Химия и пол
Ксения Рождественская об «Опасном элементе» Марджан Сатрапи
На Amazon Prime вышел байопик Марии Склодовской-Кюри с Розамунд Пайк в главной роли, снятый Марджан Сатрапи, художницей и режиссером, которую прославил графический роман-автобиография «Персеполис». В основе «Опасного элемента» — тоже комикс, благодаря чему Сатрапи удалось превратить Марию Кюри в супергероиню с плохим характером, но сделать ее живым человеком — не получилось.
Мария Склодовская-Кюри на смертном одре вспоминает свою жизнь: знакомство с Пьером Кюри, опыты с ураном, семейные радости, Нобелевскую премию по физике за исследование радиации, вторую Нобелевку по химии за открытие полония и радия, наконец, большую войну, которая, как сказала ей дочь, «должна стать твоей войной». Исследования Кюри спасли миллионы жизней и угробили не меньше: в фильме есть галлюцинаторные эпизоды, в которых атомная бомба падает на Хиросиму, в Неваде проходят ядерные испытания, полыхает чернобыльский реактор.
В 1980 году советские телезрители, несмотря на полное отсутствие интереса к теме мировой революции, смотрели и обсуждали советско-гэдээровский сериал Льва Кулиджанова «Карл Маркс. Молодые годы». Маркс в этом сериале был безбородым юношей, который, конечно, все время думал о пролетариате, но мог и влюбиться, и даже жениться.
«Опасный элемент» Марджан Сатрапи чем-то напоминает «Молодые годы». Здесь, правда, в мелодраму завернута не мировая революция, а женская самодостаточность и независимость. Мария Склодовская-Кюри — в первую очередь опасный элемент, гордая фурия, ставящая мужиков на место и способная громко произнести в кафе слово «секс», а потом уж исследовательница, ученая, первая в мире женщина, удостоенная Нобелевской премии, мать, жена, любовница, старуха.