RR Люкс.Личности.Бизнес.Стиль жизни
Джекпот, или пот чемпионов
Рынок коллекционных вещей из мира спорта переживает настоящий бум: бейсбольные карточки, победные майки кумиров, их стёртые кроссовки и прочая меморабилия уходят с молотка за миллионы
Это была пятая игра финала НБА 1997 года. Обливаясь потом и временами опираясь на своего товарища по команде Скотти Пиппена, Майкл Джордан набрал 38 очков, несмотря на одолевший его тяжёлый грипп. Позже, уже в раздевалке, под капельницей, Эм-Джей засунул свои влажные носки в чёрно-красные Air Jordan и вручил всё это богатство вместе с автографом и бациллами не верившему в своё счастье мальчику, подававшему мячи.
Спустя 16 лет, когда вирус уже утратил жизнеспособность, повзрослевший мальчик продал эти кроссовки Джордана с автографом за $104 765. Цифра попала в заголовки газет задолго до впечатляющего роста цен на подобные спортивные сувениры, которым ознаменовалось начало пандемии. Если бы в 2013 году эти деньги были вложены в акции фондового индекса S&P 500, то сейчас они превратились бы в $351 000. Неплохо, но несравнимо с $1,38 млн — суммой, которую выручили за продажу «джорданов» в июне прошлого года.
Когда-то памятные вещи из мира спорта ассоциировались с любителями, которые утрамбовывали бейсбольные карточки и корешки билетов на матчи в коробки из-под обуви, теперь же пропитанная тестостероном меморабилия превратилась в индустрию, схожую с арт-индустрией. В этом мире есть свои оценщики, рейтинговые агентства, эксперты, удостоверяющие подлинность предметов, страховщики, специальные хранилища и особые системы безопасности.
Цены взлетали с каждой рекордной продажей, заставляя многих бебибумеров жалеть о том моменте, когда они решили вынести на помойку свои коллекции бейсбольных карточек. Энтони Джордано, чья мама выкинула те самые карточки, когда его призвали в ВВС, начал собирать новую коллекцию уже вместе со своими детьми. В 1991 году, по настоянию своего 14-летнего сына Ральфа, он купил так называемую карточку новичка Микки Мантла издания Topps 1952 года за $50 000 у легендарного бейсбольного коллекционера Эла «Мистера Минта» Розена.
В августе прошлого года Джордано продал эту запечатанную в твёрдый пластик карточку за $12,6 млн. По его словам, рекордная не только для бейсбольной карточки, но и для любой коллекционной вещи из мира спорта цена не могла не напомнить ему о других карточках Микки Мантла, которые он когда-то крепил на спицы велосипеда или обменивал на «что-то более ценное» у друзей. «Если бы мы тогда знали, сколько они будут стоить...» — говорит он с горькой усмешкой.
Карточка Микки Мантла и кроссовки, пережившие «гриппозную игру», не стали аномалией. В сентябре на аукционе Sotheby’s анонимный покупатель заплатил $10,1 млн (вдвое превысив самые смелые прогнозы) за майку, в которой Джордан играл в финале сезона «Последнего танца» в составе Chicago Bulls в 1998 году. Так был побит рекорд цены за потную футболку (game-worn на языке индустрии), установленный всего четырьмя месяцами ранее, когда пожелавший остаться неизвестным участник торгов заплатил $9,3 млн за футболку, в которой Диего Марадона забил свой золотой гол, прозванный «рукой Бога», в четвертьфинале чемпионата мира по футболу 1986 года. Счастливым продавцом оказался бывший британский футболист Стив Ходж, которому хватило прозорливости обменяться с Марадоной футболками в тот самый день, когда аргентинец почти в одиночку обыграл сборную Англии.
Положа руку на сердце, утверждать, что эти рекордные цены на самом деле рекордные, нельзя. Дело в том, что есть ещё рынок частных продаж вне аукционов и спецресурсов. О каких оборотах может идти речь? Консалтинговая группа Market Decipher оценила глобальную стоимость спортивных меморабилий в $26,1 млрд в 2021 году, а к 2032 году, по её прогнозу, она достигнет $227,2 млрд.
Растущее число участников ежегодного национального съезда спортивных коллекционеров (в июле прошлого года он прошёл в Чикаго) отражает взрыв интереса к этой сфере и дилеров, и фанатов. Всего четыре года назад съезд собирал около 50 000 энтузиастов. За последние два года их стало вдвое больше, что привело к увеличению торговых площадей на 50% — с 37 тыс. кв. м до 56 тыс.
Бизнес очевидно растёт, появляются новые компании по оценке подлинности и качества использованных спортивных товаров, а также страховщики, понимающие ценность, скажем, сиденья с Янки-стэдиум в Нью-Йорке с автографом легенды бейсбола Дерека Джитера. Коллекционеры размещают свои сокровища в хранилищах, расположенных в Орегоне и Делавэре (пользуясь отсутствием в этих штатах общего налога с продаж), защищая свои трофеи с помощью безводных систем пожаротушения, которые высасывают из хранилищ кислород.
По мере становления рынка спортивных меморабилий коллекционеры разделились на две основные категории. Одни специализируются на карточках и билетах с автографами, другие отдают предпочтение подержанной одежде и снаряжению (звёзд спорта, разумеется). Ценность карточки определяется её редкостью и внешним видом, желательно — безупречным. К наиболее вожделенным относят карточки новичка Микки Мантла 1952 года (Topps) и бейсбольные карточки Хонуса Вагнера (T206), выпущенные в 1909—1911 годах — их насчитывается всего около 50. Профессиональную оценку карточкам дают несколько агентств. Экземпляр Джордано за $12,6 млн получил 9,5 балла из 10 возможных — это почти идеальное состояние: никаких отпечатков, вмятин и загнутых углов.