого нет Почему котам и собакам нравится, когда их гладят? Ведь в дикой природе этого нет

Почему животным нравится, когда хозяева их гладят?

ТехИнсайдер
«Претенденты»: спортивная драма с Зендеей о поединке на теннисном корте и в любви «Претенденты»: спортивная драма с Зендеей о поединке на теннисном корте и в любви

«Претенденты»: чего не хватило этой истории о любовном треугольнике на корте

Forbes
8 грубейших ошибок во время глажки белья, которые допускают все без исключения: узнайте, что портит ваши вещи 8 грубейших ошибок во время глажки белья, которые допускают все без исключения: узнайте, что портит ваши вещи

Как не стоит гладить белье, если вы не хотите испортить ткань и свое настроение

ТехИнсайдер
«Как я встретил ее маму»: психологический разбор героев нового фильма «Как я встретил ее маму»: психологический разбор героев нового фильма

«Как я встретил ее маму»: характеры и мотивы главных героев

Psychologies
Открыть в приложении