Почему сериалы заняли такое большое место в жизни современного человека?

Знание – силаСобытия

Сериалы? Сериалы!

Некоторое время назад сериалы смотрели только бабушки и домохозяйки, а сейчас дело обстоит иначе: с четырнадцати до восьмидесяти пяти и старше (да, да) – все обмениваются вопросами: «А что вы сейчас смотрите? » Что же произошло? Почему сериалы заняли такое большое место в жизни современного человека? Попробуем разобраться.

Считается, что сериалы берут свое начало от латино-американских радионовелл, радиоприемник был дешевле телевизора, занимательные истории с продолжением женщины слушали охотно, не отрываясь от домашней работы. Позже появились так называемые «мыльные оперы» (незамысловатые долгоиграющие истории прерывались рекламой мыла), можно было смотреть на симпатичные лица, а можно и слушать, отвернувшись к раковине или столу, ведь герои обязательно рассказывают друг другу обо всем, что случилось. И радионовеллы, и «мыло», отвлекая от рутины, от экономических и политических проблем, хорошо принимались целевой аудиторией, поэтому производились в большом количестве.

В СССР была иная традиция – снимали качественные многосерийные телевизионные фильмы, никак не подпадающие под определение мыльных опер. Одним из первых на экраны вышла военная четырехсерийная картина Сергея Колосова «Вызываем огонь на себя» с Людмилой Касаткиной в главной роли (1964), чуть позже, в 1969‑м – остросюжетный пятисерийный фильм Евгения Ташкова «Адъютант его превосходительства». Зрители с волнением следили за судьбой разведчика Кольцова (Юрий Соломин), события далекого 1919 года захватывали, прекрасная работа актера завораживала. Тогда же появились первые части мультсериала «Ну, погоди!» Вячеслава Котеночкина.

В семидесятые годы отечественные телевизионные фильмы пошли один за другим: семейные саги по романам Анатолия Иванова «Тени исчезают в полдень» (1971) и «Вечный зов» (1973) – режиссеры Валерий Усков и Владимир Краснопольский. Прекрасные актеры Петр Вельяминов, Нина Русланова, Иван Лапиков, непростые судьбы героев вызывали большой интерес. «Вечный зов» – один из самых многоэпизодных фильмов тех лет – не раз удостаивался наград. Не менее привлекал зрителей и кинороман Михаила Анчарова «День за днем» (режиссер Всеволод Шиловский, 1971). Семнадцатисерийная картина, рассказывающая о жизни соседей по коммунальной квартире, где сыграли Вячеслав Невинный, Юрий Горобец, Нина Сазонова, оказалась близкой, понятной, очень «своей». Фильм украсили и песни М. Анчарова.

В те же годы публика с удовольствием смотрела и польский военно-приключенческий фильм «Четыре танкиста и собака» (режиссер Конрад Налецкий, 21 эпизод). Этот сериал, сдобренный юмором, нравился телезрителям: реплики полюбившихся героев, как сейчас говорят, становились мемом.

Тогда же вышел на экраны непотопляемый сериал «Следствие ведут ЗнаТоКи» (1971—2003). Режиссеры менялись (снимали и Вячеслав Бровкин, и Владимир Хотиненко, и Вячеслав Сорокин), сценаристы оставались прежними – Ольга и Александр Лавровы. Детективные истории с хорошо закрученным сюжетом, да еще разыгранные хорошими актерами (Георгий Мартынюк, Александр Каневский, Эльза Леждей) – просто беспроигрышный вариант!

Особое место занимают два фильма, которые стали «хитами», по-настоящему народными. Как говорили, улицы пустели, когда показывали очередную серию «Семнадцати мгновений весны» (Татьяна Лиознова, 12 серий, 1973). А «Место встречи изменить нельзя» (Станислав Говорухин, 5 серий, 1979) с Владимиром Конкиным и Владимиром Высоцким смотрят с восторгом и по сей день. Да, это было настоящее хорошее кино, его смотрели семьями, обменивались впечатлениями, разговаривали цитатами…

В постперестроечные годы многое изменилось, вот тогда-то и произошел раскол среди публики: женщинам пенсионного возраста по вкусу пришлись вовремя явившиеся из Бразилии, Мексики и США «Рабыня Изаура», «Богатые тоже плачут», бесконечная «Санта-Барбара», о которых ничего не хотели знать молодые зрители. Их кумирами были Арсений Тарковский, Тенгиз Абуладзе, Кира Муратова. В общем, настоящее кино, а не это вот «мыло».

