«Что мечта не осуществилась, не означает, что мечта была плохая»
Дмитрий Моисеев о своем фильме «Контакты»
В прокат выходит дебют сахалинского режиссера Дмитрия Моисеева «Контакты» — малобюджетный фантастический фильм о том, как 40 лет назад на Землю прилетели пришельцы и оказались никому не нужны. Что биопоги, или, как их называют в России, «виталики», делают на Земле и как с ними взаимодействовать, понять никому не удалось. Известно только, что, находясь вблизи своих кораблей, они выделяют вещество «прак», от которого у людей необыкновенно быстро растут ногти. В народе считается, что «прак» обладает также необыкновенными целебными свойствами, поэтому его можно дорого продать на черном рынке. Главная героиня проникает в лабораторию, где изучают биопогов, чтобы достать прак для своего больного отца, но в итоге сама становится частью загадочного эксперимента. О советской фантастике и разочаровании в мечте Дмитрий Моисеев рассказал Константину Шавловскому.
В связи с вашим фильмом критики упоминают и «Район № 9», и «Кин-дза-дзу!», и «Тайну третьей планеты», и Стивена Спилберга. Из чего на самом деле сделана вселенная «Контактов»?
Все эти сравнения в той или иной степени правомерны, потому что территория сай-фая довольно хорошо обжита, и даже когда ты с нуля придумываешь фантастический мир, ты все равно как-то оглядываешься на то, что любишь. А когда размещаешь историю в постсоветском пространстве, то отсылки к советской фантастике попросту неизбежны. Потом, у нас кино в принципе довольно постмодернистское, с большим количеством отсылок к разным фантастическим книгам и фильмам. Но сама идея, с которой все началось, звучала примерно так: живет одна женщина типа соцработницы, которая ухаживает за немощным пришельцем. Вот за этой идеей мы пошли и на ней построили вселенную «Контактов». Она немного перекликается с легендой о «кыштымском карлике» — антропоморфном существе, которое в 1996 году обнаружила пенсионерка Тамара Просвирина из Челябинской области и назвала Алешенькой. Собственно, мы к этой истории отчасти и отсылаем в рассказе про появление биопогов на Земле. Весь этот сюжет с бабушкой, которая первой нашла Виталика,— наша дань этой легенде.
Но в отличие от пенсионерки, нашедшей кыштымского карлика, у вас бабушка принимает пришельца за своего сына Виталика, погибшего в Афганистане. Кажется, что это еще и отсылка к «Грузу 200».
Да, «жених приехал». На самом деле «Груз 200» был не то чтобы явным референсом, но он у меня в голове все время крутился. Он в свое время на меня огромное впечатление произвел. Так что Балабанов в «Контактах» есть, не прямо, а вот так опосредованно.
Почему за точку отсчета, когда на Землю прилетели пришельцы, вы взяли 1980-е?
Я в 1980 году родился, и город, в котором живут наши герои,— в нем есть что-то от образа города моего детства. Мы с братом выросли в Корсакове, это портовый город в часе езды от Южно-Сахалинска. Хотя снимали мы в подмосковном Чехове, но городской ландшафт в российских небольших городах не то чтобы сильно отличается, восьмидесятые можно найти везде. А по сюжету нам нужен был довольно большой промежуток времени, чтобы зритель поверил, что эти существа уже давно живут на Земле и всем уже надоели.