Мир большого коллекционирования — это поле азарта и страсти

СНОБРепортаж

Запpетный лот сладок

Беседовал: Егор Спесивцев

Купить работу, которая поначалу вызывала отторжение. Уступить «трофей» на аукционе, но потом все равно заполучить его. Открыть отдельную квартиру для лучших приобретений… Мир большого коллекционирования, в котором живет директор Музея AZ Наталия Опалева, — это поле азарта, страсти и порой иррациональных решений.

Как сориентироваться на этом поле? Когда стоит сказать «стоп», а когда — идти до конца, даже если цена улетает в космос? «Сноб» поговорил с Наталией о самой сложной покупке, «капитале» коллекционера и «детоксе от искусства»

Можете вспомнить последнюю работу, которая произвела на вас значительное впечатление?

Это произошло в прошлом году, на ярмарке Cosmoscow. Понятно, что я пришла туда далеко не в первый раз, уже с натренированным глазом. Я, конечно, знала всех основных игроков арт-рынка, современных художников: работы многих из них есть у нас в коллекции. Тем не менее у меня случился культурный шок. Это был стенд «Галереи 9Б» из Нижнего Новгорода. В прошлом году они выставляли ПРОВМЫЗУ: это были четыре огромные фотоработы, мимо которых невозможно было пройти. Когда я задала себе вопрос «Хочу ли я это купить?» — ответ был четкий: «Точно нет». Для меня это было слишком.

А что было «слишком»?

Слишком сильно. Работы вызывали очень сильную эмоцию, и я не могу сказать, что эта эмоция мне нравилась. Они будоражили, но от этого становилось как-то неспокойно, тревожно. Впечатление было пугающее — вот правильное слово.

Я поговорила с художниками, которые были на стенде, с Еленой Тальянской, которая «Галерею 9Б» основала, — и ушла. Но следующие несколько дней постоянно думала об этих работах. Они не выходили у меня из головы. К концу Cosmoscow я все-таки позвонила и сказала, что две работы из четырех хочу приобрести. Так они попали в коллекцию. Это тот самый случай, когда сначала уверен, что это «не твой» художник, «не твоя» работа, а потом происходит какое-то изменение.

Почему вы передумали?

Совершенно очевидно было, что это очень сильная работа известной группы художников, за которыми я давно слежу: в 2021 году они участвовали у нас в Премии Анатолия Зверева. Работа была подготовлена специально для этой ярмарки, с очень серьезным продакшеном. Другое дело, что существуют личные границы принятия и непринятия.

Для меня как для коллекционера важно с этим ощущением сверяться. Хотя появление музея, безусловно, немного смещает акценты. Все-таки есть большая разница между личным собранием и музейной коллекцией. Раньше это было не так выражено, но сейчас у меня граница обозначилась явно.

Как это выглядит?

Я покупаю какую-то работу и думаю: «Это для музея. Это точно не домой». У меня в коллекции достаточно много работ, которые бы не повесила дома. Я покупаю их для музея по разным причинам: к примеру, важный художник, важная работа. В коллекции иногда возникают «лакуны», которые я специально заполняю: это может быть работа какого-то периода, которого раньше в коллекции не было, сделанная в новой технике или на новую тему. Но все равно, такого, чтобы сначала сказать «точно нет», а через три дня — «точно да», у меня прежде не случалось.

А бывало наоборот? Чтобы сначала показалось, что работа точно «ваша», а спустя время поняли, что вообще нет?

Бывало. Как правило, это связано со спонтанной покупкой. На основе такого опыта у меня и сформировался определенный «кодекс коллекционера». Первое правило — не совершать чисто эмоциональные покупки. Я их все равно совершаю, но даже в такие моменты стараюсь себе напоминать о правиле. Если что-то понравилось, скажи: «Подумаю до завтра». Обычно это происходит вечером, поэтому через 12 часов, с утра, уже точно понимаешь, надо оно тебе или нет.

Иногда попадаешь под очарование художника или заслушаешься галериста, который очень интересно о нем рассказывает, и покупаешь. Такое тоже случается, но редко. Потом смотришь на работу и думаешь: «Ну вот купила я ее. И зачем? Что она добавит в коллекцию?» Конечно, работа будет красивая, неплохая. Плохих я, слава Богу, не покупаю. Но серьезным вложением в коллекцию она не становится.

Домашняя коллекция у вас со временем меняется?

Я как раз сейчас думаю о том, чтобы ее освежить. В основном работы висят уже очень много лет, и мне не хочется их менять, потому что они как-то связаны со мной. Например, одна из работ, которая висит в московской квартире, — очень красивая поздняя акварель Лентулова, вид на Воробьевы горы. А я живу напротив главного здания МГУ, то есть как раз на Воробьевых горах. Для меня эта работа знаковая, но если я уберу ее в хранилище, она затеряется, мы ее потом можем просто не найти.

Или, допустим, у меня висит четыре работы Тышлера, которого очень люблю, но в основную коллекцию он не вписывается — это все-таки более ранний период. Хотя, конечно, есть его прекрасные работы 1960-х годов. Они настолько для меня важны, что не хочу вешать другие. В то же время понимаю, что, когда десять лет ходишь мимо одной и той же работы, глаз замыливается. Перестаешь ее замечать. Она настолько срастается с интерьером, что это уже часть твоей жизни.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Привидения Дома Кранкенгагена Привидения Дома Кранкенгагена

Дом Кранкенгагена известен в Петербурге всем, чья страсть — привидения

СНОБ
Убить Лумумбу Убить Лумумбу

Патрис Лумумба был одним из самых мужественных лидеров своего поколения

Знание – сила
Мифы и факты: Александр I Мифы и факты: Александр I

Весной на экраны вышел сериал об императоре. Какие факты вызывают споры?

