Реинкарнация под запретом

Какие киножанры больше всего любят вьетнамцы, кто контролирует прокат страны, почему персонажам фильмов, которые хотят попасть на вьетнамский рынок, не стоит восставать из мертвых и почему фестивальное кино там смотрят единицы, рассказывает Катерина Пшеницына, эксперт по международной дистрибуции и копродукции, директор по развитию международного бизнеса «Союзмультфильма».
Три главных азиатских кинорынка — Китай, Япония и Индия. Юго-Восточная Азия по сравнению с ними приносит дистрибьюторам не такой большой доход, тем не менее продажи медиаконтента в ней быстро растут. Туда входят несколько разных рынков: Индонезия, Таиланд, Вьетнам; есть и совсем небольшие: Мьянма, Лаос. Так как регион сильно раздроблен и крупных игроков в нем немного, мы, специалисты по дистрибуции, в большинстве случаев смотрим на него в целом. Но иногда, если рынок конкретной страны для нас важен и велик по объему, работаем с ним прицельно.
По сравнению с другими рынками Юго-Восточной Азии вьетнамский — скорее средний. Он находится на четвертой строчке по доходам от кинопроката, но в то же время стремительно развивается. Прежде всего за счет того же кинопроката — на нем в последние годы заметно растут кассовые сборы.
Вьетнам — вообще прокатный рынок. Конечно, он, как и весь регион, быстро диджитализируется, появляется все больше глобальных стриминговых платформ. Но сумма, которую можно получить за продажу интернет-прав, не так велика, как та, которую можно заработать в прокате. Да и доходы от телевидения, учитывая тренд на снижение его просмотров, не очень значительные.
Местными компаниями производится примерно 40– 50 фильмов в год. Для показа в стране, не на экспорт. В этом плане Вьетнам отстает по производству и экспорту от того же Таиланда, который более нацелен именно на продажу своего продукта вовне; от Южной Кореи, чьи фильмы и сериалы распространяются по всей Юго-Восточной Азии. Вьетнамское производство больше локальное. Местные компании собирают кассу в основном в прокате, а не с продажи платформам и каналам. Способствует этому и то, что в кинотеатрах Вьетнама достаточно долго демонстрируют местные фильмы, чтобы помочь им окупиться.