Полет кометы
Актриса Ольга Дыховичная сыграла вместе с Джейком Джилленхолом в космическом блокбастере «Живое». Почему именно на нее пал выбор Голливуда?
Умение выглядеть радикально по-разному и в точном соответствии с ситуацией — особый талант Ольги Дыховичной. Встречая ее в череде мест и обстоятельств, ты сталкиваешься с совершенно непохожими людьми. На открытии своего фестиваля 2morrow, стоя рядом с московским министром культуры Кибовским, она сама казалась строгой чиновницей. В хипстерском кафе — панк-герл в кожаной куртке. И дело тут не просто в способности к метаморфозам, а в общей открытости миру и переменам.
В кинотусовке Ольга появилась двадцать лет назад — переехала из Минска работать в телекомпанию «ВИD», поступила на Высшие режиссерские курсы в мастерскую Германа и Кармалиты, вышла замуж за режиссера Ивана Дыховичного и десять лет занималась документалистикой, снимая телевизионные фильмы вроде «Война в лесах: Позорная тайна Хатыни» и «Остров Сахалин» про газовый завод.
Все резко изменилось после смерти Ивана в 2009 году. Вдруг оказалось, что Ольга — невероятный культурный менеджер с железной хваткой. Она немедленно организовала кинофестиваль памяти мужа — несмотря на постоянные сложности с финансированием, он бесперебойно проводится уже почти десять лет. Вместе с режиссером Ангелиной Никоновой написала сценарий и сыграла главную роль в фильме «Портрет в сумерках» — шокирующей натурализмом истории любви жительницы ЦАО и изнасиловавшего ее милиционера из хрущоб. Призы и сборы от показов фильма на международных фестивалях на порядок превысили сумму его российских сборов.
Следующий фильм дуэта Дыховичной и Никоновой — снятая в Нью-Йорке камерная драмедия «Велкам хом» — был уникальным случаем англоязычного российского кино, посвященного жизни интернационального Нью-Йорка. Ольга играла там роль молодой и дерзкой русской эмигрантки. На подходе — экранизация книги Карины Добротворской «Кто-нибудь видел мою девчонку?»: Питер 1990‑х, синефильский кружок журнала «Сеанс» и роковая история любви. Но это в будущем, а на повестке дня — космос.
Этой весной для тысяч кинозрителей она будет той русской, которая играет космонавта Катерину Головкину в «Живом» Даниэля Эспиносы — голливудском научно-фантастическом триллере о том, как совместная российско-американская экспедиция обнаружила жизнь на Марсе. В составе американской миссии — Джейк Джилленхол и Райан Рейнольдс. Хороший фильм категории «А», из тех, что украсили бы карьеру любого актера, не то что российского.
«Я слишком неформатная для российских телесериалов, — смеется Ольга. — И я это понимаю. Люблю работать, но моя фактура требует определенных ролей, если они появляются — меня зовут. Так что хотелось бы сыграть в жизни еще четыре, ну пять ярких героинь. Я понимаю, что таких ролей не может быть много. Каждая из них — это судьба, случай, совпадение».
«Мне на почту фестиваля пришло письмо. Имен Эспиносы и Джилленхола в нем не было: просто говорили, что ищут актрису с сильным характером и интеллектуальной внешностью на роль русской космонавтки».
История встречи «Живого» и Ольги — ровно такой случай. Все начиналось как анекдот. «Для меня вся эта история была абсолютно удивительной, потому что у меня вообще-то нет западного агента, — вспоминает Ольга. — И письмо с приглашением пройти кастинг пришло мне на почту фестиваля 2morrow. Честно говоря, я cначала отнеслась к этому несерьезно, потому что все это и выглядело несерьезно: простое письмо, кажется, там не было ни одной заглавной буквы и знаков препинания. Как из папки «Другое». Не знаю, возможно, это было специально, чтобы не провоцировать ненужное любопытство у людей, которые ничего не должны знать о проекте. В общем, все это было настолько странно, что на первое письмо я даже не ответила. Только когда мне написали снова, я решила прогуглить людей, которые там были упомянуты: ни имени Эспиносы, ни Джилленхола в этих письмах не было. Все было очень обтекаемо. Вот, мол,