В девяностые годы в России появились ситкомы1… Они произросли из радионовелл, коротких (20–30 минутных) комических историй, очень популярных в Америке в двадцатые годы ХХ века, которые позже перешли на экран. Наконец, спустя многие годы, добрались до России. Их стали смотреть и мужчины, чаще пенсионного возраста. Первый фильм такого рода «Клубничка» был сделан по лекалу испанской «Дежурной аптеки», потом появились и оригинальные российские «FM и ребята», «Дружная семейка». Ситкомы принесли еще новшество – смех за кадром. Как ни странно, и ситкомы иногда становились поводом для семейного просмотра. Уставшие за день люди собирались около телеэкрана посмеяться. Конечно, образованная, интеллигентная публика сторонилась такого рода развлечений. В 2004 году любители этого жанра получили подарок: появился сериал «Моя прекрасная няня» (адаптация американского сериала «Няня»). Это был уже хорошо продуманный продюсерами (Александр Акопов и Александр Роднянский) коммерческий проект, снимался он на студии «Амедиа». Этот сериал шел семь сезонов (173 серии), за жизнью няни Вики (Анастасия Заворотнюк) в семье продюсера Шаталина (Сергей Жигунов), за поворотами их любовной истории следили многие и многие телезрители.

1 Ситком – комедийный сериал с постоянными главными героями, общим местом действия и историей. Каждый эпизод в таких сериалах имеет отдельный законченный сюжет и не требует знакомства с общей предысторией. Русский термин «ситком» – калька с английского sitcom, сокращения от выражения «situation comedy», что переводится как «ситуационная комедия», «комедия положений».

А что же все-таки смотрела «продвинутая» публика? В 1990–91 годах «Твин Пикс», драматический, детективный с элементами триллера сериал, созданный Дэвидом Линчем по сценарию Марка Фроста. Это было тонкое, странное, загадочное, очень линчевское кино. Все 48 серий горячо обсуждались в «своем кругу». В 2017‑м Линч, как и обещал, снял продолжение. «Твин Пикс: Возвращение», минисериал из 18 эпизодов. Те зрители, кто помнили старый сериал, конечно же, бросились смотреть новую работу Линча. Но появились и новые фанаты «Твин Пикса», новое поколение киноманов с наслаждением методом глубокого погружения стало смотреть этот фильм о подвалах подсознания, извратах зла, трудностях коммуникации. И наблюдать за действиями умного детектива (Кайл Маклахлен).

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Вселенная, пульсирующая в чёрной дыре Вселенная, пульсирующая в чёрной дыре

Происхождение Вселенной всегда волновало людей

Наука и жизнь
Как вести себя, если у партнера зависимость: 3 шага к исцелению Как вести себя, если у партнера зависимость: 3 шага к исцелению

Лечение от зависимости — тяжелое испытание для семьи, как его пройти?

Psychologies
Тоннель в складчину Тоннель в складчину

Можно ли привлечь угольщиков к софинансированию модернизации Восточного полигона

Монокль
От секса до любви От секса до любви

Возможна ли любовь без секса и секс без любви?

Men Today
Секреты правильного использования кредитных карт Секреты правильного использования кредитных карт

Кредитки давно вошли обиход, вот только пользоваться ими умеют далеко не все

Наука и техника
Татьяна Лютаева: «Мне никогда не бывает скучно ни с собой, ни с окружающим миром» Татьяна Лютаева: «Мне никогда не бывает скучно ни с собой, ни с окружающим миром»

Подлинный триумф Татьяны Лютаевой состоялся на кинофестивале в Афинах

Караван историй
Татьяна Правдина: «Когда Зяма смотрел свои фильмы, всегда говорил: «Это — не то!» Татьяна Правдина: «Когда Зяма смотрел свои фильмы, всегда говорил: «Это — не то!»

Актеру Зиновию Гердту было 44 года, а переводчице Татьяне Правдиной — 32

Коллекция. Караван историй
У природы нет плохой космической погоды? У природы нет плохой космической погоды?

Может ли из-за космической бури случиться инфаркт или инсульт?

