Катар, самая богатая страна мира, не думает о будущем, а создает его сейчас

Вокруг светаПутешествия

Настоящее будущее

Думать о завтрашнем дне — естественная забота нормального человека. Заботиться о будущем страны — святая обязанность нормального государства. Катар, самая богатая страна мира, не думает о будущем — он создает его в настоящем.

Текст Наталья Майборода

Пустыня — вот что здесь было еще совсем недавно. А теперь вон какие громадины возвышаются над Персидским заливом. В Дохе сейчас около 40 небоскребов, — говорит 25-летний архитектор Анас Хамад аль-Кувари. Катарец по происхождению, он учился в Великобритании, а теперь хочет построить в родной стране что-то грандиозное. — Вот приедете к нам через пять лет — совсем не узнаете город.

Доха напоминает большую стройплощадку. Отовсюду торчат краны. На улице 45 градусов в тени, а стройка идет полным ходом. Вдоль набережной вырастают новые отели и бизнес-центры. За длинным бетонным забором роют метро. Четыре ветки общей протяженностью 300 километров свяжут столицу с другими городами страны, а беспилотные поезда метро будут самыми быстрыми в регионе Персидского залива.

На окраине столицы у искусственного насыпного острова Pearl-Qatar пришвартованы дорогие яхты. Этот район — один из самых престижных в городе. Через четыре года рядом с ним вырастет новый город Лусаил. Он будет «умным» — оснащенным высокими технологиями, которые позволят контролировать загруженность дорог и работу коммунальных служб. Город строят под чемпионат мира по футболу 2022 года — первый на Ближнем Востоке. В Лусаиле возведут самый крупный стадион страны по проекту бюро Нормана Фостера. Здесь пройдут главные матчи мундиаля — открытие и финал.

Футбольный бум

— Для нас чемпионат мира по футболу — повод построить то, что нужно стране. Причем быстрее, чем мы планировали, — говорит официальный представитель оргкомитета ЧМ‑2022 Халид аль-Наама. — По требованиям FIFA должно быть от восьми до двенадцати стадионов. Мы сошлись на минимальном количестве. Правительство Катара не хочет выбрасывать деньги на ветер. Нам важно, чтобы после турнира стадионы приносили пользу стране.

Катарский чемпионат обещает стать самым дорогим в истории. По предварительным прогнозам, бюджет превысит 200 миллиардов долларов. Это примерно в 14 раз больше затрат России. Для мундиаля страна строит семь новых стадионов. И уже реконструировала самую старую арену — «Халифу».

На будущем стадионе «Аль-Вакра» шумно и пыльно. Его возводят в одноименном городе, в 20 километрах от Дохи. Уже вырисовывается волнообразный купол. По задумке архитектора Захи Хадид, не дожившей до реализации своего проекта, купол должен напоминать раздувающийся парус традиционной арабской рыбацкой лодки дау. После чемпионата от сорока тысяч сидений «Аль-Вакры» останется половина — верхние ряды снимут и передадут проектам по развитию футбола за границей. Вдвое уменьшат и другие стадионы, изменив и их предназначение. Прежде чем утвердить проект, власти страны обсудили с местными жителями, что бы они хотели видеть на месте арен.

— Жители Аль-Вакры попросили нас открыть внутри стадиона школу и зал для свадебных церемоний, — рассказывает Халид аль-Наама. — Спортивные игры здесь тоже будут проходить. Все наши арены будут выполнять несколько функций.

Самым «функциональным» окажется стадион «Рас Абу Абуд» в Дохе. Его «сложат» из грузовых контейнеров, как конструктор лего, и после игр полностью разберут, а контейнеры превратят в кафе, магазины и общественные туалеты.

Чтобы не строить лишних объектов, власти Катара нашли решение и для вопроса размещения гостей чемпионата. На время турнира в страну приплывут несколько круизных лайнеров, чтобы стать отелями для шести тысяч человек. Дополнительно для болельщиков установят шатровые лагеря в пустыне, а после чемпионата разберут. Гостиницы в Катаре, конечно, тоже построят. Но не больше, чем нужно стране для приема туристов впоследствии.

— Один бутик-отель разместится прямо в здании стадиона «Аль-Тумама» на месте снятых трибун. Кстати, эта арена будет напоминать наш традиционный мужской головной убор — гахфию, — Халид аль-Наама жестом указывает на свою ажурную шапочку, поверх которой надет белый платок. — Дизайн каждой арены уникален. Мы хотим, чтобы стадионы были настоящими достопримечательностями, ради которых люди потянутся в Катар.

Вклад в искусство

В центре Дохи в бухте на искусственном полуострове возвышается ступенчатая пирамида из известняка. Здесь находится Музей исламского искусства. Десять лет назад его построил лауреат Притцкеровской премии Юй Мин Пей, автор известной пирамиды Лувра. В прохладных мраморных залах музея сегодня хранится одна из самых полных коллекций исламских артефактов в мире, собранная за 14 веков.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Наследница иезуитов Наследница иезуитов

О тэмпуре, с которой японцев познакомили португальские миссионеры

Вокруг света
Евгений Липовицкий: Как я открыл вселенную автохимии Евгений Липовицкий: Как я открыл вселенную автохимии

Таинственный мир моторных масел, допусков, сертификаторов и других жидкостей

4x4 Club
Летучие ирландцы Летучие ирландцы

На Аранских островах до сих пор живут так, как жили древние кельты

Вокруг света
Автономный микроробот без батареи перевез груз втрое тяжелее себя Автономный микроробот без батареи перевез груз втрое тяжелее себя

