Кино на драйве: зачем «Формула-1» стала съемочной площадкой голливудского фильма
Трасса в Сильверстоуне во второй июльский уик-энд станет не только местом проведения этапа «Формулы-1», но и съемочной площадкой. В паддоке будут толпиться кинооператоры и режиссеры, а плавить гоночный асфальт шинами придется самому Брэду Питту. Forbes.Спорт рассказывает, как и зачем «Формула-1» завоевывает мир с большого экрана
Шесть лет прошло с тех пор, как компания Liberty Media приобрела престижную гоночную серию «Формула-1» и начала спасать ее от кризиса. В первую очередь руководство занялось развитием социальных сетей, но поворотным моментом стало сотрудничество с Netflix и съемки документалки Formula 1: Drive to Survive («Формула-1. Драйв выживания»). Теперь LibertyMedia пошли еще дальше: открыли свой паддок для съемочной группы художественного фильма с Брэдом Питтом в главной роли, пустили актера за руль болида, а в планах также производство телесериала.
«Я слишком старомоден»: Экклстоун запрещал гонщикам снимать видео
Берни Экклстоун, бывший главный босс «Формулы-1», когда-то превратил гоночную серию в прибыльный бизнес. Именно он в 1978 году впервые продал права на трансляцию гонок и с тех пор строго охранял права телевещателей на «формулический» контент. Любая съемка в паддоке была запрещена для всех, кроме телевещательных компаний, а самих гонщиков даже заставляли удалять ролики из своих социальных сетей, хотя к 2010-м годам уже стало понятно, что социальные медиа и интернет-платформы стоят того, чтобы обратить на них пристальное внимание. И уж тем паче было невозможно представить, как Экклстоун пропускает в паддок съемочную группу документального (или художественного) фильма.
«Меня не интересуют твиты или что там еще есть. Я пытался понять это, но в любом случае я слишком старомоден. Да, мы должны использовать социальные сети для продвижения F1. Я просто не знаю, как это сделать», — мировые СМИ в 2014 году активно тиражировали знаменитое интервью Берни азиатскому журналу Campaign.
О том, что F1 начала терять и больше не привлекает молодую аудиторию, Экклстоун говорил следующее: «Если у вас есть бренд, который вы хотите представить нескольким сотням миллионов человек, я легко могу сделать это для вас на телевидении. А теперь мне говорят, что нужно найти канал, где 15-летний парень мог бы посмотреть «Формулу-1». Зачем? Маленькие дети увидят марку Rolex, но они не могут себе ее позволить. Я не знаю, почему люди хотят добраться до так называемого «молодого поколения». Почему они хотят это сделать? Чтобы продать им что? Я бы лучше обратился к 70-летнему парню, у которого куча денег».
На самом деле, все обстояло не так печально, и руководство Formula One при Берни изучало социальные сети, чтобы понять, какую угрозу они представляют их бизнес-модели и какие возможности могут предложить. В 2015 году, например, у F1 появился свой Youtube-канал.
Однако, в отличие от болидов, эта машина ехала очень медленно и натужно. Ровно до того момента, когда Liberty Media выкупила контроль над серией в 2017 году. Общая сумма сделки составила $8 млрд.
F1 превратилась в самую быстрорастущую спортивную лигу по числу подписчиков в соцсетях
Новые владельцы сразу же разослали командам письмо, в котором сообщали о смягчении правил в отношении социальных сетей. И даже предлагали публиковать короткие видеоролики, начиная с предсезонных тестов. «Мерседес» тут же провел прямую трансляцию в Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) (принадлежит Meta, признана в России экстремистской организацией, ее деятельность запрещена) подготовки своего чемпиона Льюиса Хэмилтона прямо из кабины, Red Bull опубликовал видео под названием «День из жизни Даниэля Риккардо», в котором австралиец прибывает на трассу утром, завтракает, проводит последние тренировки перед заездами, «Торо Россо» (сейчас — «Альфа Таури») показала заезд болида в гараж.
Политика расширения присутствия в соцмедиа привела к тому, что «Формула-1» стала (и продолжает оставаться) самой быстрорастущей мировой спортивной лигой с точки зрения подписчиков в социальных сетях.
Совокупное число подписчиков в начале 2020 года составило 24,9 миллиона человек, в 2021-м увеличилось до 49,1 млн, а к 2022-му выросло еще на 23%.
Кроме того, в 2018 году была создана стриминговая платформа F1 TV, позволяющая следить за сессиями Гран-при в прямом эфире. Но глава корпорации Liberty Media Джон Мэлоун, сделавший себе состояние на кабельном телевидении, пошел еще дальше. Назначенный им исполнительный директор Кэри Чейз, когда-то управлявший Fox Sports и Fox News, а также помощник Чейза Шон Брэтчес, работавший до этого исполнительным вице-президентом ESPN, отправились в Netflix.
Боссы F1 дали Netflix полную свободу
Netflix нуждался в контенте, который мог бы привлечь зрителей в Европе и Азии, где, в основном, смотрят «королевские гонки», а «Формула-1» как раз хотела вернуть себе аудиторию в США, где больше всего смотрят Netflix. Именно поэтому паззл сложился.
Причем, с «Формулой» все получилось по очень простой причине — обе стороны были максимально заинтересованы в конечном продукте. Брэндон Ригг, вице-президент