«Мы тренируемся на улицах. Олимпийские чемпионы соревнуются с соседскими детьми»
Монологи спортсменов, чью мечту об Олимпиаде в Токио разрушила пандемия.
Все мы ждали проведения Олимпиады в Японии в этом году. По-хорошему, она должна была ознаменовать конец пандемии, победу людей над вирусами и в очередной раз подтвердить заезженную фразу о том, что предела человеческим возможностям не существует. И сначала олимпийский комитет делал все, чтобы вселить в нас толику надежды – Играм быть. Но в марте даже у спортивных чиновников, этого сообщества мечтателей, кончился энтузиазм. Игры Токио-2020 теперь станут Токио-2021.
Возможно, вы и не заметите, как пролетит этот год. Но для профессиональных спортсменов, чья подготовка к Олимпиаде длилась несколько сезонов, перенос Игр может стать злым роком. Когда вы занимаетесь спортом на уровне элитных атлетов, ваше расписание тренировок известно на несколько лет вперед, и его финальной точкой служит Олимпиада. Любое уклонение от плана может привести к потере концентрации, травмам, истощению или наоборот – набору лишних килограммов. А теперь представьте, что в последний момент это расписание приходится менять. В тот миг, когда атлет оказывается на пике формы, ему сообщают, что старта придется подождать еще год. Сможет ли он не растерять форму за это время? Не перетренироваться? Не впасть в уныние, если Игры должны были стать последним крупным турниром в карьере?
Безусловно, из-за переноса Игр экономика Японии понесет существенные убытки (Forbes оценивают потери организаторов в $2,7 млрд). Но что потеряют или приобретут от этого спортсмены, главные действующие лица атлетической схватки, просчитать невозможно. Так что мы решили расспросить их об этом лично.
Молли Зейдель, марафон
25-летняя Зейдель получила право участвовать в Олимпийских играх в Токио, заняв второе место на национальном отборе США в феврале этого года.
Не буду лукавить: я никогда не испытывала столько стресса, сколько за последние пару недель. Никто из атлетов не удивился, когда игры решили отменить, это было ожидаемо, но решение организаторов все равно нас почему-то расстроило. Вскоре в стане олимпийцев начались разговоры: «А должны ли те, кто попал в сборную после национального отбора, участвовать в играх в 2021 году? Или будет уместнее провести отбор заново?» В интернете стали писать, что команда, которую США хотели отправить в Токио, – достаточно слабая, так что перенос соревнований поможет сохранить репутацию. Пару раз мне в инстаграме (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) тоже приходили сообщения такого характера: «Ты не заслуживаешь своего места в команде». СМИ и некоторые личности ухватились за то, что помимо бега я зарабатывала на кофе, работала баристой. Но когда началась пандемия и в стране стали закрываться кафе, я потеряла работу, потому что боссу пришлось прикрыть лавочку. К счастью, у меня остается зарплата профессионального стайера, выплачивает ее министерство спорта. Эта сумма гораздо меньше призовых, которые получают атлеты, участвуя в международных турнирах, но на нее можно прожить. Выходит, что официально я больше не бариста.
Александр Массиалас, фехтование
25-летний рапирист уже участвовал в Олимпийских играх – в 2016 году в Рио он завоевал серебряную и бронзовую медали.
На каждодневных тренировках в зале мы много работаем со штангой, делаем рывки, чтобы увеличить взрывную силу мышц. Но и дома, в общем-то, нам есть, чем заняться. У меня нет набора гантелей, но я делаю множество упражнений со своим весом и стараюсь концентрироваться на взрывных движениях, много прыгаю из приседа и запрыгиваю на скамью. Если быть совсем откровенным, я также трачу много времени на компьютерные игры. К счастью (или к несчастью) я живу на вершине холма в Сан-Франциско, поэтому тренер часто пишет мне, заставляет спускаться на равнину, а потом бежать в гору. И так столько кругов, сколько ему захочется. Я сижу в изоляции уже три недели, и все это время не спарринговался. Наверное, это самый большой перерыв в профессиональных тренировках, который был у меня за двадцать лет.