Как всего два винта делают вертолёт летающей машиной?

Наука и техникаHi-Tech

Крыло, похожее на тюльпан, – винт вертолета

Иван Варгатый
https://vk.com/vivan755

Тяжелый вертолет Ми-26 с водосливным устройством на внешней подвеске

Ми-8МТВ стоял, вытаращив стрекозиные глаза остекления на груз, и почесывал макушку руками техников – те закрывали капоты двигателей, главного редуктора, гидроблока, турбоагрегата. Вертолет был в полном порядке, но в его нехитрой нервной системе никак не укладывалось, как он увезет эту подвеску? По паспорту масса дизель-электростанции указана допустимая – 3900 кг. Сейчас же она стоит на тяжеленных, сваренных из стальной трубы полозьях, в тонну точно! На улице жара, двигателям тяжело дышать, а тут еще подсовывают перегруз.

Но делать нечего, такая работа. Где-то у энергетиков что-то полыхнуло, выгорело, буровая осталась без основного питания, на резервной электростанции. А если и она встанет? И лететь-то неблизко, под триста километров, топлива на донышке не возьмешь. Будет веселый взлет... Вот уже бортмеханик делает обход перед запуском, поднялся по стойке и проверил закрытие капотов, привычно покачал хвостовой винт за лопасть – вертолет с удовольствием пошевелил осевыми шарнирами, помахал вразнобой лопастями. Глаз бортмеханика прочертил прямую с лопасти на тавотницу, порядок, угол в норме...

«Аишка», крохотный турбоагрегат АИ-9, выбросил протуберанец пламени, заревел трубным ревом и после короткого прогрева Соловьем-разбойником дунул в магистраль отбора, расшевелил стартеры двигателей. Лопасти винта поползли над остеклением слева направо. Вот оба на малом газе, греемся... Есть прогрев, рукоятку коррекции вправо, включаем генераторы, выпрямительные. Еще несколько проверок – и поехали за подвеской! Заветная дизель-электростанция стоит недалеко. Шаг-газ вверх, вертолет вспух, оторвался одной опорой и чуть повел носом влево – пилот придержал его правой педалью и убрал крен, правой рукой двинув ручку. Теперь вперед, еще чуть «шага» и чуть правой педали, поехали к подвеске.

Подцепщики уже ждут. Быстро связали вертолет с электростанцией «одной цепью», трос в замке, замок закрыт. Теперь контрольное висение. Бицепс потихоньку выбирает «шаг», левый глаз смотрит в блистер на землю, правый, как у хамелеона, на обороты несущего винта, а третий, прорезающийся у вертолетчика в такие моменты, видит, как загибаются тюльпанчиком лопасти... Дизель всей тяжестью повис на вертолете, обороты неумолимо падают, правая нога утопила педаль почти до упора – словно у автогонщика... Несущий винт нещадно загребает воздух, приходится уравновешивать его рвение рулевым винтом, чтобы вертолет не завертелся на месте. В крейсерском полете рулевому винту помогает фиксированный руль направления – изящное «перо» на концевой балке, но при взлете по-вертолетному обдувки руля нет.

Ручка «шаг-газ», снятая с вертолета. 1 – поворотная рукоятка коррекции, 2 – маховик фрикциона, 3 – фрикцион стопорения, 4 – ручка «шаг-газ», 5 – рычаги раздельного управления двигателями

Хлопки лопастей превратились в жесткий звериный рёв, даже стрекозиные глаза вертолета, кажется, вылезли из орбит и пульсируют в такт этому рёву. Но как ни реви – мощности не хватает. Бах! Обороты упали ниже 89, выбило генераторы, стихли за спиной выпрямительные устройства. Чуть отдаем «шаг», ставим дизель и ждем. Ветер вроде оправдался, дует откуда надо, электростанцию специально поставили так, чтобы по курсу ничего не было, надо лишь дождаться порыва. Командир посмотрел на «правака» и одними бровями спросил: «Готов?». То, что сейчас будет, нельзя говорить вслух.

Вот листья на недалекой березе зашевелились посильнее, а следом ветка наклонилась к вертолету. Порыв катится к нам, пора! Левая рука командира заранее вместо «шага» перелегла на РРУДы, рычаги раздельного управления двигателями, и чуть стянула их выше средних защелок, а сейчас потянула дальше. Обороты винта пошли, запас растет, он пригодится спустя секунды. Командир чуть мотнул головой, и второй пилот, державший трос подвески натянутым, двинул ручку вперед. Вертолет на привязи начал описывать дугу навстречу ветру, «правак» подтянул «шаг», а командир синхронно поддавил РРУДы вниз. Оставлять их на взлетном нельзя, тогда «шаг» не взять. Эх, вот когда нужен не только третий глаз, но и третья рука... Командир с теплом вспомнил Ми6, с которых пришлось уйти в прошлом году после бездарного решения властей об окончании века «шестерок». Там на приборных досках есть УПРТ – указатели положения рычагов топлива, держать режим было бы проще... Хотя там вообще не пришлось бы терзать машину, для нее этот груз – игрушка... Время между тем почти замерло.

Набравший какие-то километры в час вертолет начал загребать винтом все больше воздуха, ветер добавил своей скорости, электростанция оторвалась от континента и заскользила на цыпочках. Обороты винта снова ползут вниз. Все эти свободные турбины, шестерни главного редуктора, тяжеленная втулка, шесть центнеров лопастей, валы трансмиссии рулевого винта и сам не очень большой, но оборотистый винт имеют неслабую инерцию, она вместе с мощью двигателей сейчас держала обороты. Но все же они падают. 95, 94, 93... Однако привязанный к электростанции Ми-8МТВ набирает скорость, вот пошла тряска: это поток перестает «стоять торчком» на лопастях винта, лопасти с каждым набранным километром в час все больше и больше привычно ложатся грудью на поток. Винт переходит с осевой обдувки на косую, начинает напоминать своей аэродинамикой крыло самолета. Вот и обороты перестали падать, высота пошла!

Скорость 80, 100... Уже и правой педали столько не надо, начал работать фиксированный руль. Машина уверенно месила лопастями родную стихию, набирала живительную высоту. Там воздух и чище, и прохладнее, и время подумать есть... Прохладнее будет и на площадке, где ждут дизель, и топливо к тому времени подвыжжем, станем легче. Поставить эту железяку на землю должно быть проще, чем поднять. Хотя это авиация, кто знает, что будет на площадке, но надо надеяться на лучшее, иначе не стоило и ввязываться в этот полет – в одно сплошное нарушение. А буровая ждет!

Похожие истории раньше происходили сплошь и рядом. Работы у вертолетчиков было море, такого жесткого контроля, как сейчас, не было, и летали порой «на честном слове и одной лопасти». Однако принцип работы вертолета не изменился, и сейчас самое время разобрать, как устроен вертолет классической схемы с газотурбинными двигателями вроде Ми-8 и что происходило на взлете, а заодно взглянуть и на вертолеты других схем. Начнем с силовой установки и трансмиссии. Наверняка кто-то слышал, что двигатель Москвича-412 – «половинка» V-образного двигателя рулевого винта Ми1. Или Ми-4. Это, конечно, байка, так как трансмиссия вертолета едина, оба винта приводятся от одного маршевого двигателя (чаще – двух параллельно): от двигателя приводится главный редуктор, на главном редукторе установлен несущий винт (НВ), от него же тянется трансмиссия к рулевому винту (РВ) – валы с парой редукторов.

Назначение РВ очевидно: НВ вращается по часовой стрелке и в этом же направлении отбрасывает воздух, а вертолет из-за реакции стремится повернуться против часовой стрелки. РВ, с помощью хитро изогнутой концевой балки «всунутый» в плоскость несущего винта, компенсирует реактивный момент НВ, не создавая паразитного кренящего момента. Заодно изгиб концевой балки убирает рулевой винт подальше от земли – так меньше шансов, что при большом тангаже у земли РВ сломает лопасти о какие-нибудь препятствия. Но все же такие случаи бывают, равно как бывают и повреждения валов, и отказы промежуточного или хвостового редуктора... Это одна из причин, по которой параллельно с вертолетами классической схемы в Советском Союзе развивались и вертолеты соосной схемы – винты установлены один над другим, вращаются в противоположные стороны. Реактивные моменты друг друга компенсируют.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Морские, древесные и прочие удивительные крокодилы Морские, древесные и прочие удивительные крокодилы

От крокосвиньи, этозавра и попозавроида к крокодилу: путь в 200 млн лет

Наука и техника
От «коробочек» — к нелинейной архитектуре От «коробочек» — к нелинейной архитектуре

Как может выглядеть архитектура XXI века?

