Впахивают роботы
Почтальоны, кладовщики и операторы кол-центров лишаются работы из-за автоматики. Скоро очередь дойдет до водителей и даже программистов. Представители более «человечных» профессий: врачи, парикмахеры, психологи и артисты — пока не тревожатся за свои рабочие места. А в сельском хозяйстве замена людей роботами замерла где-то посередине
Машина: внимание, точность, выносливость
Через огромное стекло кабины комбайна ACROS 595 Plus видно, как в бешено вращающейся жатке исчезают тысячи колосьев пшеницы. Позади машины остаются узкие и прямые полосы сена, из-за которых убранное поле похоже на разлинованную школьную тетрадь. Рулевая колонка откинута к самому стеклу — за руль никто не держится. Педали на полу также выглядят необязательными органами управления из прошлого.
На земле какое-то движение — напуганный заяц бежит через скошенное поле и исчезает в пшенице прямо перед жаткой. Я на секунду зажмуриваюсь, представляя худшее, однако чувствую, что комбайн сбавил ход, пропуская животное, как водитель пешехода. Но если до руля не дотянуться и на педали никто не жмет, то кто же принял решение остановиться?
Комбайном управляет нейросеть Cognitive agro pilot, разработанная компанией Cognitive Pilot. Слева от меня находится дисплей. На его экране изображение поля с камеры, расположенной снаружи. Разным цветом на картинке выделены убранные и неубранные участки, отмечена траектория, по которой компьютер будет вести машину. Во всех современных комбайнах управляющие команды передаются по проводам (Drive by wire *). Блок управления под кабиной отдает приказы на исполнительные механизмы рулевого управления, тормозов и «газа». Несмотря на это, я в кабине не один — все это время на соседнем кресле сидит комбайнер Сергей. Но что он тут делает?
* Drive by wire («вождение по проводам») — система управления транспортным средством, в которой органы управления не имеют механической связи с колесами. Управляющие сигналы водителя обрабатываются компьютером.
Юрий Минкин, руководитель департамента разработки беспилотных транспортных средств компании Cognitive Pilot: «Автопилот Cognitive agro pilot принимает визуальную информацию с камеры. Картинка передается в вычислительный блок. В нем нейросеть сегментирует изображение, разделяет дорожную сцену на классы. Система „видит и понимает“, где убранные и неубранные участки, определяет типы культур, различает другую технику, препятствия и людей.
Cognitive agro pilot использует одну камеру и вычислительный блок, которые подходят практически для всех марок комбайнов, убирающих разные культуры. Это главное преимущество системы перед аналогичными системами параллельного вождения, основанными на GPS. Даже если на поле растет незнакомая культура, мы можем очень быстро адаптировать нейросеть к ней без изменений элементной базы. Кроме того, фермеру не нужно платить за подписку на высокоточную систему позиционирования».