Автономный микроробот без батареи перевез груз втрое тяжелее себя

N+1
План спасения План спасения

Если вам кажется, что мир обречен и ничего уже не исправить, вы не одиноки

Вокруг света
8 способов снять стресс на рабочем месте 8 способов снять стресс на рабочем месте

Тренер по развитию мозга рассказывает, как снять стресс, находясь на работе

Psychologies
Самоочищающися туалеты и умные поилки. Как технологии заботятся о наших питомцах Самоочищающися туалеты и умные поилки. Как технологии заботятся о наших питомцах

Куда собакам и кошкам без хайтека

Forbes
5 странных войн, в которых никто не погиб 5 странных войн, в которых никто не погиб

Не все войны были кровопролитными, в некоторых и вовсе никто не погиб!

Maxim
Мы говорим им «До свидания!» Мы говорим им «До свидания!»

В этом месяце в Нью-Йорке пройдет аукцион века

Tatler
Выйти за рамки Выйти за рамки

Пять новых книг о креативности в 2023 году

FP. BusinessReview
Такая разная любовь: как люди выстраивают отношения Такая разная любовь: как люди выстраивают отношения

Как по-разному люди выстраивают отношения и проявляют любовь

СНОБ
Пропаганда как свидетельство Пропаганда как свидетельство

6 фильмов, в которых старые кадры разоблачают своих героев и заказчиков

Weekend
Вливания в «молочные реки» Вливания в «молочные реки»

Производство молока остается привлекательным направлением для инвесторов

Агроинвестор
Записки зрелого врача: каким получился спектакль «Комната Адлера» с Олегом Меньшиковым Записки зрелого врача: каким получился спектакль «Комната Адлера» с Олегом Меньшиковым

Почему пропускать спектакль «Комната Адлера» не рекомендуется

Правила жизни
«Иногда к нам относятся так, будто мы занимаемся фриковством» «Иногда к нам относятся так, будто мы занимаемся фриковством»

«За каждой народной песней стоит человеческая история»

OK!
Надежда Бабкина: «Красотой русских женщин восторгается весь мир!» Надежда Бабкина: «Красотой русских женщин восторгается весь мир!»

Как Надежда Бабкина пришла к гармонии между внутренним и внешним?

Добрые советы
Дань независимости: как молодые музыканты строят сейчас карьеру в России Дань независимости: как молодые музыканты строят сейчас карьеру в России

Как молодые музыкантам удается выживать в новых, не самых благоприятных условиях

Forbes
Раневскую могла утихомирить только Любовь Орлова Раневскую могла утихомирить только Любовь Орлова

Раневская никогда не была настолько экстравагантна, как ее пытаются представить

Караван историй
Права категории Е: как получить, инструкция Права категории Е: как получить, инструкция

Права категории Е: как оформить и какой экзамен ждет в ГИБДД

РБК
[Прекрасное, ужасное, приемлемое] далеко [Прекрасное, ужасное, приемлемое] далеко

10 фильмов про будущее — разное будущее

Цифровой океан
Десерт антипода Десерт антипода

Для любого австралийца сладким символом его страны будет пирожное ламингтон

Вокруг света
В 5000-летней гробнице одной из первых египетских правительниц нашли винный склад В 5000-летней гробнице одной из первых египетских правительниц нашли винный склад

Мернейт, или Мерит-Нейт жила около XXX века до нашей эры

N+1
Вещи, с которыми ассоциируется исключительно СССР Вещи, с которыми ассоциируется исключительно СССР

Самые простые бытовые предметам, которые неотделимы от советского образа жизни

Maxim
С хлеба на воду: почему аграриям не хватает льготных кредитов для развития С хлеба на воду: почему аграриям не хватает льготных кредитов для развития

Почему далеко не все представители агросектора имеют доступ к льготных кредитам

Forbes
«Я не отнимал у них жизнь — они сами ее у себя отнимали»: история одного ужина с палачом «Я не отнимал у них жизнь — они сами ее у себя отнимали»: история одного ужина с палачом

О встрече с Джерри Гивенсом — бывшим главным палачом штата Вирджинии

Psychologies
Слияния без шоков и рисков Слияния без шоков и рисков

Как агрохолдинги растут за счет сделок M&A

Агроинвестор
Никаких аистов: как выглядело половое воспитание в СССР Никаких аистов: как выглядело половое воспитание в СССР

Кое о чем в стране, где секса не было, все-таки рассказывали

Maxim
Грибоядные мухи опылили паразитирующие на грибах орхидеи в обмен на увядшие цветки Грибоядные мухи опылили паразитирующие на грибах орхидеи в обмен на увядшие цветки

Паразитирующая на грибах орхидея вступила в сотрудничество с мухами-дрозофилами

N+1
Самопомощь при депрессии: 7 вредных советов, 2 полезные техники и 10 рекомендаций Самопомощь при депрессии: 7 вредных советов, 2 полезные техники и 10 рекомендаций

Что стоит делать во время обострения депрессии и чего следует избегать

Psychologies
Ирония судьбы на французском: как Вуди Аллен переизобретает себя в Европе Ирония судьбы на французском: как Вуди Аллен переизобретает себя в Европе

«Великая ирония»: почему именитые режиссеры все больше заняты самоповтором

Forbes
Открыть в приложении