Как российские флагманские анимационные сериалы 2010-х прорывались в Китай

СНОБСобытия

Прыжок через стену

Текст: Ася Шибанова

Китайский медиарынок — один из самых труднодоступных. Тем не менее некоторым проектам удается прорваться на него, а порой даже обрести популярность. Кинокритик Павел Шведов рассказывает о том, как российские флагманские анимационные сериалы 2010-х «Смешарики», «Фиксики» и «Маша и Медведь» прорывались в Китай, почему в сериалах появляются панды и какие форматы легче всего поддаются локализации.

«Смешарики»: стать другим

Своего рода «визитная карточка» российской анимации. Потому что «Смешарики» показывают, что детский телевизионный сериал может не только развлекать, но и создавать пространство философских смыслов и культурных отсылок. Но это же преимущество стало недостатком при локализации проекта в Китае.

Почти сразу же после выпуска создатели — сейчас это группа компаний «Рики», но в тот момент она называлась студией «Петербург» — задумались над тем, чтобы превратить «Смешариков» в международный бренд для того, чтобы увеличить прибыль.

Для современной анимации такое продвижение — норма. Национальный рынок позволяет выстроить внутренний общий базис продукта, понять, какая бизнес-модель будет наиболее логичной, но значимый доход все равно приносит широкая зарубежная аудитория.

Китайский рынок был не первым для «Смешариков». До этого пытались развернуться на европейских, латиноамериканских рынках, выйти на азиатские. Китайский был одним из самых недоступных: КНР уже тогда отдавала предпочтение национальному контенту и плохо пропускала заграничные проекты.

То, что «Смешарики» покорили китайский рынок, абсолютная воля случая. И конечно же, результат огромных продюсерских усилий: феномен присутствия «Смешариков» в Китае можно объяснить лишь мастерством диалога и дипломатии людей, которые продвигали проект и буквально вырвали возможность его присутствия на китайском рынке.

Главная задача компании, которая хочет локализовать проект в другой стране, — сделать так, чтобы там он воспринимался своим. Первым шагом стал выбор «Смешариков» альтернативным маскотом российского павильона в Шанхае на «Экспо» 2010 года: так удалось попасть в среду, которая принимает решения о том, какие зарубежные проекты будут показываться в КНР. Параллельно в оригинальный российский сериал вводились китайские персонажи: например, один из его сезонов ассоциировался с пандой — так проект пытался увеличить возможности и масштабы своей локализации в Китае, сделать его более понятным для местной аудитории.

Продвижение проекта сопровождалось трудностями. Оказалось, что дубляж практически невозможен: из 200 серий только около 130 можно было перевести без значительной потери смысла — философская модель повествования «Смешариков» понятна в полной мере только в постсоветской культурной среде. Создатель «Смешариков» Анатолий Прохоров задумывал сериал не детским, не развлекательным в чистом виде, а направленным на разные пространства значений. «Смешарики» наполнены русскими пословицами-поговорками, отсылками на советскую классику — Рязанова, Гайдая. Китайской же аудитории все эти вещи, которые легко считываются зрителями в постсоветском пространстве, совершенно ничего не говорят. Решить эту проблему можно двумя способами. Первый — переписать реплики и диалоги уже существующих серий. Второй — запустить альтернативный продакшен с теми же персонажами, но сделать так, чтобы он воспринимался своим, а не пришлым. «Смешарики» опробовали оба. С 2011 по 2017 год ГК «Рики» пыталась перевести проект на китайский язык и повлиять на изначальный российский код проекта. Основным запросом китайских коллег компании «Рики» было усиление движухи, фана — развлекательной стороны проекта. Для детской зрительской аудитории «Смешарики» — слишком философские, слишком заточенные на разговоре. В России они воспринимаются легче, но в иной среде диалоговость «Смешариков» становится серьезным недостатком: реплики можно перевести, найти им аналоги в той среде, для которой происходит локализация, но сама философская динамика сериала от этого не изменится.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Колонка главного редактора Колонка главного редактора

Этот номер — о воскресной сказке на выпуклом экране лампового телевизора

СНОБ
Вадим Балашов, «Твоя Полка»: «Стараемся не стать той самой советской комиссионкой» Вадим Балашов, «Твоя Полка»: «Стараемся не стать той самой советской комиссионкой»

Вадим Балашов рассказал, как зарабатывать на сдаче в аренду полок в магазине

Forbes
Мягкая сила русского стиля Мягкая сила русского стиля

Масштабная площадка, рассказывающая о русской идентичности и новом образе жизни

Монокль
Ненадежная рассрочка Ненадежная рассрочка

Зачем налоговики возбуждают уголовные дела после налоговой реструктуризации

Ведомости
Никита Кологривый: «Не шагнешь с высоты бесстрашно — не сыграешь роль» Никита Кологривый: «Не шагнешь с высоты бесстрашно — не сыграешь роль»

Никита Кологривый: Непрост? Да. С характером? Да. Талантлив? Безусловно

Караван историй
Гараж на минималках. Как машино-места стали объектом желания инвесторов Гараж на минималках. Как машино-места стали объектом желания инвесторов

Стоит ли менять привычные активы на квадратные метры бетона для машин?

