Роман RAMZES666 Кушнарев: «Я получал от игры удовольствие, и она начала приносить мне деньги»
Мы встретились с самым узнаваемым российским киберспортсменом и поговорили о его детстве, неудаче на американском этапе карьеры и о том, как пандемия повлияла на индустрию.
Индустрия киберспорта уже не первый год находится в погоне за традиционным спортом. Растет количество болельщиков, а вместе с ним и призовые суммы на крупных турнирах. В большинстве стран до этого, конечно, еще далеко, но есть, например, тот же Китай, где аудитория у киберспорта точно не меньше, чем у футбола. И хоть многие в индустрии отрицают, что соревнуются с традиционными спортсменами за популярность, эта гонка происходит сама собой.
В условиях такой конкуренции самое главное – появление людей, с которыми сфера будет ассоциироваться. Ведь именно звезды двигают индустрию вперед в плане популярности. В киберспорте за последние годы таких персонажей становится все больше. Особенно приятно, что среди них есть и российские игроки. Один из таких – Роман Кушнарев, более известный как RAMZES666, выступающий в дисциплине Dota 2. Мы встретились с Романом и узнали, как он пришел в профессиональный киберспорт, а также спросили о том, что сейчас происходит с его карьерой.
Родился Кушнарев в Новокузнецке, который подарил России многих спортсменов (в основном – хоккеистов). Возможно, в будущем город станет еще и столицей киберспорта, но пока что Рамзес единственный, кто начинал свою большую карьеру в местных компьютерных клубах. Знакомство с Dota произошло именно там. «Я очень часто ходил в компьютерные клубы и играл в Counter-Strike. Однажды мне это надоело: одни и те же карты, ничего необычного. Захотелось чего-то нового. Ребята играли в Warcraft 3, и я решил с ними. Всегда играли на какие-то мелочи: чипсы или что-то вроде того. Мне понравилась игра. Потом мама купила мне компьютер, так все и началось».
Warcraft 3 – то, с чего начался не только путь Романа в киберспорте, но и история его любимой игры. Изначально Dota была всего лишь модификацией. Отдельным проектом она стала чуть позже. RAMZES666 начинал осваивать эту дисциплину еще до того, как Dota 2 увидела свет. Возможно, в этом и был секрет такого стремительного взлета до уровня профессионала. Сам Роман считает, что это получилось неслучайно. «Не могу сказать, что мне повезло. Я уделял этому слишком много свободного времени. Мое расписание было такое: я просыпался и играл. Больше не делал ничего, я даже ел за компом. Я играл нон-стоп. Так продолжалось до семнадцати лет. Потом уже профессиональная Dota 2 начала развиваться, и я ушел в нее. Я думаю, такой рост зависит от усилий. Я никогда не стремился к этому, мне просто нравилось играть. Я получал от игры удовольствие, и она начала приносить мне деньги».
В пути, который проделал Роман, вскрывается и одно принципиальное отличие киберспорта от спорта традиционного. Если в футболе или хоккее ты должен надеяться на то, что тебя заметят в какой-то команде, здесь коллектив изначально приходится искать или собирать самому. «Мне было 15–16 лет, я сидел на дотерских форумах, искал команду. Думал попробовать свои силы, все-таки у меня был неплохой рейтинг. Меня нашли и взяли в команду. Там начали платить по 200–250$. В те годы для меня это была очень хорошая сумма. Я перестал брать деньги у родителей и стал сам себя обеспечивать, платить за интернет», – вспоминает Рамзес.
Так началась его профессиональная карьера. Сперва какие-то локальные турниры, потом все больше и больше. Кушнарев оказался в главной российской команде Virtus.pro и начал ездить по всему миру на крупные мэйджоры. Сейчас ему 21 год, и он побывал практически во всех частях планеты. Но вспоминает их Роман не как турист, а как игрок. «Мне очень запомнились азиатские страны. У киберспорта там очень много фанатов, всегда крутая атмосфера, трибуны заполнены».
Осенью 2019-го RAMZES666 согласился на радикальные изменения в своей жизни. Он поехал играть в США. Evil Geniuses (одна из лучших американских киберспортивных команд) тогда собирала новый состав, и Роман стал его частью. Несмотря на то что английский язык он изучал только в школе, в новой стране особых проблем с адаптацией не возникло. «В школе у меня был выбор: немецкий или английский. Я выбрал английский. Потом начал играть, и на европейских серверах всегда учился, у меня присутствовала языковая практика. Пытался общаться, говорил игрокам, что им делать. Лексикон дотера достаточно небольшой, поэтому его быстро осваиваешь. Когда я переехал в Америку, у меня не было особых знаний английского языка. Никто не понимал, как я буду общаться. Но как-то вот получилось. Мне не было сложно. Всегда помогал Arteezy (партнер Романа по Evil Geniuses. –