Знание – сила
5 одинаковых привычек разных миллиардеров 5 одинаковых привычек разных миллиардеров

Что объединяет финансовых гениев со всего мира

Maxim
Нина Русланова: «Когда она узнала, что в «Иване Лапшине» будет играть Миронов, отказалась сниматься» Нина Русланова: «Когда она узнала, что в «Иване Лапшине» будет играть Миронов, отказалась сниматься»

Русланова была великой актрисой, играла все: от высокой трагедии до комедии

Караван историй
Не только пуховый платок: главные достопримечательности Оренбуржья Не только пуховый платок: главные достопримечательности Оренбуржья

Оренбургская область — удивительный регион, богатый историей и культурой

ФедералПресс
Вежливость не повод для доверия: главные ошибки в деловых отношениях с американцами Вежливость не повод для доверия: главные ошибки в деловых отношениях с американцами

Какие подводные камни таятся во взаимодействиях с американскими партнерами

Forbes
«Систэм Электрик»: в приоритете — дальнейшее развитие производственной базы «Систэм Электрик»: в приоритете — дальнейшее развитие производственной базы

Завод «ЭлектроМоноблок» наращивает производство и повышает уровень локализации

Эксперт
Импульсивный инвестор Импульсивный инвестор

Как уроженец Шанхая стал легендарным американским финансистом

Деньги
Сибирский вайб: 5 перспективных молодых артистов из северного региона Сибирский вайб: 5 перспективных молодых артистов из северного региона

Фрэшмены из Сибири, имеющие все шансы стать звездами

Maxim
«Каждая кредитная сделка — вклад в развитие экономики региона» «Каждая кредитная сделка — вклад в развитие экономики региона»

Как малый и средний бизнес занимает новые ниши экономики

Деньги
Марс — крестьянам, роботов — рабочим! Марс — крестьянам, роботов — рабочим!

«Кибердеревня»: березапанковская Россия будущего

Weekend
Самые необычные политические партии мира Самые необычные политические партии мира

Самые странные политические партии в мире и их программы

Maxim
«Звучит незнаемая лира…» «Звучит незнаемая лира…»

Кто такой Антиох Кантемир?

Знание – сила
Екатерина Дурова: «Гадалка сказала отцу: «Тебя нет. Ты давно умер». Он действительно много раз мог погибнуть» Екатерина Дурова: «Гадалка сказала отцу: «Тебя нет. Ты давно умер». Он действительно много раз мог погибнуть»

Было абсолютно очевидно, Лев Дуров так и остался главным человеком в ее жизни

Коллекция. Караван историй
Любовь, случайности и cash Любовь, случайности и cash

Какие функции всегда должны оставаться за лидером, а какие необходимо передавать

FP. BusinessReview
Любимец нации Любимец нации

Заметки по случаю дня рождения Остапа Сулеймана Берта-Мария Бендер-бея

Знание – сила
Цифровые грязи Цифровые грязи

Куда завезут нас электрические внедорожники

Автопилот
Лунные костюмы Лунные костюмы

Зачем потребовалось перекрашивать скафандр и что нового предложили конструкторы?

ТехИнсайдер
Русский авиапром отвоевывает небо Русский авиапром отвоевывает небо

«Суперджет» и серьезный рывок на пути к обретению звания «российский самолет»

Эксперт
Искусство самопрезентации: как научиться рассказывать о себе в любой ситуации Искусство самопрезентации: как научиться рассказывать о себе в любой ситуации

Как правильно преподнести себя во время переговоров и на собеседовании

Forbes
Запретить нельзя печатать. Как появился самиздат Запретить нельзя печатать. Как появился самиздат

Самиздат: неподцензурное производство литературы

СНОБ
Восемь с половиной обстоятельств Восемь с половиной обстоятельств

Из каких случайностей возникла опера Генри Пёрселла «Королева фей»

Weekend
Музыкальная пауза: как Джонни Кэш записал величайший концертный альбом Музыкальная пауза: как Джонни Кэш записал величайший концертный альбом

Как концерт в Фолсомской тюрьме 1968 года перезапустил карьеру Джонни Кэша?

Правила жизни
Лицо в точечку Лицо в точечку

Новообразования на коже доставляют много неудобств. Как с ними быть?

Лиза
Открыть в приложении