Александр Церковный: «Мы сделали настоящую революцию»
Александр Церковный был назначен генеральным директором «Зенита» около года назад, он автор перемен в клубе. В интервью «РР» он откровенно рассказал о баскетбольной «кухне»
Досье «РР»:
Церковный Александр Витальевич, 47 лет.
Выпускник Ярославской медицинской академии.
2010–2012: возглавлял Департамент по делам молодежи, физкультуре и спорту Ярославской области. За этот период первым в России возродил комплекс ГТО, создал Федеральное училище олимпийского резерва.
2012–2014: работал первым вице-президентом Ассоциации организаций спортивной подготовки, где занимался организацией и разработкой программ развития федеральных училищ олимпийского резерва.
2014–2016: работал советником заместителя председателя ВФСО «Динамо», где разрабатывал программы и проекты в сфере физкультуры и спорта.
2015–2018: работал генеральным директором АНО Баскетбольный клуб «Буревестник».
— В баскетбольном мире про вас до назначения в «Зенит» почти ничего не знали. Кто вы, господин Церковный?
— Я трудоголик, нацеленный на результат. Я врач по образованию, помимо этого имею значительный опыт в области спортивного менеджмента и маркетинга.
— Почему владельцы клуба выбрали именно вас?
— Думаю, что я попал в поле зрения спонсоров-учредителей «Зенита» исключительно благодаря результатам моей работы на прежнем месте. В 2010 году я пришел в правительство Ярославской области и, если без ложной скромности, за два года работы на должности министра спорта успел довольно много.
— Называя вещи своими именами, на сегодняшний день «Зенит» — команда, далекая от уровня Евролиги. Какого результата вы ожидаете от участия в турнире?
— Самое большое достижение «Зенита» за его историю — 3-е место в Единой Лиге ВТБ и выход в 1/4 Еврокубка. В этом году мы играем в Евролиге в первый раз. Наша задача — достойно выступить в Евролиге, где очень серьезные команды. Мы дебютанты, наша задача — постараться войти в топ-8, то есть прорваться в плей-офф. Мы все для этого будем делать.
— Что помимо удививших всех кадровых перестановок в прошлом году изменилось с вашим приходом в клуб?
— Мне ставилась задача — добиться не только спортивных результатов, но и поднять престиж клуба. Сделать так, чтобы «Зенит», относящийся к организациям системы «Газпрома», представлял собой организацию, где менеджмент и работа с командой соответствуют европейскому уровню. Поэтому в клубе в первый сезон, который я отработал, мы сделали настоящую революцию. Мы поменяли домашнюю арену, офис, перестроили работу с болельщиками. Выросла посещаемость. Мы перестроили саму работу организации, и, наверное, жирной точкой по истечении сезона стала wild card в Евролигу. У нас появилась своя материально-техническая база — собственный баскетбольный центр, который мы называем Академия баскетбола «Зенит», — где есть площадки для тренировок всех команд и возможности для проведения всех видов соревнований (кроме Единой Лиги ВТБ и Евролиги). Все резервные команды теперь будут играть в нашем баскетбольном центре: тренироваться и играть — все в одном месте! Иными словами, созданы условия для полноценного тренировочного процесса в полном объеме: 24 часа, семь дней в неделю. Так редко получается у клубов, даже у иностранных… Мы создаем систему большого клуба. Это многоступенчатая система подготовки спортивного резерва для основной команды. Мы наработали систему взаимодействия с вузами, со спортшколами, которые поддерживаем. Мы, вероятно, единственный клуб, который в детско-юношеской баскетбольной лиге будет представлять сразу три команды! Традиционно бывает одна, а у нас сразу три! Поверьте, это не гонка за количеством — это чтобы была преемственность возрастов. Такой молодежный проект я считаю нашим достижением.
— Если говорить об «усовершенствовании» работы с болельщиками, в чем конкретно заключается ее «улучшение»?