Inc.
История таинственного проекта Cicada 3301, серии запутанных головоломок, опубликованных в интернете без объяснений История таинственного проекта Cicada 3301, серии запутанных головоломок, опубликованных в интернете без объяснений

Cicada 3301: кто и зачем публиковал эти загадки?

ТехИнсайдер
Мир экзопланет: что для космоса «норма»? Мир экзопланет: что для космоса «норма»?

Уже можно говорить о планетах необычных. Как выглядят «обычные» – установлено

Наука и техника
«Налоговая лазейка» и верные клиенты: как Джеффри Эпштейн сделал свое состояние «Налоговая лазейка» и верные клиенты: как Джеффри Эпштейн сделал свое состояние

Хотите узнать способ, благодаря которому Джеффри Эпштейннакопил свое состояние?

Forbes
Ставка на повышение: как «Ливерпуль» увеличил доходы и смог покупать дорогих игроков Ставка на повышение: как «Ливерпуль» увеличил доходы и смог покупать дорогих игроков

Как рекордный рост доходов позволил «Ливерпулю» больше вкладывать в трансферы

Forbes
Ученые объяснили, как идеи становятся вирусными, и почему все знают про «рыбов» Ученые объяснили, как идеи становятся вирусными, и почему все знают про «рыбов»

Почему одни идеи становятся вирусными, а другие просто исчезают?

ТехИнсайдер
«Контраст помогает глубже исследовать естественность через призму искусственности — и наоборот»: интервью с художницей Анастас «Контраст помогает глубже исследовать естественность через призму искусственности — и наоборот»: интервью с художницей Анастас

Художница Анастас о телесности и взаимодействии человека с технологиями

Правила жизни
Пора в дорогу, старина: 7 книг, которые помогут настроиться на путешествие Пора в дорогу, старина: 7 книг, которые помогут настроиться на путешествие

Подборка книг о разных городах, заповедных местах и самой сути туризма

Правила жизни
Австралийские птицы отличились несоответствием между генетическим и фенотипическим полом Австралийские птицы отличились несоответствием между генетическим и фенотипическим полом

Реверсия пола наблюдалась почти у пяти процентов особей австралийских птиц

N+1
Тысячи сомиков-шмелей вскарабкались по водопадам Тысячи сомиков-шмелей вскарабкались по водопадам

Почему южноамериканские сомики-шмели необычно ведут себя у водопадов

N+1
Почему «пищевой шум», а не сила воли, может быть ключом к снижению веса Почему «пищевой шум», а не сила воли, может быть ключом к снижению веса

Могли бы мы найти регулятор громкости, чтобы заглушить навязчивые мысли о еде?

ТехИнсайдер
Анти-Баффет Анти-Баффет

Как инвестирует инфлюенсер и трейдер Мурад Агаев

Монокль
Варианты будущего Варианты будущего

Что исследователи говорят о том, что ждет нас в будущем

Ведомости
Контекст советского фотоискусства: отрывок из книги «Время непосредственной фотографии» Контекст советского фотоискусства: отрывок из книги «Время непосредственной фотографии»

Отрывок из истории объединения фотохудожников второй половины 1980-х годов

Правила жизни
От пустырей к благоустроенным кварталам От пустырей к благоустроенным кварталам

В Москве уничтожают пустыри и превращают их в новые зоны комфорта

Ведомости
Частота убытков Частота убытков

Почему снижается частота страховых случаев такси и других видов транспорта

Ведомости
Атомные города — будущее, в котором уже живут Атомные города — будущее, в котором уже живут

Три города, где плотность идей выше, чем плотность населения

СНОБ
Бактерию обвинили в гибели миллиардов морских звезд у западного побережья Северной Америки Бактерию обвинили в гибели миллиардов морских звезд у западного побережья Северной Америки

Биологи выяснили, что было возбудителем истощающей болезни морских звезд

N+1
Человек уже не тот Человек уже не тот

Как эволюция продолжает нас менять, и нужно ли это человечеству

Вокруг света
Александр Ким: от подножия к вершине «Эльбруса». Часть первая Александр Ким: от подножия к вершине «Эльбруса». Часть первая

Александр Ким — о причудливой судьбе микроэлектроники в России

Монокль
Слушаю, босс! Слушаю, босс!

Фатальные ошибки в общении с руководством и советы по их исправлению

Лиза
Программа на перспективу Программа на перспективу

Как Индия стала одной из ведущих IT-стран мира и каковы ее планы на будущее

РБК
56 млн лет назад Земля пережила климатический кризис. Может ли он случиться вновь 56 млн лет назад Земля пережила климатический кризис. Может ли он случиться вновь

Ученые изучили древние отложения в бассейне Бигхорн в Вайоминге, США

ТехИнсайдер
Новый взгляд Новый взгляд

Элегантный интерьер салона косметологии с авторскими решениями

SALON-Interior
Жизнь и любовь Александра Митты Жизнь и любовь Александра Митты

В кино я, как и во всем, старался остаться в детстве

Коллекция. Караван историй
Открыть в приложении