Ваш персональный мошенник
Выяснение подробностей жизни потенциальных жертв стало отличительной чертой телефонных мошенников. Персонализация многократно увеличивает эффективность атак и позволяет получить большую выгоду, чем массовые обзвоны
Мошеннические схемы за последний год стали более продуманными, выяснили «Ведомости». Злоумышленники все чаще готовятся к общению с потенциальной жертвой, выясняя малейшие детали ее работы и жизни.
Если в 2024 г. количество персонализированных звонков в крупных городах могло доходить до 10% от общего числа звонков от мошенников, то сейчас их доля выросла до 30% всех звонков, оценивает руководитель ИБ-направления «Телеком биржи» Александр Блезнеков. Таргетные атаки телефонных мошенников могут составлять до половины всех звонков, в то время как в прошлом году соотношение можно было оценивать в 2–3 таргетные атаки на 10 звонков, говорит руководитель проектов компании «Интеллектуальная аналитика» Тимофей Воронин.
С начала 2024 г. количество целевых схем выросло с 37 до 45%, указывает руководитель BI.Zone AntiFraud Алексей Лужнов. При этом в первых трех кварталах обычно их фиксируется больше, а в IV квартале – меньше, так как под конец года наступает праздничный сезон и массовые схемы приносят мошенникам больший эффект, поясняет он.
Продвинутый подход
В начале сентября с адресной атакой столкнулся гендиректор Safetech Group Денис Калемберг: мошенническая схема началась с того, что в Telegram с поддельного аккаунта ему написал предправления банка, в котором у компании есть счет. Этот «предправления» предупредил, что в банке произошла утечка данных и сейчас с ним свяжется сотрудник ФСБ для проведения проверки, рассказал топ-менеджер компании «Ведомостям». Далее последовала известная уже схема со звонками и подтверждающими письмами от разных структур, угрозами, психологическим давлением и т. д., сказал Калемберг.
До этого Калемберг столкнулся с другой атакой – ему звонили и писали якобы из управляющей компании ЖКХ, прислали личный адрес в доме, который еще строится, и пытались убедить, что есть жалобы на работу счетчиков, поэтому надо записаться на их проверку.
«Ведомостям» также известен другой похожий случай, когда мошенники знали о месте работы: жертве из регионального ведомства написала в Telegram «секретарь» руководителя, предупредив о сообщении от него. Дальше написал в Telegram «руководитель», где уже он предупредил о звонке из правоохранительных органов – якобы проводятся проверки. «Сотрудник» правоохранительных органов позвонил через 10 минут, после чего началась уже известная схема с якобы «переводом денег на Украину», перепиской в WhatsApp, переводом на «федеральных следователей» и т. д. Более того, мошенники для большего правдоподобия знали о том, куда жертва летала за последние несколько лет.
Если раньше мошенники действовали по принципу массовых обзвонов и использовали шаблонные фразы, например «ваша карта заблокирована», то последний год все чаще встречаются случаи, когда звонящий владеет подробностями о человеке: где он работает, кто его родственники, какие у него планы, рассказала генеральный директор «ГПБ мобайла» Анастасия Спешилова. Злоумышленники стараются выяснить как можно больше данных клиента, которые помогут им пройти идентификацию в банке за него, добавил вице-президент по информационной безопасности банка Дом.РФ Дмитрий Никишов.