— Я давно обращал внимание руководства на то, что в России большинство клубов не уделяет внимания ни билетной программе, ни работе с болельщиками, и выступал за особое внимание к ним, за создание условий для того, чтобы они активно поддерживали клуб. Каждый клуб кроме своих воспитанников силен трибунами. «Буревестник» только-только появился и стал собирать десятки тысяч на видеотрансляциях и полные залы во время игры. При этом клуб боролся за 6–8-е места во втором дивизионе Суперлиги… И вот другой пример — «Рускон-Мордовия» (Саранск), который был чемпионом, который всех побеждал, показывал красивую игру… при пустых трибунах! Там болельщиками никто не интересовался, у всех были какие-то свои задачи. Я изначально говорю: «Для кого мы играем? Мы играем для своих болельщиков! Соответственно, мы болельщикам должны создать условия!» Характеристика работы клуба — это полный зал. Как залы наполняются? Можно бесконечно делать самые крутые шоу-открытия, кого угодно приглашать, каких-то звезд… и не наполнить зал. Вокруг всех клубов европейского уровня с большой аудиторией — таких как «Жальгирис», «Реал», «Валенсия», большинство клубов NBA — создан свой лояльный социум, коллектив, особенный слой людей в клубной системе. Мы этим занимаемся.
— Можете на примере объяснить, как именно создается «лояльный социум»?
— Конечно! Смотрите… В нашей системе появляются дополнительные группы начальной подготовки, совместно с обычными образовательными школами. Начиная с этого сезона 10 штук (в восьми районах Санкт-Петербурга) запускаем впервые в истории «Зенита». На 1 сентября по таким школам — наши группы поддержки, «зенитовский» лев-маскот, табличка: «Школа является участником проекта Академия баскетбола “Зенит”». Там работают наши тренеры по нашей системе. Что такое, когда 20 детей десятилетнего возраста занимаются в нашей группе? Это 20 семей! В каждой один-два родителя, бабушки-дедушки, сестренки, друзья-одноклассники… Вот вам и часть зала! С этого года у фанатов есть абонементы. Да, мы даем серьезную скидку при покупке абонемента, но эту скидку нужно завоевать, быть фанатом не менее 80% игр предыдущего сезона, и тогда получаешь соответствующие привилегии. У «Зенита» очень классные фанаты, и они помогают. Во-первых, это интеллигентная публика, умная и культурная в большинстве своем. Эти люди душой болеют за клуб, сами заинтересованы в увеличении рядов — идут в школы, рассказывают там о культуре «боления», об истории «Зенита», устраивают различные «движухи» во время игры. Одна называется «стань болельщиком на четверть»: фан-сектор зазывает молодежь, детей с ними вместе поболеть! Все одинаково одеты (майки им клуб предоставлял перед началом сезона, причем они сами разрабатывали дизайн маек, а мы их в нужном количестве выпустили), и со стороны видно, что это грамотно срежиссированная акция. Представьте себе: вы болельщик, вы приходите туда и четверть игры болеете! На вас надевают эту майку, вместе с вами учат все кричалки, жесты — и в итоге у нас аудитория к концу чемпионата в три-четыре раза выросла просто за счет того, что есть маленькая, но сплоченная группа людей-активистов… При этом мы не применяем никакой финансовой стимуляции и не покупаем их лояльность. Вообще речи не идет о том, чтобы отдать кому-то торговлю сувенирами или нарезать блоки билетов для распространения среди «своих», как это нередко практикуется в закрытой системе поощрений заслуженных фанатов. В день игры работает схема MatchDay: вы можете спокойно брать семью и приходить за полтора часа до матча, и там в наличии все «пряники» — аквагрим, конкурс плакатов, анимация, лотерея… Отдельная фишка — детская зона. Аудитория баскетбола особенная — молодая, семейная. Она отличается от «нафталиновой» волейбольной или от хоккейно-футбольной, где аудитория более… маргинальная, так скажем. Баскетбол — это именно молодежь, молодые семьи, где культура совершенно другая. И у нас есть для молодых семей детские зоны, которые мы разработали с театром-студией «Смешарики». Туда можно сдать ребенка от трех до девяти лет и спокойно идти смотреть игру. Потом ребенок (в сопровождении аниматора) может прийти в отдельный сектор — на семейную трибуну. И для болельщиков все это бесплатно!
— За год с небольшим вашего руководства клубом не продлили контракт спортивному директору, советнику президента «Зенита» по баскетболу, а также ряду игроков. Одновременно в клуб пришел новый главный тренер, двукратный победитель Еврокубка Жоан Плаза, а также несколько новых игроков, среди которых есть истинные звезды, в частности Густаво Айон. Можете прокомментировать работу нового тренерского штаба и раскрыть какие-то нюансы работы скаутов и селекционеров?