Вокруг света
Верховному – генерального Верховному – генерального

Кто руководил Верховным судом в прошлом и кто будет делать это в будущем

Ведомости
Приморский терруар, магаданский аппелласьон. Кто и зачем делает вино в тайге Приморский терруар, магаданский аппелласьон. Кто и зачем делает вино в тайге

По прогнозам экспертов, через 10 лет в Приморье появятся аналоги аппелласьонов

СНОБ
Недосып и тревожность: как сон влияет на психику и почему возникают панические атаки Недосып и тревожность: как сон влияет на психику и почему возникают панические атаки

Почему недосып — это не просто усталость

Правила жизни
Пища для ума и тела: что такое буддийская диета Пища для ума и тела: что такое буддийская диета

Буддийская диета: когда еда должна не только насыщать

Лиза
Боди-хоррор как реальность Боди-хоррор как реальность

Каким получился фильм о созависимых отношениях «Одно целое»

Weekend
Феноменальная память и «кошачьи» повадки: удивительные факты о выдрах Феноменальная память и «кошачьи» повадки: удивительные факты о выдрах

Выдры – очаровательные озорники водного мира

ТехИнсайдер
Социология утопии, или Почему у Стругацких в их «Мире Полудня» нет котиков и попугайчиков Социология утопии, или Почему у Стругацких в их «Мире Полудня» нет котиков и попугайчиков

Почему на Прекрасной Земле Будущего полностью отсутствуют домашние питомцы

Знание – сила
Выбираем облачную бухгалтерию для бизнеса Выбираем облачную бухгалтерию для бизнеса

Разбираем и сравниваем наиболее популярные сервисы облачной бухгалтерии

Inc.
Простой шаг, который сделает еду, разогретую в микроволновке, по-настоящему вкусной Простой шаг, который сделает еду, разогретую в микроволновке, по-настоящему вкусной

Зачем менять уровень мощности СВЧ-печи?

VOICE
Первый среди неравных: дизайнер Ясухиро Михара Первый среди неравных: дизайнер Ясухиро Михара

Ясухиро Михара: как японский дизайн кроссовок покорил мир

Правила жизни
Иван Бунин Иван Бунин

Почему Бунин поссорился с Чеховым и на что истратил всю Нобелевскую премию?

Караван историй
Подруга друга Подруга друга

Могут ли мужчина и женщина просто дружить?

Лиза
Самый умный Самый умный

Топ-10 приложений, которые помогут детям лучше учиться

Лиза
Отпускное настроение Отпускное настроение

Солнечная Абхазия – идеальное пляжное направление

Лиза
За консервами выстроилась очередь За консервами выстроилась очередь

Почему крупнейшие игроки рынка переработки рыбы продают свои активы

Монокль
Тигры на колесах Тигры на колесах

Какие азиатские страны рулят сегодня в «высшей лиге» мирового автопрома

РБК
Употребление картофеля фри связали с ростом риска сахарного диабета Употребление картофеля фри связали с ростом риска сахарного диабета

Регулярное употребление картофеля фри связано с риском сахарного диабета

N+1
«И бысть брань крѣпка зѣло и сѣча зла» «И бысть брань крѣпка зѣло и сѣча зла»

Куликовская битва — одно из самых знаменитых сражений в российской истории

Дилетант
Греки на краю мира Греки на краю мира

Какие сокровища нашлись у северных берегов Чёрного моря, но не в Греции?

Наука и жизнь
Мост – это мир со своими законами Мост – это мир со своими законами

Наш сегодняшний разговор – не о фантастике, а о фантастических мостах

Знание – сила
Анна Тараторкина: «Я осознавала с рождения исключительность своего папы, но никогда не переводила это на себя» Анна Тараторкина: «Я осознавала с рождения исключительность своего папы, но никогда не переводила это на себя»

«В театре сложно первые 20 лет, а остальные 20 — еще сложнее»

Коллекция. Караван историй
Анна Кузнецова: Это и есть режиссерский рай Анна Кузнецова: Это и есть режиссерский рай

Анна Кузнецова о превосходстве содержания над изображением

Ведомости
Напиши мне, напиши: как сервисы e-mail будут бороться с мессенджерами Напиши мне, напиши: как сервисы e-mail будут бороться с мессенджерами

Как сервисы электронной почты будут удерживать пользователей?

Forbes
Альбина Мухаметзянова: «Ярко» — это драйв, гибкость и семимильные шаги!» Альбина Мухаметзянова: «Ярко» — это драйв, гибкость и семимильные шаги!»

О том, как создаются современные мультфильмы и почему Волк в них больше не курит

Караван историй
Атомные города — будущее, в котором уже живут Атомные города — будущее, в котором уже живут

Три города, где плотность идей выше, чем плотность населения

СНОБ
Позитивные вибрации: плюсы и минусы дизельной модификации пикапа JAC T9 Позитивные вибрации: плюсы и минусы дизельной модификации пикапа JAC T9

JAC T9: настоящие внедорожники еще выпускают

ТехИнсайдер
Когда ещё был лес… Когда ещё был лес…

Рассказ Саши Тэмлейн «Когда ещё был лес…»

Наука и жизнь
Открыть в приложении