Выбор Vogue
Древо жизни
У художника Джузеппе Пеноне открылись сразу две выставки в Риме. О новом тренде в искусстве — Анна Федина.
«Все, что я делаю, я делаю для своего удовольствия. А если мне за это еще и платят, то приятно вдвойне, — смеется семидесятилетний итальянский скульптор Джузеппе Пеноне. — Потому что, когда я начинал, это искусство не нужно было никому, кроме узкого круга художников, искавших новый язык и свежие формы. Тогда никто не потратил бы на это и цента».
Речь, например, про тридцатиметровую ель, распиленную надвое вдоль ствола и с аккуратно, по годовым кольцам вынутой сердцевиной. Она занимает целый зал на первом этаже римского Дворца итальянской цивилизации, где теперь располагается штаб-квартира Fendi — этой весной проходит небольшая, но емкая ретроспектива Пеноне. В соседнем зале тоже деревья, только с них, наоборот, снят внешний слой древесины, так что остались только хрупкие остовы с зачатками веток. Рядом лежат два валуна, один из которых обтесал горный поток, а второй — копия, созданная в мастерской художника. Тут же насыпана груда листьев, на которой отпечатался силуэт лежащего человека. «Там, если присмотреться, виден след от моего дыхания — листья разлетелись», — улыбается Пеноне, которого всегда интересовало, какой след оставляет в природе и один человек, и целое общество.