— Не секрет, что в клубах существует система скаутинга: за игроками смотрят скауты — специалисты, которые занимаются отслеживанием игроков на уровне соревнований, выступлений, игр, следят за статистикой, динамикой развития игрока, определяют его игровое IQ. Игрок может обладать исключительными качествами с точки зрения физических, бросковых кондиций, но при этом не играть на высоком уровне в силу своих умственных качеств. Часто бывает и наоборот: игрок долго, всю карьеру играет, реализует себя на все сто за счет того, что феноменально использует свои умственные качества. Игроки, которые выступают на уровне Единой Лиги ВТБ России и принимают участие в различных Еврокубках, обязаны сочетать в себе все качества, включая и так называемое игровое IQ. В «Зените» удалось создать боеспособный коллектив, в том числе благодаря грамотной работе наших скаутов и тренерского штаба. Скаутинг — это наука, и в процессе задействовано значительное количество людей. Так везде, во всем мире. Но не ждите, что я назову имена вербовщиков, работающих в интересах клуба: это одна из самых деликатных профессиональных сфер.
— Ходят слухи, что с появлением в клубе Жоана Плазы среди владельцев клуба резко возросло влияние известного в Европе спортивного агента из «БеоБаскет» Мишко Ражнатовича и теперь в клубе будут приветствовать только его клиентов.
— Знаете… слухи я не комментирую и не хочу подтверждать или опровергать «особую» связь с клубом названного вами спортивного агента. Тем более что на данный момент в «Зените» работает только один игрок от Ражнатовича. То есть один из 15 человек основного состава! В чем «особое влияние»? То, что в современном баскетболе очень велика доля участия агентов, — неоспоримый факт. При квалифицированном агенте игроку проще раскрыться, так как многие агенты работают с игроками начиная с юного возраста и даже вкладывают свои средства в развитие игрока с точки зрения предоставляемых возможностей: направляют выступать в зарубежные баскетбольные школы, например. Есть агенты, которые «пристраивают» юных еще игроков в американские колледжи, понимая, что игрок получит потенциал, который позднее можно будет реализовать на рынке за серьезные деньги. Агентская система позволяет вести игрока по карьерной лестнице, соответствующим образом его преподносить и давать игроку возможность раскрыться, участвовать в чемпионатах, получить соответствующую статистику выступлений на определенном уровне, чтобы двигаться дальше. При этом разные схемы используются… Кто-то с тренерами работает, например. Вот ты агент, и твой клиент — тренер, и ты через этого тренера заводишь своего игрока, который при другом тренере никогда бы на площадку не вышел и не заиграл. В определенный момент этот тренер даст ему игровое время… и по завершении сезона ты этого игрока впуливаешь как игрока Лиги ВТБ: «Смотрите, у него пять минут среднее игровое время, три очка, два подбора…» А тренер выпускает, когда уже плюс 25, соперники скисли, а у этих-то, наоборот, все летит. Тут кто-то на него, например, сыграл — он из-под кольца-то и забил! И каждый свою миссию в итоге выполнил. В то же время более талантливый игрок торчит «на банке», и либо ему шансов не дают, либо он в команде выполняет роль чернорабочего. Опытный агент обойдет капканы, в которые попадет новичок… В этом бизнесе «бог в мелочах». Они малозаметны, все эти составляющие, но, уж поверьте, влияют на суть. Пример: некоторые специалисты в клубах, отвечающие за подбор игроков, в основном уделяют внимание статистике, что не совсем правильно. Есть такая вещь, как хайлайты игрока (наиболее яркие, кульминационные моменты в игре. — «РР»). Если посмотреть хайлайты, то все игроки — как минимум Леброны Джеймсы (легкий-тяжелый форвард LA Lakers NBA. — «РР»). Смотришь на профайл и думаешь: что ж он не играет в NBA? По хайлайтам смотрится вроде бы классно: сверху заколачивает, всех рвет, перехватывает… а начинаешь игры смотреть целиком и понимаешь, что хайлайты — это лишь 5%, а все остальное время он просто балду гоняет на площадке. Я много лет изучал мир спортивных, особенно баскетбольных агентов, многому от них научился. Среди них есть просто феноменально проницательные, досконально знающие предмет, высочайшего калибра знатоки баскетбола с обширными связями. И я опять-таки не хотел бы раскрывать их имена.
— Одной из самых ярких звезд, подписанных «Зенитом» в этом году, стал Густаво Айон. Расскажите, пожалуйста, об этом спортсмене, а также о том, как «Зенит» смог его заполучить.