Монокль
Политика с открытым кодом Политика с открытым кодом

Какие факторы определяют успех Китая в индустрии искусственного интеллекта

РБК
Ничего личного Ничего личного

Как защититься от хейта в Интернете

Лиза
Битва при Ипсе Битва при Ипсе

Последним сражением Четвёртой войны диадохов стала битва при Ипсе

Дилетант
Братские портреты Братские портреты

Братские портреты навсегда остались бы неизвестными, если бы не парное сочетание

Дилетант
Актриса-фейерверк Актриса-фейерверк

Полина Максимова снимается в кино уже двадцать лет — с шестнадцати

OK!
Ольга Аросева: Михаил Державин называл ее «водородной бомбой», а Ширвиндт деликатно отмечал, что «характер у нее не сахар» Ольга Аросева: Михаил Державин называл ее «водородной бомбой», а Ширвиндт деликатно отмечал, что «характер у нее не сахар»

«Чего только ей не тащили: от конфет и коньяка до борщей в банках и селедки»

Коллекция. Караван историй
Терапия бездельем: что такое бедроттинг и почему зумеры полюбили валяться в постели Терапия бездельем: что такое бедроттинг и почему зумеры полюбили валяться в постели

Bed rotting: обычная лень или способ восстановить силы?

Forbes
Дефициту бюджета есть простое объяснение Дефициту бюджета есть простое объяснение

Чем вызван растущий дефицит федерального бюджета

Монокль
Далекие близкие Далекие близкие

Откуда в отношениях берется одиночество и можно ли это исправить?

Лиза
Как выбрать мясорубку и не превратить кухню в филиал мясокомбината Как выбрать мясорубку и не превратить кухню в филиал мясокомбината

Как выбрать идеальную мясорубку, чтобы она не стала пылесборником на полке

ТехИнсайдер
Три самых популярных ошибки новичка в трейле Три самых популярных ошибки новичка в трейле

Как подготовиться к своему первому трейлу и какие ошибки важно не повторить

Maxim
Cеребряное ожерелье Cеребряное ожерелье

3 проверенных маршрута по Серебряному ожерелью России

Лиза
«Сколько стоит твоя жизнь?» «Сколько стоит твоя жизнь?»

Вышел сериал о черном рынке органов «Хирург»

Weekend
Закат империи Закат империи

Разгромив Мамая, Тохтамыш начал войну со своим бывшим союзником — Тамерланом

Дилетант
От «Голубого крейсера» до «Каспийского монстра»: 5 самых быстрых кораблей СССР От «Голубого крейсера» до «Каспийского монстра»: 5 самых быстрых кораблей СССР

Что стимулировало рост скоростей, какие рекорды ставили советские моряки на воде

ТехИнсайдер
Живот одобрит Живот одобрит

Чем питаться при синдроме раздраженного кишечника

Лиза
«Я понял Японию. От драконов до покемонов» «Я понял Японию. От драконов до покемонов»

Как японцы видят общество вокруг себя

N+1
От него мы впервые узнали об антропогенном потеплении От него мы впервые узнали об антропогенном потеплении

Михаил Будыко понял, что льды Арктики будут стремительно таять, еще 55 лет назад

Наука
Атомные города — будущее, в котором уже живут Атомные города — будущее, в котором уже живут

Три города, где плотность идей выше, чем плотность населения

СНОБ
Монеты, отчеканенные 1500 лет назад с одного штемпеля, рассказали о древних торговых путях Монеты, отчеканенные 1500 лет назад с одного штемпеля, рассказали о древних торговых путях

Что древние монеты рассказали об экономической интеграции Юго-Восточной Азии

ТехИнсайдер
Лето, прощай! Лето, прощай!

Что нужно успеть сделать на даче до конца августа

Лиза
Звезда не родилась Звезда не родилась

Почему планета Голливуд больше не может создавать кумиров

Men Today
Несовершеннолетние инвестиции Несовершеннолетние инвестиции

Брокеры фиксируют спрос на открытие счетов подросткам, но сегмент нишевый

Ведомости
Команда роботов готовится исследовать пещеры Луны и Марса Команда роботов готовится исследовать пещеры Луны и Марса

Как тестировали автономных роботов для исследования подземных пещер

ТехИнсайдер
«Клиенты из Москвы смотрели на нас с недоверием». Как региональному бизнесу пробиться на глобальный рынок: опыт IT-компании из Воронежа «Клиенты из Москвы смотрели на нас с недоверием». Как региональному бизнесу пробиться на глобальный рынок: опыт IT-компании из Воронежа

Почему ключевой актив — не локация, а стратегия бизнеса?

Inc.
Три пощёчины Три пощёчины

Фёдор Редлих о судьбе австрийцев в Советской России

Дилетант
Варя Семак Варя Семак

Зин по сверхновому искусству Петербурга от художницы Вари Семак

Собака.ru
Отец спящего родился Отец спящего родился

135 лет назад появился на свет Говард Филлипс Лавкрафт

Weekend
Открыть в приложении