Будет ли у России атомный авианосец?

Как известно, цикл создания нового типа вооружения начинается с осознания новых задач, которые необходимо решать в рамках общей стратегии, которые не могут быть эффективно решены имеющимися в распоряжении вооруженных сил средствами. Выделив такие задачи, военные способны определить средство для их решения и сформулировать тактико-техническое задание (ТТЗ) к такому средству. А дальше уже работа конструкторов и промышленности. Таким образом, при правильном порядке создания новейшая система вооружений всегда должна представлять собой, если так можно выразиться, осознанную потребность военных, воплощенную в металле с учетом возможностей страны. Увы, многие годы в СССР тактико-технические характеристики (ТТХ) авианесущих кораблей определяли не запросы флота, а вынужденный компромисс между ними и позицией министра обороны Дмитрия Федоровича Устинова (1908–1984). Флот желал катапультные и атомные авианосцы водоизмещением по меньшей мере 65– 70 тыс. т, но Д.Ф. Устинов, веря в светлое будущее самолетов СВВП, соглашался только на неатомный корабль максимум в 45 тыс. т. С большим трудом удалось убедить его разрешить увеличить водоизмещение хотя бы до 55 тыс. т, а о катапультах он и слышать не хотел. Дмитрий Федорович был умнейшим человеком, но все же только человеком, которому, как известно, свойственно ошибаться. Приверженность к СВВП была одной из не столь уж многочисленных ошибок этого во всех отношениях выдающегося государственного деятеля.

В 1984 году главный противник авианосцев умер. Практически сразу после этого Невскому ПКБ поручили проектирование настоящего атомного авианосца с увеличенным водоизмещением, большим количеством самолетов и паровыми катапультами. Несмотря на существенное отличие от кораблей типа «Киев», авианосец все же продолжают называть седьмым ТАВКР – проект 1143.7. При закладке этого корабля на стапеле Черноморского судостроительного завода (ЧСЗ) в Николаеве 25 ноября 1988 года он получил наименование «Ульяновск». ТТЗ на его разработку в соответствии с программой вооружений на 1986–1995 годы НПКБ получило в декабре 1984 года. В 1986 году был завершен и утвержден эскизный, а в 1987-м – технический проект (главный конструктор – Л.В. Белов, затем Ю.М. Варфоломеев). В октябре того же года утвердили основные элементы атомного тяжелого авианесущего крейсера (АТАКР): авиагруппа в составе 70 летательных аппаратов (истребители Су-27К и МиГ-29К, самолет РЛД и наведения Як-44РЛД, вертолеты Ка-27 и Ка-31), трамплин, две катапульты, аэрофинишеры, новый ПКРК «Болид» (позже заменен на «Гранит»), ЗРК «Кинжал», ЗКБР «Кортик», четырехвальная АЭУ (280 тыс. кВт), полное водоизмещение 73 400 т, скорость полного хода – 30 узлов.
АТАКР предназначался для придания боевой устойчивости соединениям флота в оперативно важных морских и океанских районах, а также для уничтожения корабельных группировок противника во взаимодействии с другими силами флота. Внешне он отличался бы от кораблей пр. 1143.5 увеличенными главными размерениями, наличием третьего самолетоподъемника (с кормы по левому борту), уменьшенной по длине надстройкой, а главное – наличием двух паровых катапульт. В целом же сохранялась и преемственность: на корабле предусматривался носовой взлетный трамплин.

Создание АТАКР представляло собой качественно новый этап развития советского военного кораблестроения и авианосного флота. Зарубежных аналогов АТАКР проекта 1143.7 не имел. По части авиационно-технических средств он мог быть сопоставим с находившимся тогда в постройке американским атомным авианосцем «Дж. Вашингтон», а по наличию ударного ракетного оружия и зенитных огневых средств превосходил его. На корабле в максимально возможном объеме использовались образцы вооружения, механизмы, оборудование и материалы, ранее предусмотренные для кораблей пр. 1143.5. Было проведено 33 опытно-конструкторских работы (ОКР), 11 из которых – по планам Минобороны (ВМФ и ВВС). Увеличивалась численность и номенклатура корабельной авиагруппы. В частности, предусматривалось создание многоцелевого самолета Су-27КМ, самолета-постановщика помех Су-27КПП, самолета целеуказания и разведки Су-27КРЦ, противолодочного самолета Як-44ПЛО и самолета радиолокационного дозора и наведения Як-44РЛД. Опытный образец паровой катапульты «Маяк» и опытный образец обеспечивающего его работу энергетического комплекса на перегретом паре в составе котлоагрегата, пароаккумуляторов и конденсаторов прошли предварительные испытания на комплексе «Нитка» (см. № 9, 2024) и были рекомендованы для эксплуатации. В целом, по оценкам специалистов, новые образцы вооружения корабля пр. 1143.7 должны были отвечать мировому уровню 1995–2000 годов.
ГЭУ корабля создавалась на базе серийно производившихся и успешно эксплуатировавшихся на ракетных крейсерах типа «Киров» (пр. 1144) ППУ КН-3 и ГТЗА-653. Громадный «Ульяновск» приводился в движение от 4 ядерных реакторов и 4 паровых турбин общей мощностью 280 тыс. л.с. С их помощью корабль развивал бы скорость до 29,5 узлов (55 км/час). Внедрение атомной энергетики обещало дать существенные сокращения расхода органического топлива, обеспечив тем самым кораблю практически неограниченную дальность плавания, возможность длительного поддержания высоких скоростей хода и увеличения более чем вдвое запасов авиатоплива и авиационного боезапаса. Улучшались условия посадки самолетов – ввиду отсутствия обычного для кораблей предыдущих проектов с КТУ теплового шлейфа. Заодно уменьшалась коррозия летательных аппаратов, размещенных на полетной палубе.

Корабль должен был иметь следующие главные размерения: длина наибольшая – 321 м, длина по КВЛ – 280 м, ширина максимальная (с угловой палубой и переходными мостиками) – 79,5 м, ширина по ватерлинии – 38 м; высота борта от основной линии до верхней палубы на миделе – 27,5 м, в носу – 33 м, высота габаритная – 65,5 м; стандартное водоизмещение – 62 580 т. Данные приведены на момент утверждения ЦК КПСС и Советом министров СССР проектных ТТХ корабля, состоявшегося 28 октября 1987 года, впоследствии они могли незначительно изменяться.
Головной АТАКР, названный «Ульяновск» (заводской номер С-107, старший строитель – П.С. Герасимов)