— Вы правильно сказали: Айон — звезда. Он привлекает к себе внимание. Он тот, кто горит ярче остальных, спортсмен с огромной харизмой. Рост 208 сантиметров. Атлетически прекрасно сложен, инициативен, с развитой интуицией — у парня уникальное понимание игры, редкий дар! На площадке прекрасен во всем — и защищается, и играет в атаке, и пасует, и забрасывает одинаково эффективно. Болельщики его обожают. На его родине, в Мексике, в Компостеле, есть рукотворная фреска — знак народной любви. Он играл в «Реале» последние пять сезонов и стабильно был на первых ролях, выступая на протяжении всех пяти. Он дважды выигрывал Евролигу, являясь основным центровым. Четырежды побеждал в чемпионате Испании, трижды взял Кубок Испании, дважды — Суперкубок. Это человек, который давал результат высокого уровня. Айон — результатообразующий игрок, от игры которого зависит итоговый результат команды. С его приходом в команду меняется положение дел, поскольку меняется результат. Вы знаете его прозвище? Эль Титан. Кажется, о многом говорит. Почему Айону стало интересно играть за «Зенит»? Признаюсь, Айон был финальной точкой нашей сложносочиненной трансферной кампании. Когда велись переговоры, у нас уже была сформирована команда, и оставалась незакрытой позиция еще одного центрового. И Айону понравился комплекс факторов, начиная от персоналии тренера, который по испанскому периоду был ему прекрасно знаком, и заканчивая составом команды, который без больших «звезд», — это совершенно не значит, что Айона привлекала возможность «звездить» на их фоне, просто в коллективе каждому игроку отведена определенная роль. То есть «Зенит» не «команда одного игрока». Все игроки взаимозаменяемы, все позиции закрыты. Команда собрана тренерскими пазлами в единый коллектив.
— Я слышал, что у Айона в «Реале» был контракт на два миллиона евро за сезон. А сколько предложил «Газпром» обладателю Межконтинентального кубка ФИБА? Доводилось слышать цифру два миллиона долларов за сезон в «Зените»…
— Откуда у вас такие сведения?! Я не открываю конфиденциальную информацию.
— Я вас понимаю, но просил бы немного рассказать об общих условиях, на которых подписали Айона.
— Адекватные условия. Он переехал в Санкт-Петербург вместе с женой, двумя детьми и няней. Клуб снял для него квартиру. Расходы на аренду жилья компенсируются клубом. Как иностранному игроку ему предоставили служебный автомобиль, но без водителя.
— Как сильно с приходом Плазы в «Зенит» изменился принцип отбора игроков?
— Современный баскетбол — тот, в который играют сейчас все ведущие клубы. Он отличается от баскетбола времени Александра Гомельского большим атлетизмом, более высокими скоростями, более агрессивной игрой в защите, быстрыми переходами. Еще это более умный баскетбол, не зря его называют «шахматы с мячом». Полно примеров, когда в одной команде игрок — звезда, а в другой — середняк, хотя команды примерно одинакового уровня. При формировании команды на новый сезон мы уделяли большое внимание человеческим качествам игроков. С каждым игроком Плаза беседовал отдельно, разъясняя его роль в команде, чтобы тот, к примеру, понимал, что он не будет игроком стартовой пятерки, а будет отрабатывать в защите, и команда не будет играть на него — это ему предстоит себя показать и доказать команде свою ценность! Или же, наоборот, он базовый игрок и должен взять на себя ответственность… Одна из основополагающих вещей в любой команде — командная «химия». Можно собрать исключительный по своему уровню состав и дать нулевой результат лишь потому, что у тебя вместо команды — набор игроков высокого уровня. Каждый по отдельности может быть звездой, но команда может не сложиться, и этот набор звезд будет проигрывать игрокам, которые слабее их технически. Баскетбол — командный вид спорта, здесь один человек не в состоянии обыграть всех. И очень многое зависит от того, насколько точно тренер находит роль конкретному игроку. У нашего тренера Плазы был игрок Миндаугас Кузминскас, который на момент перехода Плазы в «Жальгирис» был, наверное, 14-м в команде; он ни в стартовую, ни во вторую пятерку не попадал, и в состав фактически не попадал. А при Плазе он заиграл и раскрылся! Потом уехал в NBA, но там себя не показал — потому что Плазы там не было. Он очень многих игроков раскрыл, наш Плаза.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl